Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
С дозволения Всевышнего Аллаха, мы продолжаем чтение шарха на 9 хадис имама Ан-Навави (р.а.). Для начала, вернемся к тексту самого хадиса. Абу Хурайра (р.а.) говорит, что слышал, как Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Избегайте то, что я вам запретил. А то, что я вам велел, совершайте по мере ваших возможностей».
И действительно, живших до вас погубило лишь то, что они задавали слишком много вопросов, а также противоречили своим пророкам. Далее в шархе приводится следующий раздел: «О необходимости исполнения того, что было велено». В книге Всевышнего Аллаха, а также Его Посланника ﷺ слово «веление» употребляется в нескольких смыслах. Ученые сошлись во мнении, что основное понятие слова «амр» - это требование что-то выполнить. Но из этой самой основы всегда вытекает два понятия. Первое из них это то, что является обязательным. Второе, это веление, которое несет в себе рекомендательный или побудительный характер. Эти же 2 понятия подразумеваются в нашем хадисе, где Посланник Аллаха ﷺ сказал: «А то, что я вам повелел, совершайте».
В таких хадисах, его веление носит либо обязательный характер, либо рекомендательный. И подробнее это будет разъяснено ниже. Первое, это те веления, которое следует выполнить в обязательном порядке. Подразумеваются те веления Всевышнего Аллаха, которые Он передал посредством Своего Пророка ﷺ и эти веления требуют определенных действий, со стороны мусульман. Все эти веления сопровождаются четкими доводами. И соответственно, все эти доводы указывают на то, что веление носит обязательный характер. И, при невыполнении этого веления человек понесет наказание, либо, наоборот, при его выполнении будет соответственно вознагражден.
Шейхи приводят в пример - это пятикратная молитва, выплата закята, совершение хаджа, соблюдение поста в Священный месяц Рамадан, побуждение людей к одобряемому, а также удержание их от порицаемого. Например, соблюдать условия при заключении договоров, как сказал Посланник Аллаха ﷺ. Так же в судах нам было велено придерживаться справедливости. Здесь указываются такие примеры, как расходовать на тех, кто находится под твоей ответственностью. То есть все, что нам велит совершать шариат, а также подкрепляется различными доводами, является ваджиб – обязательным. И никакие послабления здесь уже не предусматриваются.
Следующее, это те веления, которые несут в себе рекомендательный характер. Тут, имеется ввиду, что Всевышний Аллах через Своего Посланника ﷺ повелевает мусульманам совершать те или иные веления, и есть указания их которых исходит, что данное веление носит побуждающий, рекомендованный характер. Если мукалляф, на которого возлагаются шариатские обязанности, не выполнил эти веления, то на нем не будет греха. Но если же он совершит его, то получит за это награду. Такие веления называются – мандуб. Из примеров можно привести, добровольные молитвы, нафль, которые мы совершаем после намаза. Это призыв на азан, добровольное расходование денег, помимо закята, использование правой руки при употреблении еды и так далее. Все эти веления Всевышний Аллах вменил нам, чтобы мы их совершали. Но, тем не менее, эти веления не носят категорического характер. Тут так же стоит отметить, что когда мы открываем книги по фикху, то видим различные ахкамы, будь это в велениях, как мы прочитали только что, о велениях, которые могут быть различного характера. И отсюда не должны вытекать подобные мысли, как: «Этого мне достаточно. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал, выполняйте по возможности, и поэтому я буду выполнять только фард намазы, или держать пост только в месяц Рамадан». И ссылаясь на то, что он не будет наказан, он не должен оставлять дела рекомендательного характера. Здесь ученые говорят, что есть большая опасность. Человек, сначала перестает совершать мустахабы, мандубы, затем он перестает совершать сунну. И не совершение сунны, в один прекрасный день, может привести к тому, что он начнет оставлять обязательное. Поэтому нужно стараться максимально серьезно относиться к шариату.
Следующий раздел
Является известным, что основной задачей шариата является то, чтобы человек достиг абсолютного счастья в обоих мирах. Поэтому на первое место выдвигается то, что облегчено, устраняя за собой все препятствия. Ибо Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Аллах желает вам облегчения, и не желает вам затруднения».
Так же Он сказал в другом аяте:
«И не создал Он для вас в религии никаких затруднений».
Так же Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Воистину, эта религия легка. Так облегчайте же ее, и не создавайте затруднений».
В шариате есть такое постановление, как путнику либо больному можно не соблюдать пост. А также путешественнику можно сокращать и объединять молитвы. Есть также разрешение на то, что человек, который не нашел воды, не нашел каких-то других способов взять омовение, ему разрешается совершать омовение песком, что называется таяммум. И такие постановления ученые называют то, что разрешено. И взяв за основу данный хадис, а также другие ахкамы шариата, ученые сформировали такой принцип, который называется – трудности ведут к облегчению. И основываясь на этом принципе, они разработали различные, многочисленные ответвления фикха, и стали рассматривать его как основную, отдельную из основ фикха. Суть данного принципа состоит в том, что возникающие трудности становятся причиной облегчения в том случае, когда мусульманин оказывается в подобных обстоятельствах. Посмотрите, какой у нас Мудрый и Милостивый Создатель, Который предусмотрел все в мельчайших подробностях для нашей жизни в этой дунье, и в ахира. Есть такой хадис, где говорится, что ключом к Раю является молитва. А ключом к молитве является – омовение. А чтобы взять омовение требуется вода. Но что мы будем делать, если нет воды? И для людей, которые начинают делать свои первые шаги в этой религии, может показаться сложным то, что отсутствие воды, несет за собой не выполнение молитвы в свое время. А не своевременное выполнение молитвы из-за отсутствия воды, приводит к тому, что человек будет наказан. И соответствующий вывод – эта религия очень сложная, может подумать кто-то. На самом деле это не так. Всевышний Аллах, как я уже сказал, все предусмотрел.
И мы приводили выше, то, что воду можно будет заменять песком, либо тем, что относится к почве. Алимы говорят, чтобы воспользоваться данным облегчением, у человека должна быть действительно веская причина. Человек, которого постигла жажда или чувство голода в Священный месяц Рамадан, не должен успокаивать себя тем, что для него это очень сложно, и он облегчит для себя вид этого поклонения, воспользовавшись данной формулой. В этом случае, данный принцип уже не действует. Потому что Всевышний Аллах ясно указал, конкретные причины, для того чтобы не держать пост. Как мы уже указали, человек должен находиться в пути на расстоянии в 90 километрах от дома. Либо человек должен быть серьезно болен.
Далее, в шархе ученые подразделяют трудности на виды. К первому виду они относят то, что создают для человека какие-то не значительные трудности. В пример, они приводят короткую поездку, легкое недомогание, упущение возможной материальной выгоды и т.д. Но такие виды трудностей не должны нас удерживать от выполнения обязательств. Эти мелкие трудности вполне преодолимы для человека. Следующий вид, это более серьезные затруднения, из-за которых может возникнуть угроза жизни человека, потеря его имущества или чести. Тут ученые приводят в пример положение такого человека, который в состоянии совершить хадж, но до него дошла информация, что если он покинет дом, то грабители уже ждут его отъезда, и при первой же удобной возможности, они ограбят его, могут навредить его семье и тем самым нанесет ущерб как материальный, таки и физический. И тут уже будет веский довод, в пользу отказа от поездки в хадж. То есть вот оно, затруднение из которого вытекает облегчение.
Следующий раздел гласит о том, что легкое не отменяется затруднениями. Правило фикха, которое было извлечено учеными из подобных хадисов. Имам Ас Суюти в своей книге говорит, что имам Ас-Субки сказал:
«Этот принцип относится к числу известнейших принципов, которые извлечены из слов Пророка ﷺ, где было сказано «то, что я вам повелел, совершайте по мере своих возможностей».
Человек, на которого возложены шариатские обязанности, может оказаться в таком положении, что выполнение для него просто невозможно или очень затруднительно. Либо этот человек может выполнить какую-то часть, которая для него легка, а следующая часть для него затруднительна. И тут, подобные обстоятельства не аннулируют исполнение этих велений. То есть не такого, что соответственно этому принципу, Человек может не совершать этих действий.
Например, человеку необходимо совершить малое омовение, но у него недостаточно воды. Допустим, у человека есть стакан воды и ее хватит только помыть руки, лицо. Но чтобы помыть ноги и сделать масх на голову, у него воды не хватает. В таком случае он будет использовать воду, сколько у него имеется, а затем будет очищаться песком.
Так же приводится такой пример о человеке, который не смог найти одежду, чтобы прикрыть свой аурат. Но ему нужно максимально использовать ту ткань, которая у него имеется, и в этой одежде он будет читать намаз. Так же приводится пример о человеке, который из-за своей болезни прервал пост, но в течении дня он исцелился. Он будет обязан поститься всю оставшуюся часть дня. Так же он будет обязан возместить этот день уже после рамадана. Так же приводится пример, если человек имеет возможность оказать помощь своему нуждающемуся родственнику хотя бы частично, то он обязан это сделать. Так же в разделе говорится, если у какого-то человека есть возможность хотя бы частично изменить порицаемое, то он обязан это сделать. Человек не должен махнуть рукой на порицаемое, при этом подумав, что этот человек все равно будет продолжать грешить. В таком случае, твоя обязанность внести хотя бы минимальный вклад.
Шейхи говорят, что можно было бы привести еще больше примеров, но этого будет достаточно. Они привели доказательства именно с практической части этого принципа. Имран ибн Хусейн (р.а.) рассказыает, что он тяжело заболел, у него была очень сложная болезнь, что-то вроде геморроя. И тогда Имран спросил у Пророка (ﷺ) о том, как ему молится. Посланник Аллаха (ﷺ) ответил:
«Молись стоя, но если не сможешь стоя, то молись сидя. Если не сможешь даже сидя, то совершай молитву, лежа на боку».
Очень хороший пример из жизни сподвижников. Выход из затруднительной ситуации всегда есть. А то, что мы думаем, это уже упущение либо из-за нашего незнания, слабости или лени.
Хочу завершить урок словами Посланника Аллаха (ﷺ), где он сказал:
«Воистину, вы никогда не сможете, и никогда не будете делать все то, что я вам повелел в абсолютном совершенстве. Стремитесь же к правильному, а также радуйтесь».
Это означает, что человек своими делами должен постоянно стремиться к правильному пути. Так же под правильностью, здесь подразумевается умеренность, и отсутствие отклонений и недопущений каких-либо излишеств.