12. Отрицание наличия подобия у Аллаха - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Аср 17:54
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:30 05:55 13:00 17:54 19:57 21:22
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Мухаррам 1444
Григорианский
16 августа 2022

Циклы уроков

12. Отрицание наличия подобия у Аллаха

12. Отрицание наличия подобия у Аллаха

Дни выхода уроков: По мере выхода
20 янв. 2022 2 257 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Единство и божественность Аллаха есть истина. Однако это не единство в качестве исчисляемого, ведь у единицы есть половина и разные доли, а Его единство подразумевает уникальность. Он превыше какого-либо подобия или противоположности. Ведь приписывание противоположности отрицает божественность, а приписывание подобия отрицает единственность. Все сущее является либо подобием, либо противоположностью чего-либо. Оба эти понятия подразумевают тленность и небытие, что само по себе отрицает уникальность (ат-таухид) в творениях.

 

Аллах же един, нет у Него подобия, он Вечный, обеспечивающий существование всего сущего, нет у Него противоположности и подобия. Именно об этом сказано в аяте: «Нет ничего подобного Ему». (42:11). В своей основе любая сущность, имеющая подобие, становится множественной, как минимум их две; а все, что имеет противоположность, подразумевает тленность, поскольку может быть погублено этой противоположностью. В итоге все, что помимо Него, является либо противоположностью, которая тленна, либо подобием, которая именуется парой. Таким образом, божественное единство подразумевает единство в Величии и Грандиозности, в Могуществе и Власти. Единство воплощается через уникальность, отсутствие подобия и противоположности, что отрицает наличие телесности и акциденций, поскольку они есть показатель подобия вещей. Поэтому любое описание Его какими-либо качествами, присущими творениям или понятиями, относящимися к творениям, является несостоятельным. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Именно в том заключается упрямство антропоморфистов *, и именно в этом причина атеизма, ведь каждая группа подумала о Нем то, что подразумевает наблюдатель. Часть из них считает Его одной из сущностей, отрицает наличие творца этого мира и думает, что он (мир) извечен? Другие посчитали, что Он извечен, но может быть вместилищем возникшего, и что возникшее столкнулось с его Мощью. Таково мнение тех, кто признает существование первоматерии?** Мусульмане же вынужденно признали *** Его существование, и отрицали наличие у Него всего того, что присуще другим (сущностям). Независимо от того, присуща ли им разница в сущности или качествах, превращение или изменение, допускающие увеличение или уменьшение, если в нем есть какие-либо из этих качеств, то это вид, допускающий это.

 

Его продолжение в том состоянии, в котором он есть, как продолжение движения или покоя, или допущение его противоположности, является бедствием (изъяном) в его сущности, что допускает его небытие, и существование сущностей подобных его сущности, что само по себе делает недействительным совершенство. Или же допускает наличие у него конца или границ, подразумевающих наиболее полные и недостаточные, наиболее длинные и короткие. Все эти категории являются признаками возникшего и аргументом сотворенности. Если бы творцу были присущи категории, указывающие на то, что мир - возникший, и что у него есть творец, соединяющий его с этой точкой зрения, это было бы причиной гибели мира и всех доказательств в пользу Мудрого, Знающего, Который превыше подобия и противоположности.

 

Но при этом все помимо Него является возникшим с любой точки зрения, и если бы у Него было бы подобие, то Он не считался бы извечным, а все остальное возникшим. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

В то же время даже среди сотворенного не может быть подобия со всех точек зрения, ведь в противном случае подобные становятся единым. Обычно в чем-то есть подобие, а в чем-то его нет. Если бы Он имел подобие в каком-либо параметре с чем-либо помимо Него, то был бы одним из творений, так как подобие присутствует только между ними. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.


* Это течение уподобило Аллаха творениям. Они делятся на два вида: первые уподобили божественную сущность сущностям, которые ей не являются, другие уподобили атрибуты божественной сущности атрибутам небожественных сущностей. Каждая из этих двух групп делится на множество других. Некоторые из них дошли до того, что признали воплощение (хулуль), а это является явным неверием. (См. Багдади, «Усуль ад-дин Багдади», 352)

 

** Богословы-мусульмане были обязаны высказать свою верную точку зрения о Творце мира, чтобы опровергнуть различные ложные идеи. Они описали божественную сущность совершенными качествами, присущими ей.

 

*** Это течение, признававшее существование первоматерии (аль-хуюли). «Первоматерия» подразумевает особую субстанцию в теле, подвергающуюся различным воздействиям, обращенным на это тело, как например, слияние и разделение. Она имеет два образа - телесный и качественный. Мудрецы считали, что это - нечто способное принять образ вообще, а не какой-либо особый образ. Мутакаллимы считали ее частицей, из которой состоят тела. Также есть мнение, что они называются «Асхаб аль-хуюли» в том случае, если признают существование извечной основы мира и возникновение его акциденций. См. Аль-Исфараини, «Ат-Табсыра фи ад-дин», 149-150.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi