20. Сотворение (ат-Таквин) - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Аср 17:54
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:30 05:55 13:00 17:54 19:57 21:22
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Мухаррам 1444
Григорианский
16 августа 2022

Циклы уроков

20. Сотворение (ат-Таквин)

20. Сотворение (ат-Таквин)

Дни выхода уроков: По мере выхода
19 мар. 2022 1 240 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


То же самое (можно сказать) о тех, кто говорит: «Был Аллах, но не было творения, затем было творение без сотворения, которое от лично от творений». Это подобно тому, кто упоминает мир/сущее (не относя его к Творцу). Только Аллах наставляет на путь истинный.

 

В этом случае те, кто считают, что причиной творения является природа и питательные вещества, ближе к истине (ведь в этом есть утверждение явления, за счет которого существует другое). Они ближе к истине, чем те, кто приписывает творения Аллаху, утверждая, что от Него ни исходило ничего, кроме творения. И первые ближе к истине, чем вторые. Нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Среди зримого нет могущественной сущности, для которой нет препятствий, у которой нет действия, нет обладателя речи, не изрекающего ее, а ведь зримое является указанием/доводом в пользу незримого, следовательно, это все обязательно для Него. Только Аллах наставляет на путь истинный.

 

В то же время творения описываются такими качествами как распутство, зло, нечестие. Если бы эти действия относились к божественной сущности, то Он описывался бы этими именами. Тогда (в отношении Него) употреблялось бы вершитель зла, злой нечестивец, злодеятель. Но так как нарекать Его этими именами является неверием, то становится достоверным, что Его качества отличаются от упомянутых. Спасение только от Аллаха. То же самое касается рождения, подчинения, ослушания, приобретения. Если бы на самом деле эти деяния относились бы к Нему, то он именовался бы ими. И нет силы ниу кого, кроме Аллаха.

 

Если бы для Аллаха не было бы допустимым действие в основе, а затем оно произошло, то оно должно было быть допустимо по причине Его Самого, но в этом случае эта недопустимость должна была бы сохраняться вечно. Либо должна быть недопустимость по причине чего-либо другого, и вопрос именно об этом. И если бы утвержденным было «что оно недопустимо по причине чего-либо другого» и так, как было установлено, что это неверно, то Он Сам по Себе вершащий деяния. Только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Часть тех, кто считает, что творение является реальным деянием Аллаха, заявляют: «Оно подобно тому, как раб реально совершает молитву». Абу Мансур (р.а.), сказал: «Это - заблуждение, поскольку это наименование его реального действия. Оно не указывает на то, что это его реальное действие, которое может быть отнесено к нему. В то время как мы разъяснили суть наименования этим деянием, что разъясняет абсурдность этого.

 

Если кто-либо скажет: «Если Аллах описывается творением в извечности, то почему само творение не существовало в то время, в том виде, в котором оно должно существовать?»

 

Следует ответить: «По той причине, что вещи были созданными в том виде, в котором есть. Это подобно утверждению об обладании могуществом в отношении тех или иных вещей, управлении ими и знании о них, чтобы каждая вещь существовала в свой срок.

 

Возникновение происходит с тем, что должно появиться, а не самим знанием о нем. И творения, которые должны появиться, не влияют на знание и могущество, связанные с ними.

 

Основа заключается в том, что если Аллах описывается каким-либо атрибутом действия, знания или каким-либо другим, это описание обязательно должно быть в извечности. Если же упоминается то, на что распространяются его знание и могущество, т.е. творения, то они упоминаются с указанием времени этих вещей, чтобы не подразумевалась их извечность. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Первым доказательством является то описание, которое мы привели выше. Второй аргумент: если не будет упомянуто время, когда с ним произошло это действие, указывающее на извечность того, на кого это действие упало, либо на то, что оно было неизвестно в иное время, либо указывает на немощность. Так как, если будет сказано «Он – Творец Судного дня», это указывает на то, что Он сотворил этот день именно для того, чтобы оно существовало именно в тот час. То же самое относится к знанию, могуществу и воле. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

У сотворения/содеяния Судного дня, небытия - другое значение. Тот, кто просит, чтобы Аллах сотворил это событие, либо желает, чтобы настоящий час стал Судным днем, либо чтобы Аллах сотворил Судный день. Первое является абсурдным, так как таковым не является. Второе является ложным, так как устанавливается время для творения, что является признаком возникшего».

 

Если кто-либо скажет: «В сотворении (признании этого атрибута) без существования творений есть утверждение немощности». На это следует ответить, что это будет верно только в том случае, если к моменту появления творения не возникнут, то же самое касается воли и знания, ведь если их не будет, то это будет указывать на невежество и принужденность. Если же оно возникнет в то время, когда должно появиться, (то вышеприведенный) аргумент не верен. То же самое мы уже сказали выше о знании. Это касается слышания, видения, щедрости, бескорыстия. Он описывается ими в извечности несмотря нато, что слышимое, видимое и упоминаемое является возникшим. Такова сущность возникшего [1]. И следует упомянуть время, чтобы слушатель не сделал вывод об извечности [2]. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Основа в том, что если кто-либо описывается каким-либо действием, которое привязано к какому-либо времени, и нет возможности совершения этого действия в срок, предшествующий этому времени, то это является признаком немощности [3]. А действие сущности, не ограниченной рамками времени, является признаком могущества. Как, например, сущность, абсолютно способная совершить как само действие, так и его противоположность, является более совершенной и величественной. Точно так же сущность, действие которой привязано к конкретному пространству, по своей степени ниже сущности, действие которой не ограничено рамками пространства. Точно так же приписывание Аллаху тех качеств, о которых я упомянул выше, является приписыванием Ему совершенства. При этом следует помнить, что деяние раба (человека) не может быть свободно от того времени, когда оно должно быть совершено. Ведь его деяние является результатом его занятости этим деянием, а также результатом органов и инструментов, которыми он осуществляет это деяние. Что же касается Аллаха, пречист Он, то Он вершит Своей сущностью, знает Своей сущностью и могуч Своей сущностью. А все остальное кроме Него обладает могуществом и вершит свои деяния благодаря другим сущностям, без которых это деяние невозможно. Аллах творит из ничего, таким образом, их предположение становится недействительным. То же самое относится к могуществу, воле и всему, что мы разъяснили.

 

Еще одним доказательством того, что рабу принадлежат исходящие от него действия, является то, что происходит через некоторое время после его завершения. Например, стрельба (из лука) или преступление, после которого совершивший действие именуется убийцей, преступником или пострадавшим, и это происходит после того, как суть действия завершится. Это действительно и в отношении Аллаха тоже, однако Его действия не характеризуются как исходящие от Него (искусственные) или естественные. Выявление одного из эти смыслов в зримом не препятствует утверждению действия. Это касается и незримого, несмотря на то, что там содержится совсем иной смысл. Согласно утверждению выше, что допустимо использовать термин «вещь» и не допустимо «тело» (джисм). Употребление первого в отношении Аллаха допустимо даже несмотря на то, что это не является акциденцией. Каждая зримая вещь отлична от тела, поэтому в отношении существования это является акциденцией, а не его именем. То же самое касается и первого примера. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

То, что они сказали [4], является признаком немощности. Ведь раб (человек) не способен на то, что не осуществляется вместе с тем, на что падает его действие, точно так же как он не способен на это, не используя самого себя посредством движения или покоя. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Никто не станет отрицать, что на него в одно и то же время обращены повеления и запреты, несмотря на то, что они не были ниспосланы именно в этот момент. То же касается обещания награды и наказания. Запреты и повеления распространяются незамедлительно посредством

того, что было ниспослано Посланнику Аллаха, начиная с того момента. Никто не станет отрицать, что он существует именно в данный момент благодаря сотворению в извечности. Точно так же и Аллах описывается тем, что знает обо всем сущем несмотря на то, что Он описывается знающим и до этого. Существование и возникновение распространяется на все сущее, помимо Него. И успех исходит от Аллаха.

 

В то же время значение (атрибута) «творения», хоть человек и не в состоянии его осмыслить, может быть осуществлено простым словом «Будь» [5]. Все, что по Его знанию должно существовать, будет существовать благодаря ему. Каждая вещь будет создана в том виде ив то время, когда должна существовать, без какого-либо повтора. Это же распространяется на Его повеления, запреты, обещания награды или наказания, они становятся оповещением того, что существует и будет существовать независимо от различий во времени и пространстве, когда эти сущности существуют. Однако творения не в состоянии познать акттворения, который не занимает времени и не утруждает. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

При более подробном изложении данный раздел мог не прекращаться и отвлечь от основной цели [6]. Мы надеемся, что изложенного достаточно для обладающих разумом и пониманием.


[1] Таков божественный закон, связанный с творениями.

 

[2] Если упоминается Аллах и Его атрибуты, такие как создание, знание, воля и др., а также упоминаются творения, на которые эти атрибуты обращены, следует упомянуть и слышимое, т.е. упомянуть время (его существования), чтобы не возникало допущения о его извечности или немощности Аллаха Всевышнего.

 

[3] Т.е. действие, совершаемое какой-либо сущностью, неразрывно связано с конкретным временем и не может быть совершено до его наступления, что является явным признаком немощности.

 

[4] Имеется в виду отрицание таких качеств как «Сотворение», «Создание» и «Извечность»

 

[5] Вероятно, автор имеет в виду аят: «Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Возникни!» - и творение возникает», «Йа Син», 36:82.

 

[6] Написания всего текста данного трактата.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi