Дәрістер топтамасы
17. Вопрос относительно допустимости использования термина «тело» («джисм») в отношении Аллаха Всевышнего
Шейх Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.), сказал: «Утверждение (приписывание) тела подразумевает два смысла. Первый касается этого зримого тела, является ли это термином, описывающим нечто с направлениями, или нечто, допускающее границы, или нечто, имеющим три измерения. В отношении Аллаха, пречист он, утверждение всего этого в действительности недопустимо, ведь все это является признаками сотворенных, возникших субстанций. Ведь все это подразумевает наличие частей, границ, которые являются признаками возникших тел. Мы уже разъяснили, что нет ничего подобного Ему, а в этом есть приравнивание Его к большинству тел.
Если же речь идет о наречении Аллаха (этим наименованием) не в действительности, то это наименование выходит за рамки используемого, следовательно, становится невозможным познание его посредством разума и доводов. Если бы «тело» было бы одним из имен Аллаха, то было бы целесообразно в первую очередь сообщить о нем в священных текстах, но об этом не сообщил ни Он, ни кто-либо другой из числа тех, за кем можно следовать (делать таклид). Приписывание этого (тела) недопустимо. Даже если оно было бы неуместным без каких-либо доводов на основе органов чувств, преданий или разума, то было бы допустимо заявление о телесности и личности (все это отрицается священными текстами). Более того, было бы допустимо приписывать все, что присуще творениям, что является недействительным.
Согласно второму значению, это тело, не обладающее чтойностью, не познаваемое, о котором можно утверждать, что оно существует. Допускается его использование, если посредством него не подразумевается что-либо другое. Однако никто не использует это наименование (тело) только для того, чтобы утвердить существование. Ни тела, ни качества не именуются им с целью допущения их существования. Поэтому и эта версия является несостоятельной.
Если в качестве контраргумента нам приведут такие наименования как «вершащий деяния», «знающий» или другие подобные им, то мы можем дать два ответа: «Во-первых, если бы мы не осознавали значения этих наименований, то было бы допустимо их использование на основе священных текстов. Что же касается первого (т.е. наименования «телом»), то оно не упоминается в священных текстах, поэтому между ним и упомянутыми есть разница. Во-вторых, наименования «вершащий деяния» и «знающий» познаются разумом на основе зримого, и они не являются признаками сотворенных сущностей. А также и их значения не являются аргументами в пользу сотворенности, и допустимо описание Аллаха этими наименованиями. Поэтому признание их обязательно при условии отрицания сходства с творениями. И успех исходит только от Аллаха».
Если нам будет сказано: «Почему же вы не скажете, что наименование «вершащий деяния» указывает на телесность, то же самое касается и «Могущественного», «Знающего», ведь любой зримый предмет, носящий эти наименования, является телом?»
Следует ответить: «Они носят эти наименования не потому, что являются телами, ведь есть тела, которые не именуются этими наименованиями. Поэтому мы не обязаны это утверждать. В то же время на основе священных текстов и аргументации мы пояснили причины, по которым Он именуется этими наименованиям, но в их контраргументах эти причины отсутствуют. И если бы это было допустимым, то любой другой мог бы противопоставить нам подобные наименования, как, например, «тело» (джасад), личность и другие подобные. В то же время наименование «тело» (джисм) не распространяется на те зримые сущности, которые не делятся на части, либо не состоят из частей, как например, акциденции, деяния, движение, покой. Из этого становится ясно, что это наименование распространяется на сущности, состоящие из таких частей, как длина и ширина, и того, что указывает на составность.
Даже если идея о том, что Аллах не состоит из частей, не подтвердилась бы, это (наименование (тело) в любом случае не указывает на какое-либо действие. Ведь если бы это утверждение было несостоятельным, то таким же несостоятельным было бы утверждение об извечности божественной сущности. В этом случае также было бы допустимо приписывать Аллаху длину, тело (джасад), цвет, вкус и другие подобные качества. Ведь именно эти качества и являются явными проявлениями (тел) Но поскольку использование всего этого (в отношении Аллаха) недопустимо, то это же касается и тела (джисм). И успех исходит только от Аллаха.