Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уа рахматуЛлахи уа баракятух! Ин шаа Аллах продолжаем чтение шарха по книге о хадисах имама ан-Навави. Сегодня у нас 7 хадис, который называется «Дину насыха» - Религия это и есть проявление искренности.
Передается от Тамима Ад Дари, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Религия – это проявление искренности». И тогда мы сказали: «По отношению к кому?», и тогда он ответил: «По отношению к Всевышнему Аллаху, а также искренность по отношению к Его книге и Его Посланнику и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам в общем».
Этот хадис приводит имам Муслим. Также есть другие версии этого хадиса, которые приводит имам Насаи, в своей книге «Суннан аль кубро», также имам Ат Тирмизи, имам Абу Нуайм и другие ученые. И в некоторых версиях этого хадиса говорится, что Посланник Аллаха (ﷺ) повторил эти слова несколько раз, дабы направить свою общину на путь истинный, чтобы мы должным образом, усвоили, что суть этой религии со всеми своими внутренними и внешними аспектами сводится к единственному - к искреннему отношению. И проявлять эту искренность в полной мере обязательно в этих перечисленных пяти вещах.
Важность этого хадиса. В шархе говорится:
«Мы знаем, что одной из отличительных черт Пророка Мухаммада (ﷺ) было то, что он мог сказать многое не многими словами».
И в этом смысле арабский язык был прекрасным средством который использовал Посланник Аллаха (ﷺ) давая свои наставления. Именно в этом хадисе мы видим, что главной опорой религии служит проявление искренности. Данная фраза подобна изречению Пророка Мухаммада (ﷺ):
«Хадж – это и есть стояние на Арафате».
Иначе говоря, одним из важнейших его столпов является стояние на Арафате. И слова «насыха» в переводе с арабского языка имеет много значений, которые мы можем понимать, как искренность, сердечное отношение. Имам Аль Хаттаби говорил, что искренность — это многозначное слово, которое означает полноценное выполнение своих обязанностей перед тем к кому проявляется искренность. Это краткое содержательное выражение и в речи даже нет слова, которым можно было бы донести полный его смысл. Далее в шархе приводится понимание этого хадиса и то, к чему он нас направляет.
Первое, проявление искренности по отношению к нашему Создателю.
Тут говорится о такой искренности, которая проявляется в вере в Аллаха. А также в отрицании возможности существования у Него какого-нибудь Сотоварища или помощника, отказа от неверия или куфра. А также вера во все Его атрибуты с использованием совершенства и величия в Его атрибутах, подтверждение того, что Всевышний Аллах лишен каких-либо недостатков. Это проявляется в искреннем поклонении Одному лишь Аллаху, в повиновении Ему и отказе от ослушания. В том числе, искренность проявляется в любви и ненависти ради Аллаха. И если же верующий человек будет придерживаться всего вышеупомянутого как в своих словах, также будет показывать это своими делами, то это принесет ему пользу в обоих мирах. Всевышний Аллах не нуждается в проявлении искренности. То есть здесь говорится, что в первую очередь огромная польза от проявления искренности заключается для нас самих. Из этого абзаца мы видим, что стоит иметь искреннее намерение во всех наших делах и также призывать, и побуждать ко всем этим особенностям. И самое наивысшее здесь – это проявлять искреннее отношение к нашему Создателю. Обязательно верить в Единственность Аллаха не приобщать к Нему сотоварищей, подтверждать Его совершенные качества, атрибуты, очищать Его от недостатков. Следует обязательно соблюдать веления и запреты Всевышнего, сторониться грехов, любить то что любит Всевышний Аллах, и сторониться того, что ненавистно Ему. Это и есть искреннее отношение по отношению к нашему Создателю.
Следующее, искреннее отношение по отношению к книге Всевышнего Аллаха.
Тут искренность находит свое выражение в имане во все ниспосланные книги, которые ниспослал Всевышний Аллах. Нам следует верить, что Коран, а также другие Священные книги, которые были до Корана, такие как Библия, и все другие книги, которые входят в эту ветвь, все эти Священные книги от Аллаха. И то, что Коран является последним из Писаний, который свидетельствует о предыдущих книгах. Коран – это слово Аллаха, которое Он сохранил в наших сердцах, а также в письменном виде в виде Корана, книги которую мы читаем. Всевышний Аллах Сам же поручился что сохранит до Судного дня, Свое слово. Как он сказал в суре «Аль Хиджра»:
«Поистине, Мы ниспослали это напоминание а также Мы его сохраним и будем оберегать».
И проявление искренности со стороны верующего человека, по отношению к книге Всевышнего Аллаха заключается в следующем. Заключается в том, чтобы мы читали Коран, а также заучивали его наизусть, что способствует приобретению знания, пониманию и побуждает нас к познанию.
Посредством чтения и размышления над Кораном, мы очищаем нашу душу, достигаем внутренней удовлетворенности, достигаем благодарности, благочестия. За частое чтение Корана мусульманин получает большую награду, также в Судный день он получит право на заступничество Корана. Есть такой хадис: Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Читайте Коран, ибо в Судный день он явится как заступник за того, кто много его читал».
Что же касается заучивания сур Корана, то благодаря этому озаряются наши сердца. И верующий человек, который заучивает Коран, начинает пользоваться большим почетом, уважением среди людей в этом мире. А на том свете, его степень будет увеличиваться в зависимости от того, сколько он сур выучил ради Аллаха.
Я помню, как на уроках по Корану, один из наших учителей любил приводить один хадис. Он говорил, если ты возлюбил следующую жизнь, то заучивай Коран, устремись к этому. В зависимости от того сколько ты выучил то на том свете, тебе будет дана соответствующая степень. Так же искреннее отношение, относительно книги Всевышнего Аллаха, проявляется в чтении Корана по правилам, красивым голосом. Когда человек читает Коран таким образом, Коран запечатлевается в его душе и в сердце. Сердце начинает лучше слышать. У имама Бухари есть следующий хадис, в котором Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Не из нас тот, кто не читает Коран на распев».
И это не означает, что мы должны читать Коран так, как певцы поют свои песни. Здесь имеется ввиду, что мы должны читать Коран стараясь украшать свой голос, в соответствии со всеми правилами таджвида. Читая аяты Корана мы должны пытаться понять их смыслы, должны уметь размышлять над каждым аятом. Ибо это приносит огромную пользу для нас. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Разве они не размышляют о Коране, или на их сердцах замки?».
И следующее, что относится к искренности касательно книги Всевышнего Аллаха, это необходимость обучения следующего поколения мусульман.
Что бы и они прилагали усилия за сохранение книги Аллаха. И ведь самый лучший путь, который приведет нас к славе, сделает нас счастливыми – это путь, когда мы будем изучать Коран, а также преподавать его другим. Имам Бухари приводит хадис, где Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Лучшими из вас являются те, которые изучают эту книгу, а также преподают ее».
Следующее, это стремление к пониманию Корана, а также к применению его установлений на практике. Когда человек живет по Корану. Поскольку нет никакого блага и пользы, если человек просто знает наизусть эту книгу, но не практикует ее. И нет блага в том, если человек просто знает наизусть Коран, но не понимает его аяты. Либо понял эти аяты не так как нужно их понимать. То есть из этого пункта мы видим, что понимание Священного Корана, а также применение его на практике очень важны. Ведь Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «О те, которые уверовали, почему вы говорите то, что на самом деле не приводите на практике?!».
Следующий раздел. Проявление искренности по отношению к Пророку, Посланнику Аллаха (ﷺ).
Все это выражается в убежденности в том, что его послания — это действительно истина. То есть необходима вера во все то, с чем он пришел. Вера во все то, что заключает в себе Коран, который он принес. А также его сунна. И подобная искренность выражается в любви, в покорности по отношению к нему. Ведь любить Посланника Аллаха (ﷺ) это означает любить Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной и полюбит вас Аллах», сура «Аль-Имран.
И точно также, повиноваться Посланнику Аллаха (ﷺ) это значит повиноваться Всемогущему Аллаху. Ведь Он сказал:
«Тот, кто подчинился Посланнику Аллаха, тот покорился Аллаху», сура «Ан-Ниса.
Нам всегда следует помнить, что искреннее отношение к Посланнику Аллаха (ﷺ) включает в себя веру, что он является последним Пророком. Любовь к нему должна быть для нас выше чем любовь к самому себе, или к другим людям. Следованием ему, в его указаниях и в его благородном примере.
Следующее, искренность по отношению к руководителям мусульман.
И тут, как объясняют шейхи, руководителями являются либо правители мусульман, либо их наместники или ученые. И искренность по отношению к руководителям мусульман выражается в признании их власти и следовании их законам во всем что не противоречит слову Аллаха, а также указаниям Посланника Аллаха (ﷺ). Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Его Посланнику, а также тем, кто обладает властью среди вас», сура «Ан-Ниса», 59 аят.
В мире есть две группы, которые впали в крайности. Это хариджиты, которые увидев малый грех со стороны тех, кто правит нами, начинают обвинять их во всех больших грехах. Они говорят, что наш правитель больше не наш правитель, он вышел из ислама, стал неверующим и т.д. То есть хариджиты, можно сказать, люди больные. Посланник Аллаха (ﷺ) в своих пророческих хадисах уже описывал нам их положение, о том, что их появление неизбежно. И спустя какое-то время они будут так же появляться.
Вместе с этим, есть также и другая группа – мадхалиты. Из одной крайности они прыгнули в другую крайность. Некоторые их ученые сказали, если правитель онлайн, в прямом эфире будет совершать любые большие грехи, такие как прелюбодеяние и т.д., мы все равно будем молчать, следовать за ними и т.д. То есть обе группы впали в крайности. Что же говорят ученые ахлю сунна? Наша община постоянно придерживается середины, как сказал наш Посланник Аллаха (ﷺ). Наши ученые говорят, если мусульманин заметил, что руководитель начинает отходить от законов ислама, от его указаний, то ученые должны дать ему искренний совет, который будет заключаться в напоминании истины. Это будет искренностью.
Наша глава большая, и тема эта сама по себе очень обширная и важная. Скорее всего, в будущем, если Аллах даст возможность, то мы запишем отдельный урок по поводу положения руководителя мусульман.
Следующее, проявление искренности по отношению ко всем мусульманам.
Это должно выражаться в указании правильного пути, как в мире этом, так и в мире следующем. Шейхи говорят в шархе, что к большому сожалению, нынешние мусульмане утратили такое качество, как давать друг другу искренние советы, стали с пренебрежением относиться к такому качеству, которое всегда было у нас. В особенности, когда насихат относится к миру вечному, так как люди на сегодняшний день, сосредоточились именно на мирском. Проявление искренности по отношению к верующим не должно ограничиваться только словами. Наиважнейшим из видов искренности — это проявления искренности верующих во взаимоотношения между собой. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал в одном из своих хадисов:
«Если кто-либо из вас обратиться к своему брату за советом, то пусть этот брат даст ему совет».
Этот хадис приводит имам Ахмад. Также одним из важнейших проявлений искренности является искреннее отношение к своему брату во время его отсутствия. И это выражается в оказании помощи ему и его защите. Так как Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Из прав по отношению друг другу человек заслуживает искренности своего брата, когда он отсутствует».
Например, если твоего верующего брата нет рядом с тобой, то ты всегда должен заботиться о его чести. Приведем несколько цитат ученых, относительно искренности. Имам Аль Музани сказал:
«Не пост и не молитва возвышали Абу Бакра Ас-Сыддика над прочими сподвижниками Мухаммада (ﷺ). А возвысило его то, что в его сердце». Он сказал: «А в сердце его была любовь к Всевышнему Аллаху, а также была искренность по отношению к Его созданиям».
Фудейль ибн Ияд сказал: «Для нас, постигшем истину является не тот, кто совершает много молитв, очень много постится, а тот, кто обладает щедрой душой, чистым сердцем, и проявляет искренность по отношению к остальным людям».
Следующий раздел шарха говорит нам об этике проявления искренности. Есть много братьев которые повысив на тебя голос могут отвратить тебя от чего-то дурного. А потом рассказать своим друзьям, я сделал ему насыха, увел его от совершения порицаемых действий, привёл ему достоверные хадисы и т.д. Так же есть братья, которые могут унизить тебя прилюдно, и при этом думать, что сделали тебе насыха. Так ли это на самом деле? Конечно же нет. Ислам пробуждает мусульманина проявлять искренность по отношению к своему брату мусульманину. И в первую очередь, это должно делаться тайно. Ибо Всевышний Аллах Ас-Саттар – Скрывающий. Он скроет прегрешения того, кто станет скрывать недостатки своего брата. И Аллах это сделает в обоих мирах. Один из праведных предшественников сказал:
«Проявит настоящую искренность тот, кто станет увещевать своего брата с глазу на глаз», то есть наедине. «А тот, кто увещевает своего брата при всех, на глазах у людей, то он лишь порицает его. И это не является никакой насыхой».
И сказал Фудейль ибн Ияд: «Верующий покрывает, и дает добрый совет. А нечестивец он порочит и упрекает».
И закончим мы шарх хадиса словами ибн Аль Батталя Аль Малики:
«В искренности заключается суть этой религии. А религия находит свое выражение как в делах, так и в словах. И проявление искренности – это обязанность. Такая обязанность, при которой воздается она благом тому, кто ее проявил. А на всех прочих она не возлагается. И проявлять искренность следует в меру своих возможностей. Делать это необходимо, если тот, кто дает совет знает, что его добрый совет будет полезным. А если же человек будет опасаться, что за это ему могут нанести вред или обиду, то он волен поступать по своему усмотрению».
По Воле Всевышнего Аллаха мы закончили шарх этого хадиса.