Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух, уважаемые посетители Azan.kz. Мы продолжаем уроки по циклу «40 хадисов ан-Навави». Сегодня мы рассмотрим 24 хадис, которому ученные ислама дали название «О запретности и недозволенности несправедливости».
От Абу Зарра (р.а.) передается, что Пророк ﷺ передает слова Всевышнего. То есть, это первый кудси хадис в данном цикле. До этого были обычные хадисы, где речь Посланника Аллаха ﷺ передается от одного к другому, либо один их сподвижников говорит: «я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал то и то…». Это стандартные хадисы.
В чем особенность кудси хадиса? Их называют священные хадисы. Это такие хадисы, в которых Пророк ﷺ приводит то, что ему открыл Всевышний Аллах, но делая это своими словами. Однако, хадис кудси ни в коей мере не считается частью Корана.
Всевышний Аллах обращается к своим рабам со словами:
«О мои рабы, Я сделал несправедливость запретной по отношению к Самому Себе, а также сделал несправедливость запретной между вами, так не притесняйте же друг друга.
О мои рабы, все вы были заблудшими, кроме тех, кого Я поставил на путь истинный, так просите же у Меня истинного, праведного пути, и Я наставлю вас.
О мои рабы, все вы были бы голодны, если бы Я не накормил вас, так просите же пропитание у Меня и Я накормлю вас.
О мои рабы, все вы нагие, кроме тех, кому Я даровал одежду. Так просите же Меня об этом, и Я одену вас.
О мои рабы, и ночью и днем вы часто ошибаетесь, грешите, но Я прощаю все грехи, так просите же прощение у Меня, и Я буду прощать вас.
О мои рабы, вы никогда не причините Мне вреда. Если вы захотите добиться пользы для Меня, то не сможете ее принести.
Если вы все, первые и последние из вас, из числа джинов и людей будете иметь сердца как у лучшего среди вас, то это не увеличит Моего имущества.
Если вы все, первые и последние из вас, из числа джинов и людей будете иметь сердца как у самого нечестивого среди вас, то это не убавит ничего из Моих владений.
О мои рабы, если бы все люди и джины собрались в одном месте и попросили бы Меня о чем-либо, Я бы удовлетворил бы их нужды.
Это подобно иголке, опущенной в море. (Имеется в виду капля воды, которая остается на иголке после того, как ее опустили в воду и вынули).
О мои рабы, это ваши дела, которые вы совершаете для себя и каждое дело будет подсчитано и вознаграждено и оно будет показано вам.
И тот, кто найдет эти дела хорошими, пусть восхвалит Аллаха.
А тот, кто найдет свои дела плохими, пусть никого не порицает и никого не винит кроме самого себя».
Данный хадис вы можете найти в сборнике имама Муслима.
И теперь мы остановимся на одном из важных моментов. Есть два момента, первое, Всевышний Аллах сказал: «Он сделал несправедливость запретной по отношению к Себе». Шейхи привели несколько аятов, где Всевышний говорит:
«Я не являюсь притеснителем своих рабов» (50:29).
В следующем аяте Всевышний говорит, что
«Аллах не поступает несправедливо в отношении людей ни в чем» (10:44)
Если вы заметили в первом аяте Аллах обращается к своим рабам, верующим рабам, а во втором аяте охватываются все люди. Термин «нас» означает, что там есть и верующие, и не верующие и Аллах ни с кем не поступит несправедливо. И третий аят:
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу» (4:40)
Ученные по акыде сказали, что Аллах не описывается несправедливостью, несправедливость при описании Аллаха является невозможной, т.е. от Аллаха никогда не исходит несправедливость. По отношению к Его созданиям и в целом.
Теперь второй момент, в хадисе было затронуто, что Всевышний Аллах сказал: «Я сделал несправедливость запретной по отношению к Самому Себе, а также сделал несправедливость запретной между вами». Сюда включаются два пункта. Шейх говорит: «Несправедливость по отношению к своей душе. И самая большая несправедливость – это многобожие (ширк). Как Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Воистину, многобожие является великой несправедливостью» (31:13)
Так как многобожник придает созданной вещи статус создателя, т.е. ждет от созданного то, что может дать только Всевышний Аллах.
Около года назад, среди прихожан была одна женщина, которая ездила по якобы святым местам, к одному святому дереву на юге. Она отправилась туда, так как на протяжении нескольких лет не могла забеременеть. Прибыв к дереву, она обняла его и попросила потомства. Это и есть большой ширк. Недавно я снова встретился с ней, она пришла в мечеть, что бы за нее сделали дуа. Я спросил, как обстоит дело с ее проблемой и оказалось, что ничего не изменилось, и она, как и прежде не может завести детей.
Пользуясь случаем, я объяснил ей, что так делать нельзя, что нужно просить то, что может дать только Аллах – только у Него. Ей был дан совет начать поклонятся, начать читать намаз и просить благое потомство только у Аллаха, как это делал пророк Закария (а.с.) и другие праведники. И конечно же не нужно забывать о причинах, ей было рекомендовано вместе с мужем пройти медицинское обследование у специалиста.
Таким образом, несправедливость к своей душе влечет за собой ответственность, так как в Судный душа будет спрошена о тех деяниях, которые человек совершал.
И второй момент, как пришло в хадисе, когда человек проявляет несправедливость к окружающим. Это также является запретным. Например, кто-то работал у вас и вы не заплатил сполна, не дали ему то, что полагается. Вы обидели кого-то, нанесли физические увечья или моральные, задели чью-то честь. Взяли у кого-то в долг и не вернули – все это является несправедливостью по отношению к окружающим.
Данный хадис является одним из моих любимых хадисов, поэтому, советую всем время от времени возвращаться к его чтению. Читая его, вы ощутите милость Аллаха, Его величие, Он говорит: «Просите у меня и Я дам вам». Поэтому, нужно часто обращаться к Аллаху, даже если у вас, как вам кажется, все есть, даже если речь идет о небольшом, нужно просить у Аллаха об этом и благодарить Его за его милость.