Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемые зрители и слушатели, по милости Аллаха продолжаем чтение уроков по циклу: «40 хадисов имама ан-Навави». Сегодня мы пройдем двадцатый хадис, который повествует о том, что стыдливость от веры.
Передают со слов Укбы бин Амра аль-Ансари, что Посланник Аллахa ﷺ сказал:
«Поистине, одним из высказываний, которое дошло до людей из слов первого пророчества, гласит: «Если ты не чувствуешь стыда, то делай что хочешь». Имам Бухари
В арабском языке стыдливость звучит как «аль - хайа», и мы должны знать, что этот термин охватывает намного больше смыслов и понятий чем в русском языке. Сюда можно суммировать такие понятия как - скромность, застенчивость, смирение, честь, самоуважение и другие значения. Само слово «хайа» происходит от слова «хайат», что означает «жизнь». И у арабов даже есть такое выражение: «если сердце живое (не окутано грехами), то ему будет присуща стыдливость».
В нашей религии стыдливость является благим нравственным качеством, которое побуждает человека к отказу от всего безобразного и дурного, не позволяет ему совершать скверные поступки.
Посланник Аллаха ﷺ в другом хадисе от Бухари сказал:
الحياء لا يأتي إلا بخير
«Стыдливость не приводит ни к чему, кроме блага».
А в версии имама Муслима сказано:
الحياء كله خير
«В стыдливости нет ничего, кроме блага».
Сам имам Навави говорит, что этот хадис является одной из основ ислама, то есть основ его установлений (ахкамов). Имам подчеркивает, что есть веления шариата относящиеся к категории обязательного, и за отказ их выполнения, человеку должно быть стыдно перед Аллахом. Если человек узнал об обязательности намаза, но не выполняет его, то такому человеку должно быть стыдно перед его Создателем. Всевышний Аллах дал тебе много возможностей, здоровья, силы и другие милости. Как пришло в 34 аяте суры «Ибрахим»:
وَآتَاكُمْ مِنْ كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ ۚ وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَتَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا ۗ إِنَّ الْإِنْسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ
«Oн дapoвaл вaм вce, o чeм вы пpocили. Ecли вы попытаетесь соcчитaть милocти Aллaxa, тo нe cмoжeтe этого сделать. Поистине, чeлoвeĸ нecпpaвeдлив и нeблaгoдapeн».
Поэтому каждый человек должен задуматься и быть из числа благодарных рабов, постыдиться и выполнять Его веления. Так же человеку должно быть стыдно совершать греховное и запретное перед Аллахом.
Смысл хадиса
Передается от наших ученых, что данный хадис можно толковать в трех вариантах, и мы попытаемся разъяснить, в чём состоит суть этих толкований.
Первое значение: Здесь содержится веление с оттенком угрозы, как будто Посланник Аллаха ﷺ говорит: если у тебя нет стыда, то делай, что хочешь, но знай спрос и воздаяние Аллаха будут суровыми. Подобное веление в форме обращения содержится и в благородном Коране, где Аллах сказал по отношению к беззаконникам: «...и делайте, что хотите...» Фуссилат 40.
Второе значение: Веление в смысле хабара (сообщения) наподoбие слов Пророка ﷺ:
«Тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть займёт своё место в огне».
То есть, если сделаешь что то подобное, то будь готов к последствиям. В этом случае значение хадиса будет таким: стыд удерживает от совершения мерзкого, а тот, кто ничего не стыдиться, будет делать, что хочет, и совершать всё непристойное и порицаемое.
Третье значение: Речь, возможно, шла о дозволенных вещах. В этом случае значение хадиса будет следующим: если ты не стыдишься делать что-либо ни перед Аллахом, ни перед людьми, то делай это, так как это само по себе дозволено, ведь то, что не запрещено шариатом, является в основе дозволенным.
Толкователи нашего шарха и большинство ученых сказали, что правильным следует считать первое толкование, хотя сам имам Навави отдал предпочтение третьему толкованию. А Такие имамы как Ибн Кутайба и Маруази взяли второе мнение.
Виды стыдливости
Первым видом является врождённая стыдливость, та, что присуща человеку изначально. Наделенность этим качеством с детства, является великой милостью Создателя, ибо стыдливость является источником блага. Обычно такой человек быстрее достигает высокой духовной степени. Стыдливость является источником блага и одним из ответвлений веры, как пришло в хадисе: «Стыдливость является ответвлением, частью веры». Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал:
«Ощущающий стыд скрывается, скрывающийся придерживается благочестия (богобоязненности), а благочестивый находится в безопасности».
Вторым видом является стыдливость приобретённая, то есть такая стыдливость, которая вырабатывается благодаря познанию Аллаха, Его величия и того, что Он близок к Своим рабам, что Он, всегда видит их и знает о том, что таят в себе их сердца.
Если человек не был стыдливым с рождения, то ему следует перевоспитывать себя, приобретая стыдливость. Ведь, человеку надлежит стесняться Аллаха, отдаляться от запретных деяний и от того, что очерняет его перед Господом. Всевышний Аллах любит стыдливость и скромность.
О порицаемой стыдливости
Когда стыдливость удерживает человека от мерзостей и пoроков, она является похвальным нравственным качеством. акая черта делает веру совершенной и не приносит с собой ни чего, кроме блага. Это прекрасно. Но когда стыдливость выходит за пределы указаных норм и удерживает человека от дел, приносящих ему пользу в религии или в мирской жизни, то такая стыдливость порицаема. Не нужно путать стыдливость и скромность с трусостью. Трусость это слабость и бездеятельность. В нужный момент верующий не стесняется говорить слова истины, побуждать к добру и порицать зло. Также верующий не стесняется задавать вопросы с целью больше узнать о своей Религии. Имам Бухари в своем сборнике приводит слова имама Муджахида (р.а):
«Не постигнут знания двое: стеснительный и высокомерный».
Как мы видим есть не уместная стыдливость, которая мешает нам развиваться. Препятствует получению знания и обретению своего удела, она порицаема. Стеснительность, которая удерживает от добрых дел и слов Истины, это не что иное, как наущение шайтана, который желает ослабить нашу решимость. Мусульманину необходимо всегда быть решительным в своих делах и словах.
Стыдливость - это прекрасная черта, но она не должна быть препятствием в поиске истины. Есть много примеров тому, что сподвижники приходили и задавали Посланнику Аллаха ﷺ деликатные, достаточно интимные вопросы, но эти вопросы были очень важными и касались их жизни.
Противоположность стыдливости
Противоположностью стыдливости является бесстыдство. Это порочное качество, и оно побуждает человека безоглядно предаваться дурному, не обращая внимания на порицания и упрёки, и в конце концов такой человек доходит до открытого совершения дурных поступков. Подобное бесстыдство является отклонением от нормы и противоречит фитре человека. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
كل أُمتي مُعَافًى إلا المُجاهرين
«Все члены моей общины будут в благополучии, кроме тех, кто грешит открыто».
Того, кто проявляет своё невежество открыто и не стесняется ни Аллаха, ни людей, его ждет суровое наказание. Да упасет нас Аллах от этого.
Дорогие братья и сестры! Всегда помните, что Аллах наблюдает за нами, Он видит все наши действия и поступки. Всегда помните об этом и бойтесь последствий бесстыдства.
Хочу завершить наш урок аятом из суры «Мульк», где Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ بِالْغَيْبِ لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ كَبِيرٌ
«Тем, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, уготованы прощение и великая награда». (67:12)
Пусть Всевышний Аллах наставит нас и сделает из числа таких рабов.