Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
23. Вопрос о том, что деяния Аллаха являются результатом воли (выбора)
Аль-Ка‘би сказал: «Деяния Аллаха являются результатом Воли (выбора), так как деяния естественного могут быть только одного вида».
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «То, что он сказал, прекрасно, так как эта позиция последователей таухида (единобожия). Однако для его собственного учения это бесполезно. Так как говорится: «Творения - это результат Его Воли или чего-либо иного? То же самое говорится и об остальных Его деяниях». Если он скажет: «Это – Его Воля», то это указывает на то, что Его действия - это Его Воля, а утверждение о том, что деяния Аллаха являются результатом Его Воли, является ошибочным. Напротив, это (деяние Аллаха) является волей и ни чем-либо иным. Чтобы можно было сказать то, что сказал он (что Коран не сотворен, и не является возникшим деянием, он описывается этим, из чего следует, что он является Его извечным атрибутом). Если он скажет: «Отличное от него» (т.е.: «Творение не является Его выбором»), то это должно быть либо результатом безграничной Воли, что абсурдно, так как творения ограничены. Либо это деяние без Воли, тогда его слова несостоятельны. Это утверждают те, кто признает извечную божественную Волю, которая представляет собой волеизъявления возникновения вещи в момент ее существования.
Нашим доводом в пользу Воли является многообразие сотворенных сущностей, в чем есть мудрость и указание на единство Аллаха. А это, в свою очередь, указывает на волеизъявление существования каждой вещи в том виде, в котором она существует. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.