Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух уважаемые зрители и слушатели! Братья и сестры! Мы уже с вами на полпути к завершению нашего цикла по хадисам имама Навави. Образно говорится сорок хадисов ан-Навави, но на самом деле наш сборник имам составил из сорока двух хадисов. И сегодня мы возьмем 22 хадис.
Исвестный сподвижник Джабир ибн Абдулла (р.а.) передает, что некий человек обратился с вопросом к Посланнику Аллаха ﷺ: «Как ты считаешь, если я буду совершать пять обязательных молитв, поститься во время Рамадана и считать дозволенное дозволенным, а запретное запретным, ничего не добавив к этому, войду ли я в рай?»,- и Посланник Аллаха ﷺ ответил: Да».
Как мы видим, в данном хадисе упомянуто только два вида поклонения: обязательная молитва и пост в священный месяц Рамадан. В других хадисах сообщается, что пришел бедуин и Посланник Аллаха ﷺ сообщил о молитве, посте, закате и хадже - то есть об остальных столпах.
Ранее мы уже говорили, что помимо нашего шарха у сорока хадисов есть много других толкований. И одно из них принадлежит имаму Джурджани. Объясняя наш хадис он сказал: «Этот хадис занимает одно из самых важных мест в Исламе. А причина в том, что все дела могут быть либо делами сердца, либо делами тела, и каждое из них является либо разрешённым, либо запретным, и если человек будет считать дозволенное дозволенным, а запретное - запретным, как положенно, это и значит, что он уже выполняет все возложенные на него религиозные функции. А если будет так, то такой человек войдёт в рай без препятственно будучи в безопасности».
Пользы этого хадиса и к чему он нас направляет
Посланник Аллаха ﷺ является милостью для миров. В суре «Анбия» Всевышний Аллах говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
«И Мы послали тебя (о, Мухаммад) только как милость для миров».
Шейхи говорят, что Господь миров направил Своего посланника как милость для людей, чтобы он избавил их от заблуждений, ведущих в огонь, и наставил людей на ясный и лёгкий путь, ведущий в рай. Через Своего посланника наш Создатель указал на границы дозволенного и запретного. Того, кто будет останавливаться у этих границ и соблюдать их, они приведут к раю, того же, кто станет переступать эти границы, ожидает пропасть. И всё то, чем обязал нас Создатель является посильным и выполнимым для нас, ведь Всевышний Аллах желает Своим рабам облегчения и не желает для них затруднений.
Это со всей ясностью следует из того, к чему направляет нас Пророк ﷺ в данном хадисе и других схожих по смыслу хадисах.
Следующая польза хадиса – страстное стремление к раю сподвижников Пророка
Джабир в этом хадисе рассказывает нам о верующем, который страстно желал рая, равного по ширине небесам и земле и уготованного для богобоязненных. Он пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы спросить его о пути ведущем к раю, и узнать о том, какие дела позволят ему войти в этот просторный рай, и Посланник Аллаха ﷺ указал ему на способ достижения его цели, благодаря чему его желание осуществилось. И сколь же часто мы видим как, например, в нашем сборнике хадисов когда сподвижники Пророка ﷺ, обращались к нему с такими вопросами и просили его о подобных наставлениях разными способами и по разным поводам!
Бухари и Муслим передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, что как-то раз один человек сказал Посланнику Аллаха ﷺ:
«Скажи мне, какое дело позволит мне войти в рай?» В ответ, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поклоняйся Аллаху и не предавай Ему сотоварищей, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи».
В сборнике имама Ахмада сообщается, что Ибн аль-Мунтафик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я подошёл к пророку, когда он находился на Арафате, и сказал ему: «Я спрошу тебя о двух вещах: что упасёт меня от огня и что позволит мне войти в рай?» Он сказал: «Хотя твой вопрос краток, но ты спросил о великом деле, путь к которому долгий. А теперь усвой, что я скажу тебе:
поклоняйся только Аллаху, совершай предписанные молитвы, выплачивай закат, соблюдай пост в Рамадане, поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой, и избавь людей от того, чего сам ты не любишь по отношению к себе».
Посмотрите какими были сахабы, представьте себе каковыми были их стремления и заботы. Так же посмотрите, какую они пользу оставили для нас свами, задавая полезные вопросы нашему любимому Пророку.
Следующая польза хадиса – неуклонное выполнение обязанностей и отказ от запретного лежат в основе спасения
Далее приводится как Нуман (р.а.) спросил у Пророка Мухаммада ﷺ: «Если я буду выполнять пятикратную молитву, постится в Рамадан не нарушая его, буду останавливатся у границ Аллаха считая дозволенное дозволенным, а запретное запретным будучи убежденным, и при этом не буду совершать какие-то дополнительные дела из категории желательного, смогу ли я попасть в рай и избежать наказания на том свете?» (Это было пределом его мечтаний). И Посланник Аллаха ﷺ дал ему утвердительный ответ, который вселил покой в его душу, воодушевил его, порадовал его сердце, удовлетворил его желание, сказав: «Да». То есть, упомянутых Нуманом дел будет достаточно, чтобы достичь желаемого и войти в рай. Да и как может быть иначе, ведь Посланник Аллаха ﷺ в кудси хадисе сообщил, что Аллах говорит:
«Самым любимым из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность...» (Бухари)
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Перед любым человеком, который совершал пять молитв, соблюдал пост в Рамадане, выплачивал закат и не совершал семи тяжких грехов, обязательно откроются все врата рая и он зайдет с каких пожелает». (ан-Насаи)
В другой версии хадиса ему скажут: «Входи с миром»!
И хадисов на эту тему существует множество, все эти хадисы мы приводить не будем, но приведем хадис о больших семи грехах. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ сказал:
«Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что же это за грехи?» Он сказал:
«Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, ростовщичество, претендовать на имущество сироты и присвоение его имущества, побег с поле битвы, обвинение в прелюбодеянии целомудренных женщин, даже не помышляющих о подобном».
В действительности эта религия легка. Этот и ему подобные ответы Посланника Аллаха ﷺ (ответ в нашем хадисе) указывают на лёгкость ислама, а также на то, что Аллах ни на кого из людей не возложил ничего затруднительного. Всевышний Аллах говорит:
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам». (2:286)
Так же Всевышний сказал:
«...и не создал Он для вас в религии никаких затруднений...». (22:78)
Все обязанности, возлагаемые шариатом на людей, отличаются лёгкостью и не выходят за пределы человеческих возможностей, так как исходят они от Мудрого и Знающего. Таким образом, разумному человеку остаётся только слушать и повиноваться, чтобы он сумел обрести счастье в этом мире и спастись в мире вечном.
Следующая польза хадиса – правдивость и откровенность мусульманина
Из вышеприведенного хадиса мы видим честность и прямоту Ан-Нумана, да будет доволен им Аллах, который являл собой пример верующего, обладавшего искренним сердцем и проявлявшего искренность внешне. Он не стал делать вид, что совершает какие-то дополнительные благочестивые и праведные дела. Он был человеком, желавшим спастись и добиться успеха, и он был готов неуклонно совершать всё от него зависящее, что могло бы его к этому привести. И искренность этого верующего проявлялась всё больше и больше по мере того, как Пророк ﷺ сообщал ему о том, что упомянутого им достаточно для достижения желаемого. А были упомянуты только столпы Ислама и то, что нужно соблюдать границы халяля и харама.
В другой версии этого хадиса сообщается, что ан-Нуман говорил: «Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому», - поскольку довольства Аллаха можно добиться благодаря совершению того лёгкого, что Он вменил в обязанность. Однако лёгким это является лишь для тех верующих, которым Аллах облегчает совершение этого, для тех же, на сердца которых Аллах наложил печать из за их грехов, это трудно. Аллах Всевышний сказал:
«И прибегайте за помощью к терпению и молитве. Поистине, она тяжела (для большинства), но не для смиренных, которые полагают, что они встретят своего Господа и что к Нему они вернутся». (2:45-46)
И эти люди, в чьи сердца вошла вера, а души прониклись уверенностью, не раз проявляли подобную искренность, не знали ни двуличия, ни лицемерия и не допускали даже малeйших послаблений или нерадения, когда дело касалось шариата Аллаха. Пусть Всемогущий Аллах сделает нас из их числа!