24 урок, 21 хадис - Хадисы имама ан-Навави
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:56
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:15 06:33 11:39 14:56 16:38 17:56
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Джумада-авваль 1446
Григорианский
08 ноября 2024

Циклы уроков

24 урок, 21 хадис

24 урок, 21 хадис

23 урок, 20 хадис

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере готовности
28 дек. 2022 4 115 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Дорогие братья и сестры. Продолжаем наш цикл уроков по хадисам имама ан-Навави. Сегодня мы пройдем 21 хадис. Имам Муслим приводит в своем сборнике хадисов со слов Абу Амра Суфьяна ас-Сакафи, который передал следущее:

 

«Я спросил: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого. Пророк ответил скажи: Я уверовал в Аллаха и затем придерживайся прямоты».

 

Хадис относится именно к той категории важных хадисов, которые по содержанию слов не многочисленны, но содержат в себе очень важную суть. Ранее на предыдущих уроках мы уже говорили, что Посланник Аллаха ﷺ был наделен особым качеством, двумя-тремя словами  выразить  очень важный смысл. И оприраясь на эти, не большие по содержанию хадисы пророка, наши ученые выводили и формировали шариатские нормы и правила. В нашем хадисе посланник Аллаха всего двумя словами обозначил главные качества истинного мусульманина. А это его вера и прямота, прямота в исповедании  этой веры.

 

Понимание хадиса

 

Что значит истикама? Истикама - это придерживатся прямоты в религии, поклонятся только одному Аллаху, совершать предписанное Им, постоянно стремиться к Его довольству, любить то, что любит Он, и отдаляться от того, что Ему нелюбимо. Истикама это постоянное следование истине и правильному пути, которые нам предписаны Кораном и Сунной. То есть, Истикама – это придерживаться прямоты в шариате без отклонения и перехода границ.

 

По нескольку раз в день мы читаем суру «Аль-Фатиха» в своих намазах, и обращаясь к Аллаху мы читаем аят: «Веди нас прямым путем». Если брать в расчет только фард намазы, мы в своих молитвах 17 раз просим Создателя вести нас  прямым путем. Если прибавить суннат намазы и витр, то еще 15 раз, в совокупности это 32 раза в день не считая другие нафили.

 

С арабского языка термин истикама можно так же перевести как: «честность», «стойкость» или «искренность». Он происходит от корня «кама», который означает подняться. В благородном Коране Всевышний Аллах говорит:

 

«Воистину, те, которые сказали: Наш Господь — Аллах, затем придерживались прямоты, не познают страха и не будут опечалены». (46:13)

 

Абу Бакр ас-Сиддик толкуя данный аят касательно слова «сумма стакаму» сказал, что это означает они не поклонялись ничему наряду с Аллахом.

 

Усман ибн Аффан говорил, что «Истикама – это придерживаться прямоты, т.е. проявлять искренность в делах ради Аллаха».

 

Имам аль-Кушайри говорит по поводу прямоты, что «это ступень, посредством которой человек достигает совершенства в своих делах, именно истикама помогает человеку достичь различных благ и порядка в жизни. А дела того, кто не придерживается прямоты  пропадут и старания окажутся тщетными».

 

Ибн Раджаб сказал: «Прямота есть движение по прямому пути истины и это стойкость и исповедание религии без всяких отклонений направo или налево. И это подразумевает собой исполнение всех явных и тайных религиозных обязанностей, также это отказ от всего запретного».

 

Ибн Кайюм аль-Джаузийя в своей книге «Мадаридж ас-Саликин» говорит: «аль-истикама – это правильность в намерении, словах и делах».

 

Умар ибн Хаттаб (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это соблюдение повелений и отстранение от запретов, а не изворачивание подобно лисе».

 

Как мы видим для верующих истикама – это добродетель, это признак совершенства. Мы всегда должны стремиться достичь этого прекрасного нравственного качества. В современном мире, где доминируют различные смуты и грехи, многие люди утратили истикаму – стойкость на прямом пути. В суре «Фуссилат» Всевышний Аллах сказал:

 

«Поистине, на тех, которые сказали: «Господь наш — Аллах», затем стойко держались прямого пути, — нисходят ангелы и говорят: «Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, который вам обещан». (41:30)

 

Муфассиры говорят - это произойдет в предсмертный миг. Если человек проживет жизнь с верой в Единого Аллаха и будет проявлять стойкость (прямоту) в своей религии, в своих словах и делах, в награду Аллах ниспошлет им ангелов, которые обрадуют их в предсмертный миг. Ангелы скажут: «не бойтесь, ибо вас ждет рай в будущей жизни и не печальтесь, ибо мы позаботимся о ваших делах и о ваших потомках на этой земле».

 

Поэтому очень важно каждому  из нас проявлять истикаму.

 

Есть такой проповедник шейх ан-Наблуси. Однажды он сказал, что истикама это основа всех благ. Ан-Наблуси подчеркивает, что все плоды наших добрых дел, всё хорошее в нашей религии, ощущение спокойствия, чувство безопасности, сладость веры и удовлетворенность все это приходит через истикаму. Так же шейх говорит и касательно тридцатого аята суры «Фуссилат»: «в этом аяте Всевышний Аллах указал людям на плоды  их истикамы, отправил ангелов, которые успокоили и обрадовали их». И продолжая ан-Наблуси отмечает, что Аллах создал человека и даровал ему путь по которому он должен идти проявляя стойкость. Если же человек сойдет с этого пути дав слабину, то он будет подобен поезду сошедшему с рельсов.

 

Далее по шарху. Шейхи приводят разделы об истикаме сердца и языка. Когда сердце начинает придерживаться прямоты в познании Аллаха, в поклонении Ему, то и все остальные части тела тоже начинают неуклонно придерживаться прямоты в повиновении Аллаху. Наши шейхи приводят следующий хадис:

 

«Есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим всё тело, а когда приходит в негодность, портит и всё тело, и, поистине, это – сердце». (Муслим)

 

Нужно всегда следить за сердцем.

 

Касательно языка оба наших шейха сказали, что больше всего после истикамы сердца нужно заботится о прямоте языка, так-как именно язык является источником многих бед человека. А еще сердце и язык напрямую связаны и зависят друг от друга. И они привели в довод хадис из Муснада имама Ахмада:

 

«Не станет прямой вера человека, пока не придёт к прямоте сердце, а сердце его не придёт к прямоте до тех пор, пока не станет прямым его язык».

 

Как мы видим аль-истикама – это очень важное качество, и к нему должен стремится каждый мусульманин. Ведь даже Посланнику Аллаха ﷺ это было приказано. В суре Худ Всевышний Аллах говорит:

 

«И придерживайся прямоты, как было тебе велено».  ("Худ", 112)

 

Господь повелевает придерживаться истикамы не потому, что Пророк ﷺ сошёл с этого пути, а повелевает ему проявлять постоянство на этом пути. То есть, трудно проявить истикаму, прямоту и стойкость однажды, в каком-либо событии, на минуту или час, или день, но очень тяжело придерживаться ее постоянно изо дня в день. Понимая это, Посланник Аллаха ﷺ покрылся сединой. Говорит ибну Аббас: «Не ниспосылался Посланнику Аллаха из всего Корана аят более трудный и тяжёлый чeм этот», имея ввиду 112 аят суры Худ.

 

Сообщается также, что когда сподвижники Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Ты поседел о Посланник Аллаха?» - он ответил им:

 

«Меня сделали седым сура Худ и подобные ей суры».

 

Сообщает ибн Аби Хатим что аль-Хасан сказал: «После того, как был ниспослан этот аят (112), Посланник Аллаха стал прилагать ещё больше усилий».

 

Заставит ли нас ответственность за свой путь и за путь других поседеть как нашего любимого Пророка ﷺ - неизвестно, но мы должны старатся идти к нашему вечному счастью проявляя истикаму по стопам Пророка ﷺ, равняясь на праведников этой общины.

 

Просим у Всевышнего Аллаха укрепить нас на нашей религии и быть стойкими! Пусть Аллах примет наши праведные дела! 

25 урок, 22 хадис

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi