Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уа рахматуЛлахи уа баракятух, уважаемые читатели и слушатели нашего ресурса! Сегодня, по милости Аллаха, мы начинаем цикл, посвященный хадисам имама ан-Навави и за основу берем шарх, который называется «Достаточный» и авторами этого шарха являются современные исламские ученные.
Что касается непосредственно самого автора – это имам ан-Навави, выдающийся ученный Ислама, который не нуждается в представлении и известен каждому мусульманину, который хоть как-то интересуется своей религией.
Труды имама ан-Навави, будь то в области хадиса или в области юриспруденции – это основа основ этих наук. Его книги изучают, заучивают наизусть, на них опираются, их цитируют, переводят на различные языки. И несмотря на то, что шейх прожил немного – около 40 лет Всевышний Аллах пожелал через него дать умме Мухаммада (ﷺ) огромную пользу. По сей день мы пользуемся его книгами и ученные говорят, что Всевышний Аллах принял намерение, искренность имама ан-Навави и заложил баракят в его книгах. Шейх имам ан-Навави написал приблизительно 60 книг, этими трудами пользуемся не только мы – Ахлю сунна уаль джамаа, но и различные течения, в том числе, салафиты. И даже салафитский ученный Ибн Усеймин в одной из своих записей говорил, что «без книг этого ученного нам не обойтись». Хотя сам Ибн Усеймин подтверждал, что имам ан-Навави является ашаритом в акыде, как и большинство ученных Ахлю сунна уаль-джамаа. Имам аз-Захаби охарактеризовал убеждения имама таким образом: имам ан-Навави был ашаритом и считал нововведенцами тех, кто противоречил ашаритам. Также, читая шарх «на сахих муслим» (автором которого является имам ан-Навави), мы можем узнать о его (имама ан-Навави) убеждениях, где он говорит, что «нет ничего подобного Ему и Всевышний Аллах пречист от того, что бы занимать место в пространстве».
Имам ан-Навави родился в месяце Мухаррам, в 631 году по хиджре в Сирии и с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям и религии Аллаха. Такие ученные как Ибн Касир, имам аз-Захаби, передают, что у имама ан-Навави была феноменальная память. Во время обучения ан-Навави не тратил в пустую ни одну минуту своего свободного времени, постоянно занимаясь изучением кого-либо предмета. Сам имам ан-Навави говорил, что за два года обучения он ни разу не ложился в постель, так как был крайне увлечен изучением наук. И если его одолевал сон, он засыпал прямо над книгами, а просыпаясь продолжал обучение. В первый году обучения в Дамаске, он за 4,5 месяца наизусть выучил книгу: «ат-Танбих», и в том же году 1 том книги: «Аль-Мухаззаб». Благодаря своей настойчивости и усердию, любви к знанию он обрел благосклонность и любовь своих шейхов, которые через некоторое время начали поручать ему разъяснение уроков для своих сверстников.
Ученные того времени видя усердие ан-Навави, то каким образом он приводил в практику Коран и Сунну прозвали его «Мухитдин» - оживитель религии. Тем, кто захочет более подробно узнать об имаме Мухитдине ан-Навави советую обратится к урокам «Рияду ас-Солихин» устаза Канатали Такирова, которые размещены на нашем сайте.
Начнем чтение самой книги: Первый хадис. «Дела оцениваются по намерениям»
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и поистине каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся”».
Данный хадис достоверен, его привели имам Аль-Бухари, Муслим и многие другие мухаддисы.
Намерение (ниет) - означает принятие решения. Намерение выявляет смысл совершаемого дела и его цель. Следовательно, правдивость наших деяний зависит от намерения, и они оцениваются в соответствии с ним. Шейхи говорят: «Этот хадис входит в ту категорию хадисов, которые можно назвать стержнем Ислама. Этот хадис представляет собой одну из основ религии. С ним связано большинство шариатских установлений».
Абу Дауд сказал: «Это хадис представляет собой половину Ислама. Как религия может быть явной (т. е. иметь явные проявления), так религия может быть скрытой и к этому относится намерение».
Имамы Ахмад и имам Шафи сказали, что: «этот хадис составляет треть знания». Объяснение лежит в том, что раб Аллаха может приобретать что-либо посредством своего сердца, посредством своего языка и частями своего тела. Таким образом, намерение, которое возникает в сердце, является одной из трех вышеупомянутых частей. Большинство ученных любили и предпочитали ставить данный хадис в начале своих книг. Таким образом, например, поступал имам Аль-Бухари, и таким же образом поступал сам имам ан-Навави в трех своих книгах.
Важность и смысл этого состоит в том, чтобы обратить внимание студента ищущего знания, либо человека, желающего совершить благое дело – он должен обратить внимание на свое сердце и проверить свое намерение, что совершаемое им делается ради Аллаха. Также о важности намерения свидетельствует хадис Аль-Бухари. Посланник Аллаха (ﷺ) начинал свою хутбу именно с этого хадиса о намерении. Таким же образом поступал Умар (р.а.). Абу Убейд, один из крупных ученных, сказал: «Среди многих хадисов нет такого, который смог заключить в себе столько пользы и смысла сколько этот хадис о намерении».
Переходим к следующему разделу: «Причина появления хадиса».
Имам ат-Табарани передает через цепочку, которая заслуживает доверия:
«Ибн Масуд сказал: Среди нас был один мужчина, который посватался к одной женщине, которую звали Умму Кейс. Она отказала ему, но добавила: «если ты хочешь, чтобы я вышла за тебя, замуж, то соверши переселение». Она поставила ему такие условия, и, позже, он переселился к ней. И мы стали называть его «переселенец Умму Кейс».
К чему направляет этот хадис. Намерение как необходимое условие. Ученные сошлись во мнение, что дела, совершаемые дееспособным верующим, будут приняты в расчет с точки зрения Шариата, а их совершение принесет награду лишь в том случае, если они совершаются с соответствующим намерением.
Намерение в нашей религии важно настолько, что в соответствии с ним привычка может стать поклонением, а поклонение – привычкой. Намерение, совершаемое сознательно при совершении того или иного ибадата, например: молитвы, хаджа, поста и т. д. являются одним из его столпов, без которого данные ибадаты будут недействительны. А что касается тех деяний, которые служат средством к осуществлению какого-либо поклонения, например: малое омовение или гусль (полное омовение), то ханафитские шейхи считают, что намерение не является обязательным - тахарат будет принят. В шафиитском и маликитском мазхабах намерение в данном случае является обязательным, если вы взяли тахарат без намерения, то у вас нет тахарата.
Следующий раздел: «Время и место намерения».
Приступая к осуществлению какого-либо ибадата, человеку следует иметь намерение. (Например, вы встаете на молитвы и говорите: «Аллаху акбар» или входите в состояние ихрама во время хаджа, а что касается поста, то намерение можно сформулировать заранее, так как уследить появление зари бывает сложно.) И местом намерения является сердце. Необязательным является произнесение намерения в слух, но в ряде случаев это может быть желательным, когда язык может помочь сердцу быть в готовности.
Толкователи говорят, что обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого, отделение его от всего прочего и поэтому одного общего намерения совершить молитву может оказаться не достаточным. То есть, необходимо конкретизировать определенный вид ибадат, если это полуденная молитва, например, то нам следует уже перед такбиром знать, что это полученная молитва, состоящая из 4 ракаатов, если это магриб, то три ракаата.
В хадисе Посланника Аллаха (ﷺ) была затронута хиджра (переселение). Посланник Аллаха (ﷺ) любил приводить примеры в свете Шариата для быстрого понимания. И в этом хадисе он привел в пример переселение. Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии и показывать свое вероисповедание. Соответственно, ему необходимо переселиться туда, где это станет возможным. Исламские ученные считают данный хадис актуальным без всяких ограничений.
В одном из хадисов Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Нет переселения после открытия Мекки»,
что подразумевает завершение такой необходимости, так как Мекка становится центром Ислама. Шейх говорит, что «хиджра» может также трактоваться по-другому: Посланник Аллаха (ﷺ) сказал, что:
«Мухаджиром является тот, кто оставил то, что запретил Аллах».
То есть, если вы совершали какой-либо грех, затем раскаялись, сожалеете об этом и ради Аллаха оставляете это, то вы тоже являетесь мухаджиром.
Здесь, в качестве дополнения приводится запрет покидать своего брата больше чем на три дня, а женщине покидать ложе своего мужа. Но иногда мусульманину действительно требуется покинуть своего брата, который является грешником. Также разрешается на некоторое время покинуть ложе своей жены, которая проявляет непокорность. Здесь, однако, надо учитывать следующий момент: как мы знаем, среди некоторых джамаатов, а если быть конкретным – среди салафитов, которые практикуют подобное, т. е. они говорят – давайте оставим такого-то брата. Они перестают с ним здороваться, перестают с ним общаться и говорят, что это делается с целью перевоспитать такого брата. Например, если кто-либо из них, подкорректировал бороду, опустил штаны либо сделал еще что-то, что противоречит их мазхабу, то они говорят – все, мы делаем хаджр, оставляем его. Но на деле эта практика не приносит им пользы, а приносит вред. Ученные Ахлю-сунны дозволили такую практику беря за основу хадис, где описывается ситуация связанная с Каабом ибн Маликом, но при условии, если от этого будет польза для человека, однако в большинстве случаев, мы видим обратное. После того как браться оставляют такого человека, перестают здороваться и общаться с ним, он не только не «перевоспитывался», но переставал читать намаз и совершать еще больше грехов. Вернуть его хотя бы в то состояние, в котором он был перед «оставлением» становилось еще труднее. Поэтому вынесение такого решения дозволена только людям с соответствующим багажом религиозных знаний, а нам лучше быть добрыми друг к другу, заботится друг о друге, распространять салям.
Возвращаемся к шарху.
Если кто-либо вознамерился совершить праведное дело, но осуществлению этого мешают непреодолимые препятствия, как болезнь или смерть, тем не менее, человек получит за это награду, как если бы он совершил это дело.
Сказал имам аль-Баздави: «Дела, совершаемые без намерения, будут недействительны». Дела не будут приняты, так как намерение без совершения действия – вознаграждаются. Тогда как действия без совершения намерения пропадают зря. «Намерение по отношению к действию подобны духу по отношению к телу – тело не может существовать без духа, а дух не может найти свое проявление в этом мире без связи с телом». Этот хадис направляет нас к искренности в наших делах, в наших поклонениях. Благодаря этому мы получим награду в мире вечном, а в этом мире получили от Аллаха содействие и успех. И, как мы уже говорили, любое благое дело становится поклонением, благодаря доброму, искреннему намерению, стремлению снискать благословение Всевышнего Аллаха.
Например, если мусульманин зарабатывает деньги каким-либо ремеслом и при этом имеет намерение обеспечить свою семью всем самым необходимым из дозволенного и дать семье соответствующее воспитание и знание, которое соответствуют нашей религии, то одновременно он получает награду как за поклонение. Если человек принимает пищу с заботой о своем здоровье, чтобы иметь силу для поклонения, то и он обретает награду в соответствии со своим намерением. Люди, которые в своих поступках руководствуются благородными намерениями, образно выражаясь, ловят двух зайцев.
Хотел бы завершить урок историей, которую привел Кады Ияд в своей книге. История о правителе Хорасана, которого звали Амр ибн Лейс (р.а.). После смерит Амра ибн Лейса некий праведник увидел его во сне и между ними состоялся разговор. Праведник спросил Амра:
- «Как встретил тебя Аллах?». Амр ответил:
- «Аллах простил меня».
- «А по причине какого твое деяния Он тебя простил?»
- «Однажды, когда я поднялся на вершину горы и взглянул на своих воинов и восхитился их многочисленностью. Тогда я подумал, о если бы я жил во времена Посланника Аллаха (ﷺ) и ради Твоего Лика, о, Всевышний, мог бы помочь ему! И вот за это мое намерение и страстное желание Всевышний Аллах простил меня» – ответил Амр.
Данный случай показывает нам насколько может быть важно намерение.
У имама Муслима есть хадис:
«Всевышний Аллах не смотрит на ваш внешний вид, на ваше имущество, а смотрит на ваши сердца и ваши деяния».
Данный хадис указывает нам, что оценивая окружающих, рабов Всевышнего Аллаха, необходимо не по внешним признакам как вид, их слова и богатство, а на их намерения и дела. Так как центром всего является наше сердце. После того как сердце обрело чистоту, внешний вид блага этого мира не имеют более никакого значения.
«Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые совершены с искренностью и ради Его Лика».