13 урок, 9 хадис, часть 4 - Хадисы имама ан-Навави
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:56
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:15 06:33 11:39 14:56 16:38 17:56
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Джумада-авваль 1446
Григорианский
08 ноября 2024

Циклы уроков

13 урок, 9 хадис, часть 4

13 урок, 9 хадис, часть 4

12 урок, 9 хадис, часть 3

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере готовности
28 дек. 2022 4 016 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ин шаа Аллах сегодня постараемся завершить заключительную часть толкования 9-го хадиса. Напомним, в этом хадисе говорится, как Абу Хурайра (р.а.) слышал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

"Избегайте того, что я запретил вам, а из того что я вам повелел делайте по мере ваших возможностей. И живших до вас общин погубило лишь то, что они задавали множество ненужных вопросов, а также противоречили своим пророкам".

 

На предыдущих уроках мы вкратце разобрали моменты, касающиеся запретов, а также вкратце прошлись по вопросам, которые были связаны с гибелью народов. Остановились мы на задавании вопросов и на их ахкамах.

 

Известно, что в нашей религии все является явным и понятным, нет никаких скрытных знаний, того, что человек не может понять. Эти знания, которые Всевышний Аллах послал нам через Своих Пророков и Книг обращены ко всем без исключения. Но тем не менее мы должны помнить, что люди в силу своих возможностей имеют разные степени понятия шариата.

 

Далее, законоположения с точки зрения шариата, которые связаны с вопросами. Бывают разные виды вопросов и в силу побудительных причин, на вопросы распространяются различные ахкамы. То, чего требует шариат подразделяется следующим образом:

 

Вопросы, связанные с тем, что обязательно для каждого мусульманина. Это вопросы, связанные с теми вещами, которые нельзя оставить.

 

Вопросы, связанные с религиозными ахкамами. Человеку что-то неизвестно, но на нем лежит религиозная обязанность. Допустим, человек не знает положения, связанные с омовением. Тут он обязан задать вопрос и узнать об этом.

 

Далее из обязательных ахкамов, вопросы касательные купли продажи, торговли, никаха. Для человек, который служит в армии, необходимо узнать вопросы о военном деле. То есть в период жизни у человека бывают такие моменты, когда он обязан узнавать о тех вещах, которые коснулись его непосредственно. У человека может родиться вопрос, а к кому обращаться в таких ситуациях? Далее Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

 

«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (16:43)  

 

То есть в зависимости от вопроса, следует обращаться к знающим людям. И тут шейхи привели такой хадис, где говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 

«Поиск знаний – это обязанность каждого мусульманина», хадис приводит ибн Маджа.

 

Далее идут вопросы, связанные с коллективным обязательным. Если в первой части вопросы касались непосредственно каждого мусульманина, то здесь идут вопросы, которые обязательны не для каждого мусульманина, но будет достаточно, если из группы людей выйдет один человек и будет заниматься этим вопросом, решать его. Подразумеваются такие случаи, когда человек задет вопросы, с целью углубления в вопросы, которые связаны с пониманием религии. И неважно, стоит ли вопрос с практической точки зрения или теоретической. Но для решения этих вопросов должны быть ученые этой уммы, которые могли бы выносить соответствующие фетвы, и наставляли бы других мусульман.

 

Ученые нужны для того, чтобы простые люди нашли истинный прямой путь, избежав пути заблуждения и ошибок. Из этого раздела мы узнаем, что среди мусульман должна быть какая-то группа, которая будет заниматься вопросами знания и решать другие проблемы мусульман. Это является коллективной обязанностью. Всевышний Аллах в суре «Тауба» говорит:

 

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (5:122).

 

Далее Посланник Аллаха ﷺ сказал в одном из своих хадисов:

 

«И пусть присутствующие из вас известят тех, которые отсутствовали».

 

И сообщается, что однажды у ибн Аббаса спросили: «Каким способом ты достиг такой степени в знаниях?», на что он ответил: «Воистину, я был наделен пытливым языком, а также был одарен разумным сердцем». Поэтому, если человек умеет задавать правильные вопросы, то не стоит этим пренебрегать. Так как это один из способов получения знаний.

 

Следующее, вопросы - которые связаны с рекомендованным.

 

Это все, о чем желательно спрашивать мусульманина. Например, вопросы о благочестии и все те вопросы, которые выходят за рамки обязательного и служат средством приближения к Аллаху. К примеру, если человек задает вопросы, чтобы убедиться правильно ли он делает что-либо и тем самым хочет выяснить, не совершает ли он каких-то запретных дел. Все эти три раздела, которые мы прошли, являются из числа хорошего.

 

Следующие вопросы - которые задавать запрещено или нежелательно.

 

Задавать вопросы о том, что Всевышний Аллах скрыл от Своих рабов и никто кроме Него не знает об этих вещах. Вопросы, связанные с Судным днем. Также такие вопросы, которые связаны с душой. Неверующие приходили к Пророку ﷺ и задавали подобные вопросы о душе. Также вопросы, которые касаются тонкостей Предопределения. Также из запретных вопросов, которые задавались попусту, либо с целью унизить человека. Имам Бухари (р.а.) приводит хадис от Ибн Аббаса (р.а.), который сказал, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришли люди и попытались его высмеять, подловить и задавали различные пустые вопросы. Один человек спросил: «Кто мой отец?». Другой же, у которого заблудилась верблюдица, спросил, где ему ее найти. После чего Всевышний Аллах ниспослал аят, где сказал:

 

«О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (5:101)

 

Также из запретного задавать вопросы, просьбы показать что-то сверхъестественное, как например, когда многобожники просили Пророка ﷺ: «если ты являешься Пророком, то покажи нам чудо. Пусть придет ангел, подели нам луну на две части», и т.д. В наше время это также не является исключением. Некоторые глупцы задают подобные вопросы мусульманам.

 

От Муауи (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ также запретил задавать каверзные вопросы. Как пришло в книге Нихая, это те вопросы, которые пытаются сбить с толку ученого. Посланник Аллаха ﷺ запретил задавать вопросы подобного рода, ведь в нем нет никакой пользы. Шариат запрещает задавать вопросы, на которые трудно ответить. Ими могут быть вопросы о событиях, которые еще не произошли и навряд ли произойдут когда-нибудь.

 

Следующий раздел касается порицаемых вопросов.

 

Такие вопросы можно задавать, но все-таки лучше их оставить. Это такие вопросы, которые человек задает, но на самом деле не нуждается в ответе на них. И если он услышит ответ на этот вопрос, то он не принесет ему никакой пользы. А в добавок к этому, ответ может причинить какую-то неприятность тому, кто его задает. В сборнике имам Муслима есть такой хадис, со слов Абу Мусы Аль Ашари, где говорится, что однажды Пророку ﷺ начали задавать много вопросов и эти вопросы ему не понравились. Сподвижники заметили недовольство на лице Посланника ﷺ. Но, тем не менее он сказал: «Спрашивайте, о чем хотите». Один мужчина среди них сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, кто мой отец?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Твой отец Хузафа». Затем следующий мужчина встал и задал подобный вопрос. Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Твой отец Салим», и описал его отца. Тогда Умар (р.а.) увидел, что ситуация выходит из-под контроля, тогда он встал и сказал:

 

«О Посланник Аллаха, прости нас. Мы приносим свои покаяния Всевышнему Аллаху».

 

Из всего этого мы видим, что вопросы не должны быть бессмысленными.

 

Следующее, это такие вопросы в сфере дозволенного и запретного, но шариат об этом умолчал.

 

Далее, вопросы из категории мубах, что в принципе являются дозволенными. Эта категория таких вопросов, которые не входят в вышеупомянутые категории.

 

И подытоживая раздел, который связан с вопросами, хотелось бы отметить, что при задавании вопросов, у человека всегда должно быть благое намерение. Прежде всего, у мусульманина должна быт цель, найти довольство Аллаха, взять пользу от ответа, которая будет полезна для его религии, жизни, как в этом мире таки и в будущем. Мы, по мере своих возможностей должны подчиняться всевышнему Аллаху, а также подчиняться Его Пророку ﷺ. Жить, соответствуя сунне, не противореча тому, что принес Пророк ﷺ. Если же мы станем поступать наоборот, то нас постигнет тоже самое, что постигло некоторые народы, которые были до нас, а также обладателей Писания. Они задавали множество бесполезных вопросов, впадали в разногласия между собой и не подчинялись своим Пророкам. Далее по шарху приводятся много различных аятов, хадисов, а также история из жизни сподвижников. Однако, на сегодня этого будет достаточно. На этом мы завершаем толкование 9 хадиса. 

 

14 урок, 10 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi