Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Шейх Абу Мансур (р.а.) сказал: «Нет уподобления в утверждении божественных имен и атрибутов, так как это утверждение подразумевает отрицание той сути, которая присутствует в творениях, как, например, извечность и неизменность. Что касается имен, то они допускают только то толкование сущности, которое соответствует истинной сути Его господства (ар-Рубубийа). Ведь незримое можно познать, только основываясь на знаниях о зримом, особенно, когда это касается описания возвышенности и величия. Таков путь познания зримого, допускающий какие-либо заключения. Ведь наши способности называть что-то каким-либо именем ограничены тем, что мы видим. Ведь мы не способны указать на то, что не видим и не ощущаем. Если бы у нас были необходимые способности, мы бы выносили необходимые суждения, однако мы подразумеваем то, что отрицает подобие в таком выражении как, например: «Он знающий, но не подобен ученым». И это относится ко всему, что мы называем какими-либо именами или описываем. И только Аллах наставляет на путь истины.
То уподобление, которое допускает наше воображение в отношении всего, кроме Аллаха, заключается не в словах, которые мы произносим языком, а в подобии двух сущностей или действий. Именно на этом основывается наше воображение, когда определяет название предмета, у которого на данный момент нет названия. И поскольку Аллах, пречист Он от всех недостатков, Един и не подобен никому и ничему из того, что нам известно, мы не обязаны называть его теми именами, которые нам известны. Ведь если нет имени, то не будет и уподобления. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.
Философы, отрицавшие имена и качества, не были сторонниками та’тыля (отмены), ведь признание сути значения отрицает та’тыл. В признании (существования Аллаха) нет уподобления *, то же самое касается и имен. Если же они не признают (имена и качества), то, что они ответят на вопросы: «Чему вы поклоняетесь? К чему призываете? Какой религии придерживаетесь? Кто вам повелевает то, что вы делаете и запрещает то, от чего вы воздерживаетесь? Кто является творцом высшего и низшего миров? Кто является предшественником всех вещей?» Отвечая на эти вопросы, они будут вынуждены либо найти какое-либо приближенное определение, либо отрицать сотворенность мира и то, что они говорили раньше: «Это разум, или основа, или предшествующий, или первый дух и т.д.». Ведь этим самым они выбрали недоумение, придерживались невежества и отрицали то, чем познается тот, кто не является этим миром. И нет силы и могущества, ни у кого, кроме Аллаха».
* Между Аллахом и остальными сущностями в вопросе отрицания та’тыла в именах.