Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Абу Мансур (р.а.) сказал: «Затем доказательством наличия у этого мира Творца является факт его возникновения, обоснованный нами выше. А кроме этого не существует такой вещи, которая сама по себе соединяется и разделяется, это указывает на необходимость наличия чего-либо постороннего. И только Аллах наставляет на путь истинный. Во-вторых, если бы мир существовал сам по себе, то ни одно время не могло бы быть приоритетнее другого, ни одно состояние приоритетнее другого, ни одно качество приоритетнее другого. Если бы мир одновременно был бы в разных временах, состояниях и качества, то его бы не было. Даже если мир и существовал бы в таком виде, то каждая вещь выбрала бы для себя наилучшее состояние и качество, тогда не было бы зла и мерзости, а их существование указывает на необходимость наличия чего-то постороннего. И только Аллах наставляет на путь истинный.
Точно так же мир можно разделить на два вида: живой и неживой. Любая живая субстанция этого мира не ведает каково ее начало, не способна сотворить что-либо подобное себе, или же, несмотря на свою силу и совершенство, исправить свой изъян, следовательно, оно существует благодаря чему-то постороннему. Все вышеперечисленное тем более распространяется на неживое.
Каждый предмет этого мира вынужденно обладает теми или и иными акциденциями. Он не может существовать без акциденций, присущих ему. Это указывает на их взаимозависимость. Следовательно, они не могут существовать сами по себе, а нуждаются в чем-то постороннем, которое создает их и обустраивает их существование. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.
Также каждый предмет этого мира сочетает в себе различные противоположные качества, которые по своей природе должны отталкиваться. Поскольку их соединение само по себе невозможно, должен быть тот, кто их соединит.
Также каждый предмет этого мира нуждается в другом, поддерживающем его существование, как пища и другое. При этом он не ведает о том, что именно поддерживает его существование, и как извлечь пользу из того предмета, от которого он зависит. Следовательно, существование мира происходит благодаря Знающему, Мудрому, а не само по себе. И только Аллах может защитить и спасти.
Если бы предметы мира существовали сами по себе, то они могли бы продолжить свое существование и имели бы определенную границу. Но поскольку действительность совершенно противоположна, то должно быть нечто постороннее.
Существование мира самого по себе говорило бы о том, что он существует после возникновения, а все, что существует благодаря чему-либо другому или до него, делало бы недействительным его существование самого по себе. Как могло возникнут то, что существует до него?
Оно вообще не должно было бы существовать, а быть в небытие, но это невозможно. Доказательством этого являются здание, письмо, корабль, которые не могут возникнуть без того, кто их воспроизведет. И только Аллах наставляет на путь истинный.
Абу Мансур (р.а.) сказал: «В каждой частичке этого мира проглядывается удивительная мудрость и чудесное свидетельство. И даже мудрецы не в состоянии познать ни сущность этого, ни его возникновение именно в этом виде. Несмотря на свой разум и мудрость, они осознают, что их разум не в состоянии это познать. Соответственно именно это является доводом мудрости Творца этого мира. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.
Если бы было допустимо беспричинное одномоментное возникновение мира, то было бы допустимо и его одномоментное исчезновение. Однако мы видим совершенно противоположное, даже изменение состояний происходит только благодаря чему-либо постороннему. Как, например, живое погибает, разобщенное собирается, малое увеличивается, отвратительное становится приятным - все всегда изменяется только благодаря постороннему, возникающему в них. Вообще ничего не происходит само по себе.
А если бы было допустимо существование сущностей само по себе, то, например, одежда самостоятельно, без влияния краски, меняла бы свой цвет, а корабль плыл бы по морю сам. Поскольку всего этого не происходит, обязательно должен существовать знающий, могучий Творец, а это и есть то, что мы утверждаем. И только Аллах наставляет на путь истинный.
Еще одним доказательством существования мира самого по себе является знание и мощь, заложенная в нем. Подобный мир не может существовать благодаря чему-либо немощному и невежественному, тем более, если оно тленно. И только Аллах наставляет на путь истинный. Доказательством же возникновения мира из ничего является его сотворенность (худус), о котором мы уже говорили».