Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
16 хадис, из сборника имама Ан-Навави «Не гневайся, и тебе будет дарован Рай».
Сообщается со слов Абу Хурайры, что некий человек попросил Посланника Аллаха ﷺ дать какое-нибудь полезное наставление. И Посланник Аллаха ответил:
«Не гневайся».
Но, этот человек еще несколько раз повторил свою просьбу, но квсякий раз Посланник Аллаха ﷺ отвечал:
«Никогда не гневайся».
Версию этого хадиса передает имам Бухари.
Так же мы знаем, что есть другие версии этого хадиса, а также другие, схожие по смыслу хадису. Сказал имам Джардани:
«В этом хадисе содержится великая норма. Так как он относится к категории тех хадисов, которые являются краткими по содержанию, но глубокими по смыслу. Так же, этот хадис велик по той причине, что он охватывает в себе блага обоих миров. То есть, это такая великая пристойность, когда человек умеет сдержать свой гнев, контролировать себя, то, несомненно, это принесет ему пользу в этой жизни. Так же, он получит огромную награду на том свете».
И тут, касаемо того человека, который задал вопрос Пророку ﷺ, шейхи говорят, что возможно им был Абу Дарда, один из сподвижников. А также есть другая версия, что это был другой сподвижник, которого звали Джарияту Ибн Кудама (р.а.). Так же есть версия, что этот человек часто гневался и Посланник Аллаха ﷺ по этой причине дал ему именно такое наставление.
Тем не менее, хадис носит общий характер для всех нас, вплоть до Судного дня. Здесь так же стоит добавить то, что привел у себя имам Бадрудин Аль Айни Аль Ханафи, который является также толкователем хадисов. Он говорит, что от случая к случаю, в зависимости от конкретной личности, ситуации, Посланник Аллаха ﷺ давал разные советы людям. Например, в другом хадисе от ибн Маджи и имама Ахмада приводится, что пришел человек и сказал:
«О Посланник Аллаха, воистину, предписания Ислама для меня сложны, их много. Так посоветуй же мне то, что я смогу соблюдать и крепко держаться этого». Тогда Посланник Аллаха ﷺ посоветовал ему делать часто зикр. Он сказал:
«Пусть твой язык будет всегда влажным от поминания Аллаха».
И, как мы уже сказали, имам Бадрудин сказал, что Посланник Аллаха ﷺ давал разные советы, чтобы указать своей общине на различные виды добра, что путей, которые приводят к счастью очень много. А также это было из-за того, что Посланник Аллаха ﷺ хотел принести максимальную пользу спрашивающему, опираясь на его характер, привычки, образ жизни и на те обстоятельства, которые существовали на тот момент.
Поэтому, не обязательно, чтобы спрашивающим был Абу Дарда или Джария ибн Кудама. Спрашивающим мог быть любой сподвижник. Поэтому мы часто встречаем, что кто-то пришел и спросил Посланника Аллаха ﷺ, либо попросил сделать ему насыха и т.д.
Понимание этого хадиса, и на что он нас направляет
Тут перечислено несколько польз. Первое - нравственность верующего человека. Мусульманин - это такой человек, который описывается всеми достойными, нравственными качествами. Мусульманина украшают такие нравственные качества как стыдливость, смиренность и любовь к людям. Верующий человек обладает мужественностью. Если даже его обидели, то он умеет прощать, не отвечает людям тем же. Даже если его кто-то раздражает, то он может сдержать себя, свой гнев. То есть такой человек, при любых обстоятельствах соблюдает спокойствие. Ведь именно к этому направлял Посланник Аллаха ﷺ своего сподвижника, который попросил насыха. Человек переспрашивал у него снова и снова, но ответ Посланника Аллаха ﷺ был не измененным.
Он дал ему то самое краткое наставление, сказав: «Не гневайся, не гневайся». Это первая польза хадиса, то, к чему он нас направляет, это образ мусульманина, каким он должен быть. Конечно же, сдерживание гнева - это похвальное, великое качество и ниже мы разберем его подробнее.
Следующее, к чему направляет нас хадис - это страстное устремление к Раю, а также поиск путей. И именно этот совет, наставление Пророка ﷺ, который он дал человеку, обратившемуся к нему с просьбой о наставлении, подобно тому, как ученик обратился к своему учителю, чтобы тот указал ему на истинный путь, путь к Раю. Именно это наставление позволит любому человеку снискать благословение Всевышнего Аллаха, Его довольство. И тут, как будто Посланник Аллаха ﷺ, передавая одно из своих нравственных качеств, добавляет: «Держись за это и будет достаточно». А человек удивляясь, переспрашивает, вновь и вновь задает этот вопрос, с мыслями «И всё? Этого будет достаточно?». На что Посланник Аллаха ﷺ отвечает: «Да. Не гневайся и этого будет достаточно». Ведь в действительности человек, который умеет владеть собой, контролировать себя, не гневается, он достигнет успеха. Это принесет ему успех в обоих мирах, как выше об этом указал имам Джардани.
Третья польза, на которую указывает хадис - это то, что доброта, спокойствие, кротость являются путями к победе и благословению. Гнев по исламу считается одним из языков пылающего огня. И когда человек гневается, одна из тайных нитей его души устремляется к проклятому иблису, который в свое время сказал: «Ведь Ты создал меня из огня, а человека создал из глины». И сказал он это, разгневавшись, чувствуя свое превосходство, над сущностью Адама. Поэтому, если в твоей жизни начнутся проявляться силы зла, и ты начнешь поддаваться гневу, то знай, что ты уподобился дьяволу. А если ты пошел по темному пути, то ты никогда не достигнешь успеха. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Спешите же заслужить прощение от вашего Господа и спешите к Его Раю, который уготован для богобоязненных. Ширина этого Рая равна ширине небес и земли. И уготован этот Рай для тех богобоязненных, которые расходуют и в легкой ситуации, и в трудных случаях, а также сдерживают свой гнев и умеют прощать. Ведь Аллах любит тех, кто творит добро» (3:133-134)
И научившись контролировать себя, лишь только в таком случае ты можешь уберечь себя от гнева Всевышнего Аллаха, присоединишься к богобоязненным и навечно останешься с ними в Раю.
Имам Ахмад, передает хадис со слов Умара (р.а.). Ибн Умар однажды спросил Посланника Аллаха ﷺ: «Что отдалит меня от гнева Всемогущего Аллаха?». Тогда Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Не гневайся».
Сказал имам Хасан Аль Басри:
«Тот, в котором есть четыре качества, Аллах защитит их от шайтана и сделает их запретными для огня. А это такие четыре качества: владеть собой в тех ситуациях, когда человеку хочется чего-либо запретного, когда человек находится в страхе, страсти или в гневе. Если человек может сдержать, проконтролировать себя в такой ситуации, то Аллах защитит его от шайтана и от огня Ада».
Следующая польза, на которую нам указывает хадис. Гнев – объединяет и содержит в себе все плохое. А освобождение от гнева, наоборот, ведет ко всему благому.
Из этого хадиса мы заметили, что тот, кто просил Посланника Аллаха ﷺ сделать ему насыха, он принял это наставление. Однако, вместе с этим мы видим, что этот человек снова и снова стал просить наставление, как будто остался неудовлетворенным полученным ответом и хотел дополнительного наставления сверх этого. Но, Посланник Аллаха ﷺ ничего не добавил к этому, повторив несколько раз свой ответ. В версии имама Ахмада, человек, который задал вопрос, говорит:
«После того, как Посланник Аллаха ﷺ ответил, давая несколько раз одно и то же наставление, я призадумался и понял, что гнев является источником всего плохого».
И это означает, что если человек не будет гневаться, будет контролировать, держать себя в руках, то он избавится от всего плохого. А тот, кто избавится от всего плохого, достигнет всего благого и хорошего.
Сообщается, что один человек спросил Посланника Аллаха ﷺ:
«Какое дело является наилучшим?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
«Благой нрав. А благой нрав состоит в том, чтобы ты не гневался по возможности».
Следующая польза этого хадиса. Гнев – это слабая черта характера. А кротость, доброта – это сила. Гнев является порицаемым, плохим качеством. Ведь гнев, дурной характер является губительным не только для самого человека, но и для окружающей среды.
Имам Бухари и Муслим передают со слов Абу Хурайры следующий хадис. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Силен не тот, кто сразил другого на повал. Но, воистину силен тот, кто владеет собой во время гнева».
И в заключении поговорим о причинах возбуждения гнева и о способах избавления от него. Причин для появления гнева очень много. Самые распространенные из них, как сказал имам Аль Газали, это гордость, высокомерия, стремление возвыситься над другими, насмешки и издевательства, различные гнусные шутки, споры, предательства, стремление к славе и т.д. Любому разумному человеку, особенно верующему человеку, рекомендуется освобождаться от подобных порицаемых качеств, путем их замены на противоположные, положительные качества. Такими методами удастся разрушить саму суть и основу гнева, а также причины, которые приводят к нему. Необходимо приучать свою душу придерживаться таких достойных нравов как кротость, спокойствие, смирение, осмотрительность в наших делах и словах. И наилучшим примером для нас в этом является наш Пророк ﷺ. В любой ситуации, ты должен задать себе вопрос «А как бы поступил любимец Аллаха, наш Пророк Мухаммад ﷺ?».
В одном из хадисов сообщается, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришел Зайд ибн Сайина, в то время, когда он еще не был мусульманином. И в тот момент, Зайд решил проэкзаменовать Пророка ﷺ Он пытался спровоцировать его, зацепиться и разгневать. В грубой форме он потребовал выплаты долга. Но, разгневать Пророка ﷺ у него не получилось. Рядом на тот момент находился Умар (р.а.). И тогда Умар начал ругаться, увидев наглость Зайда. И услышав это, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Мы больше нуждались в другом, Умар. В том, чтобы ты должным образом велел мне рассчитаться с ним. А ему, должным образом требовать уплаты долга».
И после этого, Посланник Аллаха ﷺ велел выплатить долг Зайду наилучшим образом, с добавкой, в качестве компенсации из-за того страха, который он испытал перед Умаром. Так как Умар накричал на него и именно этот случай стал причиной того, что в последствии Зайд принял Ислам, как после он сам вспоминал об этом. Именно мягкое отношение Пророка ﷺ к Зайду. Он сказал:
«Его кротость и спокойствие опережают его гнев».
Здесь приводится очень множество различных хадисов, ситуаций, касательно гнева. Но мы их пропустим, и ограничимся перечнем советов, которые необходимы для избавления гнева, если гнев уже наступил. В первую очередь, необходимо вспомнить аяты из Священного Корана, а также хадисы Посланника Аллаха ﷺ, которые повествуют о гневе, о достоинствах воздержания от гнева. И одно из первых - человек, при наступлении гнева, должен произнести исти`азу. Сказать:
«А`узу билляхи минаш шайтани рраджим».
Что он прибегает к Аллаху от Защиты побиваемого камнями шайтана.
Затем следовать достоверному хадису, где Посланник Аллаха ﷺ говорит:
«Если кого-то из вас постиг гнев, если он находится в стоячем состоянии, то пусть сядет. Если его гнев не пройдет, то пусть ляжет».
Далее, если его гнев не пройдет, то в соответствии с хадисом, человеку необходимо совершить малое омовение. В хадисе приходит:
«Гнев – это раскаленное уголь, горящий в сердце сына Адама».
В другом хадисе говорится:
«Воистину, гнев от шайтана, а шайтан сотворен из огня. Если кто-нибудь из вас разгневается, пусть он совершит омовение и тем самым потушит пламя шайтана».
Так же, ученые советуют замолчать при гневе. Если человек с кем-то поругался, начал спорить, то ему необходимо прервать свою речь, замолчать. Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ однажды сказал:
«Если кто-либо из вас разгневался, то пусть замолчит».
Хадис приводит имам Ахмад.
Человек всегда должен помнить и думать о дурных последствиях этого гнева. То, что гнев приводит к таким дурным последствиям, как враждебность, мстительность и т.д.
Человеку всегда стоит помнить о наказании Всевышнего Аллаха за гнев. Так же мы всегда должны помнить, что когда мы гневаемся, мы гневаемся на то, что произошло по воле Всевышнего Аллаха, то есть по Его предопределению. И, мы никогда не должны посметь поставить наше желание, желание мести выше, желания Всевышнего Аллаха.
Такие вот краткие, но полезные наставления даются в конце книги. Пусть Всевышний Аллах поможет нам следовать советам Пророка ﷺ, а также советам наших ученых. Пусть именно этот хадис будет находиться перед нашими глазами, где бы мы не находились, в какой бы ситуации не были и с кем бы не взаимодействовали.