Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По милости Аллаха у нас сегодня новый хадис, по счету - пятый, название которого в переводе с арабского языка обозначает: «Несостоятельность отвергаемых вещей, а также новшеств».
Наверняка многим из нас, которые хоть как-то стараются практиковать свою религию, приходилось слышать о наличие такого явления как «бид’а», что можно перевести как новшество или нововведение. И мне лично самому доводилось быть свидетелем споров вокруг именно этого вопроса. В большинстве случаев эти споры проходили между обычными братьями, которые не имеют какого-то специального религиозного образования. Прочитав переводы данных хадисов, эти люди начинают делиться, обвинять друг друга в ереси, называть друг друга различными именами и т.д. Так же мы можем найти в книгах, как старых, так и современных ученых то, что они разошлись именно касательно этого вопроса. А конкретно они разошлись в отношении вопросов:
- «Бывает ли «бид’а» хорошее или плохое?»
- «Можно ли делить «бид’а» на 2 вида, или на несколько, как это делают шафиитские ученые?»
И в действительности ли это может считаться настоящим предметом разногласия среди нашей уммы? В процессе шарха к нашему хадису, по возможности мы постараемся разобрать все эти моменты. А также разъясним позицию ахлю сунна, касательно этих вопросов и позицию наших оппонентов.
С именем Аллаха начнем с чтения нашего матна. Передается от матери правоверных Айши да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Если кто-либо внесет в это наше дело что-то новое, и то что не имеет к нему никакого отношения, это будет отвергнуто»,
хадис передал имам Аль Бухари.
О важности этого хадиса наши толкователи говорят, что он является одним из великих хадисов, которые являются основой Ислама. Так же, например, как в хадисе, где говорится о намерениях, что дела оцениваются по намерениям. Этот хадис сможет быть мерилом для оценки внутренней стороны дел. Этот хадис, про намерение, мы с вами изучали на самом первом уроке. И в силу этого хадиса, если какое-либо дело совершено не ради лика Всевышнего Аллаха, то делающий это дело не получит награду. То есть этот хадис является мерилом внутреннего состояния.
А наш сегодняшний хадис, непосредственно может служить мерилом оценки внешней стороны дел. И любое дело, которое не соответствует велениям Всевышнего Аллаха, а также Его Посланника (ﷺ), будет отвергнуто. И каждый человек, который внес в эту религию что-то новое, на что не было дозволения Всевышнего Аллаха и дозволения Посланника Аллаха (ﷺ), этому не будет основы. То есть если человек, даже из благих намерений, придумал что-то новое не из религии, то это не будет принято. Сам имам Ан-Навави говорит, что это хадис следует заучить, а также приводить в качестве довода в отношении не состоятельных и неподобающих вещей в нашей религии. Этот хадис является одним из основных правил Ислама. Это такая полезная формула, основа которой представляет собой универсальную предпосылку к любому указанию, на основании чего формулируются установления шариата (ахкамы). И в разделе про хадисы, приводится в отношении термина «Кто ввел новшества» означает «воздвиг, придумал». Тот, кто что-то сам придумал из своих личных предпочтений, из своих страстей. Так же термин «Это наше дело» означает, то есть в нашей религии, в нашем шариате, кто внес новшества в нашу религию. А само слово «бид’а» как термин в арабском языке означает как что-то новое, беспрецедентное дело, которое указывает на талантливость и совершенство, совершившего его. Поэтому Всевышний Аллах говорит в Священном Коране, что именно Он Первосоздатель Небес и Земли. Наиболее кратким определением слову «бид’а» здесь будет обозначать внесением в религию того, что не имеет никакого к ней отношения.
Следующий раздел. Понимание нашего хадиса и того к чему он нас направляет. Ислам – это религия следования, а не введения различных новшеств. Достопочтенный Посланник Аллаха (ﷺ) сохранил эту религию от излишеств, фанатизма и искажения тех, кто объявляет недействительным данный хадис. И этот хадис относится к числу тех хадисов, которые являются краткими, но емкими в своем смысле. Посланник Аллаха (ﷺ) имел такой талант. Какое-то важное дело, Посланник Аллаха (ﷺ) мог передать несколькими словами. И есть много аятов, которые подкрепляют данный хадис и указывают на необходимое условие. То, что человек может достигнуть успеха и спасения только следуя пути Посланника Аллаха (ﷺ). А этот путь не нуждается в каких-то дополнениях, либо изменениях. В Своей книге Всевышний Аллах говорит:
«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».
Подобных аятов очень много. Например, в другом аяте Всевышний Аллах говорит:
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути».
Далее имам Муслим в своем сахихе приводит следующий хадис:
«Передается что Посланник Аллаха (ﷺ) часто в своих хутбах говорил такие слова: «Лучшими словами, являются слова Всевышнего Аллаха, а наилучший путь – это путь Мухаммада (ﷺ). А самые наихудшие дела – это нововведения, ново изобретения. И каждое нововведение является заблуждением».
И в версии от имама Аль Байхаки есть такая добавка, как
«…и каждое заблуждение в огне».
Следующий раздел. Отвергаемые дела. В нашем хадисе четко и ясно прописано о том, что любое дело, на которое не было веления Всевышнего Аллаха, а также Его Посланника (ﷺ) не будет принято. И отсюда мы делаем вывод, что все дела непосредственно должны быть связаны с установлениями шариата и определятся ими. Все это относительно мукалляфа. Мукалляф – это тот, на кого возложены шариатские обязанности, с наступлением соответствующего возраста, если этот человек дееспособный, то он является мукалляфом, на которого уже возложены шариатские ахкамы. А к заблуждениям относится все то, что выходит за пределы, за рамки шариата, когда дела господствуют над шариатом, а не наоборот подчиняются ему. Если человек видит, что в каком-то деле, нет основы в шариате, и он должен сделать для себя соответствующие выводы, засомневаться, о том, что это несостоятельное, и отвергнутое дело. И то что отвергаемо, в нашем шархе разделяется на 2 группы. С одной стороны, это виды поклонений Всевышнему Аллаху, а с другой это взаимоотношения между людьми. Что касается видов поклонений, то все некоем образом не соответствующее велениям Аллаха, а также сунне Посланника Аллаха (ﷺ), будет возвращено тому человеку, который совершил эти не подобаемые вещи. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Разве есть у них какие-то сотоварищи, которые бы узаконили то, что не узаконил Всевышний Аллах?».
И примером подобных видов поклонения могут служить попытки приблизиться к Аллаху. Человек с хорошим намерением хочет приблизиться к Аллаху, но посредством харама. Например, человек слушает харамную музыку, смотрят танцы, и при этом мужчины смешиваются с женщинами и так далее. Но они говорят у нас хорошие намерения, и таким вот образом мы ищем близость к Всевышнему Аллаху. Таким людям Всевышний Аллах не дал возможность следовать истинным путем, они как будто ослепшие люди. Последовали путем шайтана. И при всех своих выдуманных нововведениях, они утверждают, что таким образом они пытаются приблизиться к Всевышнему Аллаху. Они напоминают нам арабов многобожников, которые старались изобрести какие-то виды поклонения, и при этом так же говорили, что у них благие намерения, мы ищем благословения Всевышнего. У нас хорошая цель. И Всевышний Аллах о них сказал:
«Та молитва, которую они совершали возле Каабы представляла собой лишь свист и хлопанье в ладоши».
И они думают, что дела, благодаря которым можно приблизиться к Аллаху, занимаясь поклонением носят какой-то абсолютный характер. И некоторые такие примеры мы даже можем увидеть в век Посланника Аллаха (ﷺ), когда один человек дал обед поститься в течении дня, и при этом находится под жарким палящим солнцем. И он сказал, что не будет заходить в тень, и не будет садиться. И когда Посланник Аллаха (ﷺ) услышал это, он велел ему зайти в тень и сесть, но пост продолжить до конца. То есть Посланник Аллаха (ﷺ) запретил ему поступать подобным образом.
Теперь что касается «бид’а» во взаимоотношениях с людьми. Вкратце это все взаимоотношения, которые противоречат шариату. Например, есть какой-то хукм, в отношении какого-либо дела. А конкретно в шархе, в пример приводится один случай. Говорится, что к Посланнику Аллаха (ﷺ) пришел один человек, который пожелал, чтобы Посланник Аллаха (ﷺ) заменил установление наказание, за прелюбодеяния. Он предложил, заменить это наказание на выкуп деньгами. В шариате мы знаем, что за прелюбодеяние есть особый вид наказания. Допустим человек, который совершил этот тяжкий грех, его наказывают 100 ударами плетью. И плюс к этому бывает, что его изгоняют и з города на определенный период. И отец такого преступника пришел к Посланнику Аллаха (ﷺ) и попросил изменить вид этого наказания, взамен на более мягкий вид наказания. Он предложил деньги, имущество, но Посланник Аллаха (ﷺ) отверг все это и объявил недействительным то, с чем пришел этот человек. И теперь выше мы прочитали версию хадиса от имама Муслима и от имама Байхаки, где используется частица «куль»: «Каждое новшество является заблуждением». Есть в шариате дела, узаконенные нашими учеными и совершение некоторых дел, не приходит от сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ). Либо Посланник Аллаха (ﷺ) не велел выполнять какое-то дело, которое совершается в наше время. Ты совершаешь какое-либо узаконенное в шариате дело, и тут подходят оппоненты, в основном это безмазхабники, салафиты, и их шейхи которые якобы разбираются в шариате лучше, чем другие. Они говорят: «Почему ты совершаешь это дело? Ни Посланник Аллаха (ﷺ), ни саляфы не совершали этих дел, которые ты совершаешь сейчас». Таки претензии они высказывают. И тут наши братья, стараются донести, что «бид’а» бывает не только плохого вида, например, есть «бид’а» Махмуда. На что наши братья оппоненты говорят: «Нет. Посланник Аллаха (ﷺ) в своем хадисе сказал, что каждое новшество – заблуждение, которое введет в огонь». И тут мы Ин шаа Аллах приведем понимания хадиса самого имама Ан-Навави, как он толковал такие хадисы. В шархе на сахих муслим, имам Ан-Навави разбирает этот вопрос. В 6 томе, книги сахих муслим он говорит:
«Слова Пророка (ﷺ): «Каждое нововведение – заблуждение», это общее, которое конкретизировано, то есть ограничено в смысле. И да, тут подразумевается, что большинство новшеств является заблуждением».
Имама Ан-Навави говорит, что языковеды сказали, что «бид’а» это каждая новая вещь, на которой прежде не было аналога. А наши же ученые сказали, что «бид’а» делиться на 5 категорий. Обязательное новшество, желательное, запретное и также дозволенное. И далее, имам Ан-Навави дает определение каждой категории. Все это, Ин шаа Аллах мы рассмотрим в следующем уроке. И постараемся в следующем уроке по подробнее охватить именно тему, можно ли делить или нет. А также рассмотрим остальные аспекты, относительно хадиса. А здесь имам Ан-Навави говорит, что так же разъяснял эти вопросы в своих других книгах. Таких как «Тахсих», «Минхадж» и т других. И имам Ан-Навави говорит:
«Если ты прочитаешь это из моих книг, то ты поймёшь, что данный хадис, общий, ограниченный. И наши слова подтверждаются словами Умара ибн Аль Хаттаба радиаллаху анху, о таравихе. Он сказал: «Какое же это хорошее новшество». И то, что хадис общий, ограниченный, не отвергается словами Посланника Аллаха (ﷺ)».
Имам Ан-Навави говорит, что частица «куль» в хадисе употребляется в ограниченном смысле и приводит множество различных примеров. Например, он привел аят из суры «Кахф», где Всевышний Аллах говорит, что ниспослал тучу, чтобы уничтожить народ худа. И что ураган, ниспосланный Аллахом, уничтожит каждую вещь. И здесь так же была использована частица «куль». Но в продолжении аята мы видим, что на следующий день остались их дома, но уничтожены были они сами.
Ин шаа Аллах на следующем уроке подробно разберем этот вопрос. Я думаю, что следующий урок будет очень важным. Если Аллах нам облегчит, то мы приведем очень много доводов, в пользу ученых ахлю сунна уаль джамаа. И узнаем на самом ли деле «бид’а» делится на хорошее и плохое.