Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух дорогие братья и сестры!
Продолжаем наши уроки по 40 хадисам имама ан Навави. Сегодня у нас достаточно объёмный хадис, который является одним из числа величайших наставлений нашего любимого Пророка ﷺ как об этом сообщил ибн Раджаб (р.а.) в своей книге «Джамиуль улюм уаль хикам».
В версии имама Тирмизи Абдулла ибн Аббас передает этот хадис следующим образом (примерный перевод по смыслу):
«Однажды я находился позади пророка (то есть они вместе ехали на одном верховом животном) и он сказал мне: «О, мальчик, я обучу тебя нескольким словам: «Храни Аллаха, и Он сохранит тебя. Храни Аллаха – и ты найдешь его перед собой. Если будешь просить что-то, проси только у Аллаха, если будешь искать помощи, ищи ее у Аллаха. И знай: если все люди соберутся, чтобы принести тебе какую-то пользу, то не принесут они тебе пользы кроме той, которую предписал Аллах. А если все люди соберутся, чтобы нанести тебе какой-то вред, то они не нанесут тебе вреда, если не предписал его тебе Аллах. И поднято перо, а чернила уже высохли».
В других версиях этого же хадиса говорится:
«Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он поможет тебе в трудный момент, и поистине победы приходят с терпением, после горя идет радость, а после затруднений приходит облегчение».
Примерно так мы перевели наш хадис, теперь давайте постараемся растолковать его.
Понимание хадиса и его польза
Посланник Аллаха ﷺ всегда был устремлен к тому, чтобы привить своей общине правильные жизненные убеждения и ценности. И в частности он уделял огромное внимание молодому поколению, считая их самой важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, интеллектуальных дискуссиях и переговорах с другими народами. Посланник Аллаха ﷺ всегда старался воспитать в молодых людях активное участие в жизни общины, оказывая им содействие и поддержку.
Историки говорят, что на тот момент ибн Аббас не достиг даже возраста полового созревания. Он услышал и запомнил этот хадис будучи еще юношей что бы затем передать это прекрасное наставление всей умме.
Многие мухаддисы говорили, что именно этот хадис воспитал в них смелость, и научил их не пугаться опасностей, говорить только правду, не страшась порицания со стороны невежд. Данный хадис учит нас быть уверенными в себе. Вникая в суть хадиса мы должны понимать о том, что всё во власти Мудрого Творца и что никто из людей не в силах причинить нам вред или принести пользу если не будет на то воли Аллаха.
Мудрые методы Пророка ﷺ
Пророк Мухаммад ﷺ обладая лидерскими качествами, всегда был человеком, который понимал важность общения с людьми. Посланник Аллаха ﷺ умел расположить людей, считая, что каждый человек ценен сам по себе, независимо от языка, веры и национальности. Он нес божественное послание в понятной для людей форме, так, чтобы они могли его услышать, понять и почувствовать. И даже самый простой житель Медины или Мекки мог прийти и поговорить с ним о своих насущных проблемах.
Проходя мимо играющих детей, Посланник Аллаха ﷺ мог первым поприветствовать их. В одном из аятов Корана Всевышний Аллах сказал:
فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ
«По милости Аллаха ты мягок по отношению к людям. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…». (3:15)
И в настоящем хадисе Пророк ﷺ обращается к ибн Аббасу со словами: «О мальчик», чтобы тот собрался с мыслями и прислушался всем сердцем. Расположив таким образом ибн Аббаса к вниманию наставления, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «я научу тебя нескольким словам» - то есть: я дам тебе несколько советов, так послушай же их и запомни!
Далее Пророк ﷺ говорит: «Храни Аллаха, и Он сохранит тебя» - то есть: всегда помни о Нем, соблюдай Его права на тебя, выполняй обязательные религиозные предписания и отстраняйся от того, что Он запретил. И если ты будешь хранить Аллаха в своём сердце и не нарушать его законы, то Аллах сохранит тебя, будет заботиться о тебе, окружит своей милостью, будет сопутствовать в твоих делах, поможет в трудностях и укажет верный путь.
Далее Пророк ﷺ продолжает: «Храни Аллаха – и ты найдёшь его перед собой». То есть, если ты будешь выполнять Его веления, хранить заветы, то ты имеешь право в любое время обратиться за Его помощью. И когда тебе будет трудно, Аллах поддержит тебя Своим могуществом, раскроет перед тобой врата Своей милости, наделит тебя от Своей щедрости и будет хранить тебя. А если Аллах хранит своего раба, то сердце его наполняется умиротворением, а душа обретает покой и счастье. Всевышний Аллах сказал:
وَمَن يُؤْمِنْ بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ
«Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь» (64:11).
Так же Всевышний сказал:
«Поистине, Аллах с Богобоязненными и с совершающими благие дела» (16:128)
Катада (р.а.) в одном из своих изречений сказал так: «Аллах будет с тем, кто Его боится, а тот, с кем будет Аллах, окажется в непобедимой группе, и будут оберегать эту группу невидимые стражники, которые не дремлют и ведут по истинному пути».
Однако, как мы уже сказали, что необходимым условием помощи и поддержки Аллаха является исполнение Его велений и отказ от совершения, запрещённого Им. Аллах будет помогать и поддерживать того, кто повинуется Ему, а того, кто ослушается Егo Он может оставить без поддержки. Ведь Он сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ تَنْصُرُوا اللَّهَ يَنْصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ
«О те которые уверовали если вы будете помогать (религии) Аллаха, то и Он поможет вам и укрепит ваши стопы». (47:7)
Далее в шархе приводится о преимуществе соблюдения шариата в молодом возрасте.
Того, кто помнил об Аллахе, когда он был молод и силён, Аллах будет хранить его и в старости, когда человек лишится сил, и Он наделит его слухом, зрением, разумом, и отведёт ему достойное место в день воскресения. И когда в судный день людей накроет палящий зной, Всевышний Аллах укроет его в тени, в то время как другим людям негде будет укрыться. В хадисе, приводимом в обоих «Сахихах», сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Семерых укроет Аллах в тени в судный день»
и в категории этих семерых окажется юноша, который рос, поклоняясь Всемогущему Аллаху. Это известный хадис…
Далее Посланник Аллаха ﷺ сказал ибн Аббасу: «Если будешь просить, то проси только у Аллаха, если будешь искать помощи, ищи ее у Аллаха». И это соответствует словам Всевышнего:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи» (1:1)
В вопросах, в которых может помочь только Аллах, человек обязательно должен обращаться с просьбами о помощи только к Нему. Обращение с мольбами к кому-либо, помимо Аллаха, в том, что может дать только Он является большой несправедливостью - многобожием. Обращаться с мольбами следует только к Великому Создателю, Он говорит:
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам!».
И обращаться только к Нему следует по той причине, чтo Он, всегда близок к своим рабам, и Он слышит их мольбы и отвечает на их просьбы. Аллах Всевышний сказал:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, чтобы встать им на путь истинный» (2:186)
А если речь пойдет о тех вещах, в которых люди способны помочь, то нет проблем чтобы обратиться к ним. Например, Посланник Аллаха ﷺ иногда велел людям принести ему что-нибудь необходимое или сделать за него какое-либо дело. Однако из жизни сподвижников мы можем наблюдать, что среди них были и те, кто считал вообще нежелательным обращение к кому-либо, если ты сам способен это сделать. Один из передатчиков хадиса сказал: «Поистине, я видел некоторых из сподвижников, и когда у них падала плеть, никто из них не просил другого подать ему эту плеть, (то есть они сами спускались с верхового животного и поднимали её сами)». Таковым было убеждение сподвижников.
Далее касаемо слов наставления Посланник Аллаха ﷺ: «Если все люди соберутся, чтобы принести тебе какую-то пользу или вред то не смогут они сделать ничего, если не предписал этого Аллах».
Всевышний Аллах сказал:
مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِنْ رَحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا ۖ وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِنْ بَعْدِهِ ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Никто не удержит милости, которые Аллах дарует людям. А то, что Он удерживает, никто не может даровать кроме Него. Он - Могущественный, Мудрый» (35:2)
Человек, который уверовал предопределение, в то, что Аллах Всевышний хранит его и оказывает ему поддержку, во всём полагается только на Него, и уже не беспокоится о том, что станут предпринимать люди или иные существа против него. Более того, он имеет глубокое убеждение, что все хорошее и дурное случается только в соответствии с предопределением Аллаха и что польза и вред зависят только от Его желания и больше ни от кого. В Коране сказано:
«Скажи все – от Аллаха» (по Его предопределению и решению).
В другом аяте:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
«Скажи: «Нас постигнет лишь только то, что предписано нам Аллахом. Он - наш Покровитель. И пусть верующие уповают только на Аллаха». (9:51)
Как мы видим во Вселенной, всё (хорошее и плохое), происходит по воле Аллаха. Но, следует понимать, что Аллах не лишил человека свободы выбора, напротив, он дал ему разум для различения добра от зла, посылал людям пророков и писания, дабы научить их добру.
Аллах Всевышний сказал:
وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ
«Действуйте, и Аллах увидит результаты ваших дел» (9:105)
Никто не имеет права, совершив плохое действие оправдываться тем, что все уже давно предопределено Господом. Мы видим много таких людей. Всевышний не принуждает человека к плохому, как считают некоторые малодушные люди. Любой из нас имеет право отказаться от греха. Верующий в предопределение, должен с пониманием относиться к неудачам, зная, что во всем есть смысл. Предопределение Аллаха это скрытая от нас тайна. И вера в это поможет обрести человеку душевное спокойствие и уверенность.
Посланник Аллаха ﷺ, который является для нас примером во всём, разъяснил нам, что мусульманин должен использовать всевозможные средства, действуя и прилагая усилия. Если же человек не ищет путей достижения цели, жалуясь и ссылаясь нa предопределение, это значит, что он не повинуется Аллаху Всевышнему и Его посланнику ﷺ поступая вопреки установлениям шариата. В одном из своих хадисов Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Действуйте, и каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан». (Муслим)
Далее по шарху. Посланник Аллаха ﷺ в нашем хадисе сказал: «поистине победы приходят с терпением, после горя идет радость, а после затруднений приходит облегчение».
Жизнь человека - борьба, борьба с препятствиями, трудностями, испытаниями и со своими страстями. Однако если верующий будет проявлять стойкость и терпение, то все эти трудности приведут его только к мудрости, развитию и облегчению жизни. Всевышний Аллах говорит:
لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему воздастся то, что он заработал, и против него будет то, что он приобрёл» (2:286)
Каждый из нас при появлении трудностей в жизни сам может выбрать, как реагировать на них. Но мудр тот, кто проявит терпение. Есть аят где Всевышний сказал:
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Так обрадуй же терпеливых» (2:155)
Терпение – это главное качество сильного и морально устойчивого человека. Имам Ахмад говорит, что о достоинстве терпения в Коране упоминается более 90 раз.
Трудно переоценить значимость терпения в жизни человека. Терпение - это сила, которая помогает перенести тяготы, возвращать себя на путь нравственности и истины и просто быть уравновешенным и благоразумным. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Терпение есть свет».
А Умар (р.а.) сказал:
«Самое лучшее в этой жизни мы приобрели благодаря терпению».
Поэтому мы должны понимать, что терпение в жизни каждого верующего должно играть ключевую роль.
Мы видим, что всё, о чём говорится в этом хадисе, взаимосвязано друг с другом. Так, затруднение вызывает скорбь, а облегчение становится причиной радости, но всё это требует терпения и стойкости, а вслед за этим придёт победа и успех. И всe это является проявлением милости и милосердия Аллаха Всевышнего по отношению к Его созданиям.
В этом великом хадисе Пророк ﷺ дал мальчику, которым был Ибн Аббас, несколько наставлений, в числе которых было и побуждение исполнять веления Аллаха и соблюдать Его запреты в любых ситуациях и в любое время. Пророк ﷺ с детства внушал ему правильные убеждения, разъясняя, что нет Творца, кроме Аллаха, и нет никого, распоряжающегося делами наряду с Аллахом, и нет никаких посредников между рабом и его Господом, и именно на Него надлежит надеяться и терпеть, когда случается беда или горе. Пророк ﷺ посеял в душе Ибн Аббаса семена веры в предопределение Аллаха и Его предустановление, научил быть его уверенным, смелым и не переживать бессмысленно.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: «Поистине это великий хадис, который является основой в соблюдении прав Аллаха и вверении себя Его велению».
Да поможет нам Аллах понять этот хадис также как праведные предшественники. Освоить его и практиковать, тем самым заслужить Его довольств! Аминь.