10. Создатель мира - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Зухр 12:43
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:38 06:53 12:43 16:41 18:26 19:41
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Раби-авваль 1444
Григорианский
07 октября 2022

Циклы уроков

10. Создатель мира

10. Создатель мира

Дни выхода уроков: По мере выхода
12 янв. 2022 1 027 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Абу Мансур (р.а.) сказал: «Затем доказательством наличия у этого мира Творца является факт его возникновения, обоснованный нами выше. А кроме этого не существует такой вещи, которая сама по себе соединяется и разделяется, это указывает на необходимость наличия чего-либо постороннего. И только Аллах наставляет на путь истинный. Во-вторых, если бы мир существовал сам по себе, то ни одно время не могло бы быть приоритетнее другого, ни одно состояние приоритетнее другого, ни одно качество приоритетнее другого. Если бы мир одновременно был бы в разных временах, состояниях и качества, то его бы не было. Даже если мир и существовал бы в таком виде, то каждая вещь выбрала бы для себя наилучшее состояние и качество, тогда не было бы зла и мерзости, а их существование указывает на необходимость наличия чего-то постороннего. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Точно так же мир можно разделить на два вида: живой и неживой. Любая живая субстанция этого мира не ведает каково ее начало, не способна сотворить что-либо подобное себе, или же, несмотря на свою силу и совершенство, исправить свой изъян, следовательно, оно существует благодаря чему-то постороннему. Все вышеперечисленное тем более распространяется на неживое.

 

Каждый предмет этого мира вынужденно обладает теми или и иными акциденциями. Он не может существовать без акциденций, присущих ему. Это указывает на их взаимозависимость. Следовательно, они не могут существовать сами по себе, а нуждаются в чем-то постороннем, которое создает их и обустраивает их существование. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Также каждый предмет этого мира сочетает в себе различные противоположные качества, которые по своей природе должны отталкиваться. Поскольку их соединение само по себе невозможно, должен быть тот, кто их соединит.

 

Также каждый предмет этого мира нуждается в другом, поддерживающем его существование, как пища и другое. При этом он не ведает о том, что именно поддерживает его существование, и как извлечь пользу из того предмета, от которого он зависит. Следовательно, существование мира происходит благодаря Знающему, Мудрому, а не само по себе. И только Аллах может защитить и спасти.

 

Если бы предметы мира существовали сами по себе, то они могли бы продолжить свое существование и имели бы определенную границу. Но поскольку действительность совершенно противоположна, то должно быть нечто постороннее.

 

Существование мира самого по себе говорило бы о том, что он существует после возникновения, а все, что существует благодаря чему-либо другому или до него, делало бы недействительным его существование самого по себе. Как могло возникнут то, что существует до него?

 

Оно вообще не должно было бы существовать, а быть в небытие, но это невозможно. Доказательством этого являются здание, письмо, корабль, которые не могут возникнуть без того, кто их воспроизведет. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Абу Мансур (р.а.) сказал: «В каждой частичке этого мира проглядывается удивительная мудрость и чудесное свидетельство. И даже мудрецы не в состоянии познать ни сущность этого, ни его возникновение именно в этом виде. Несмотря на свой разум и мудрость, они осознают, что их разум не в состоянии это познать. Соответственно именно это является доводом мудрости Творца этого мира. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Если бы было допустимо беспричинное одномоментное возникновение мира, то было бы допустимо и его одномоментное исчезновение. Однако мы видим совершенно противоположное, даже изменение состояний происходит только благодаря чему-либо постороннему. Как, например, живое погибает, разобщенное собирается, малое увеличивается, отвратительное становится приятным - все всегда изменяется только благодаря постороннему, возникающему в них. Вообще ничего не происходит само по себе.

 

А если бы было допустимо существование сущностей само по себе, то, например, одежда самостоятельно, без влияния краски, меняла бы свой цвет, а корабль плыл бы по морю сам. Поскольку всего этого не происходит, обязательно должен существовать знающий, могучий Творец, а это и есть то, что мы утверждаем. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Еще одним доказательством существования мира самого по себе является знание и мощь, заложенная в нем. Подобный мир не может существовать благодаря чему-либо немощному и невежественному, тем более, если оно тленно. И только Аллах наставляет на путь истинный. Доказательством же возникновения мира из ничего является его сотворенность (худус), о котором мы уже говорили».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi