Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Дорогие братья и сестры. Продолжаем наш цикл уроков по хадисам имама ан-Навави. Сегодня мы пройдем 21 хадис. Имам Муслим приводит в своем сборнике хадисов со слов Абу Амра Суфьяна ас-Сакафи, который передал следущее:
«Я спросил: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, чтобы после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого. Пророк ответил скажи: Я уверовал в Аллаха и затем придерживайся прямоты».
Хадис относится именно к той категории важных хадисов, которые по содержанию слов не многочисленны, но содержат в себе очень важную суть. Ранее на предыдущих уроках мы уже говорили, что Посланник Аллаха ﷺ был наделен особым качеством, двумя-тремя словами выразить очень важный смысл. И оприраясь на эти, не большие по содержанию хадисы пророка, наши ученые выводили и формировали шариатские нормы и правила. В нашем хадисе посланник Аллаха всего двумя словами обозначил главные качества истинного мусульманина. А это его вера и прямота, прямота в исповедании этой веры.
Понимание хадиса
Что значит истикама? Истикама - это придерживатся прямоты в религии, поклонятся только одному Аллаху, совершать предписанное Им, постоянно стремиться к Его довольству, любить то, что любит Он, и отдаляться от того, что Ему нелюбимо. Истикама это постоянное следование истине и правильному пути, которые нам предписаны Кораном и Сунной. То есть, Истикама – это придерживаться прямоты в шариате без отклонения и перехода границ.
По нескольку раз в день мы читаем суру «Аль-Фатиха» в своих намазах, и обращаясь к Аллаху мы читаем аят: «Веди нас прямым путем». Если брать в расчет только фард намазы, мы в своих молитвах 17 раз просим Создателя вести нас прямым путем. Если прибавить суннат намазы и витр, то еще 15 раз, в совокупности это 32 раза в день не считая другие нафили.
С арабского языка термин истикама можно так же перевести как: «честность», «стойкость» или «искренность». Он происходит от корня «кама», который означает подняться. В благородном Коране Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, те, которые сказали: Наш Господь — Аллах, затем придерживались прямоты, не познают страха и не будут опечалены». (46:13)
Абу Бакр ас-Сиддик толкуя данный аят касательно слова «сумма стакаму» сказал, что это означает они не поклонялись ничему наряду с Аллахом.
Усман ибн Аффан говорил, что «Истикама – это придерживаться прямоты, т.е. проявлять искренность в делах ради Аллаха».
Имам аль-Кушайри говорит по поводу прямоты, что «это ступень, посредством которой человек достигает совершенства в своих делах, именно истикама помогает человеку достичь различных благ и порядка в жизни. А дела того, кто не придерживается прямоты пропадут и старания окажутся тщетными».
Ибн Раджаб сказал: «Прямота есть движение по прямому пути истины и это стойкость и исповедание религии без всяких отклонений направo или налево. И это подразумевает собой исполнение всех явных и тайных религиозных обязанностей, также это отказ от всего запретного».
Ибн Кайюм аль-Джаузийя в своей книге «Мадаридж ас-Саликин» говорит: «аль-истикама – это правильность в намерении, словах и делах».
Умар ибн Хаттаб (р.а.) сказал: «Аль-истикама» - это соблюдение повелений и отстранение от запретов, а не изворачивание подобно лисе».
Как мы видим для верующих истикама – это добродетель, это признак совершенства. Мы всегда должны стремиться достичь этого прекрасного нравственного качества. В современном мире, где доминируют различные смуты и грехи, многие люди утратили истикаму – стойкость на прямом пути. В суре «Фуссилат» Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, на тех, которые сказали: «Господь наш — Аллах», затем стойко держались прямого пути, — нисходят ангелы и говорят: «Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, который вам обещан». (41:30)
Муфассиры говорят - это произойдет в предсмертный миг. Если человек проживет жизнь с верой в Единого Аллаха и будет проявлять стойкость (прямоту) в своей религии, в своих словах и делах, в награду Аллах ниспошлет им ангелов, которые обрадуют их в предсмертный миг. Ангелы скажут: «не бойтесь, ибо вас ждет рай в будущей жизни и не печальтесь, ибо мы позаботимся о ваших делах и о ваших потомках на этой земле».
Поэтому очень важно каждому из нас проявлять истикаму.
Есть такой проповедник шейх ан-Наблуси. Однажды он сказал, что истикама это основа всех благ. Ан-Наблуси подчеркивает, что все плоды наших добрых дел, всё хорошее в нашей религии, ощущение спокойствия, чувство безопасности, сладость веры и удовлетворенность все это приходит через истикаму. Так же шейх говорит и касательно тридцатого аята суры «Фуссилат»: «в этом аяте Всевышний Аллах указал людям на плоды их истикамы, отправил ангелов, которые успокоили и обрадовали их». И продолжая ан-Наблуси отмечает, что Аллах создал человека и даровал ему путь по которому он должен идти проявляя стойкость. Если же человек сойдет с этого пути дав слабину, то он будет подобен поезду сошедшему с рельсов.
Далее по шарху. Шейхи приводят разделы об истикаме сердца и языка. Когда сердце начинает придерживаться прямоты в познании Аллаха, в поклонении Ему, то и все остальные части тела тоже начинают неуклонно придерживаться прямоты в повиновении Аллаху. Наши шейхи приводят следующий хадис:
«Есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим всё тело, а когда приходит в негодность, портит и всё тело, и, поистине, это – сердце». (Муслим)
Нужно всегда следить за сердцем.
Касательно языка оба наших шейха сказали, что больше всего после истикамы сердца нужно заботится о прямоте языка, так-как именно язык является источником многих бед человека. А еще сердце и язык напрямую связаны и зависят друг от друга. И они привели в довод хадис из Муснада имама Ахмада:
«Не станет прямой вера человека, пока не придёт к прямоте сердце, а сердце его не придёт к прямоте до тех пор, пока не станет прямым его язык».
Как мы видим аль-истикама – это очень важное качество, и к нему должен стремится каждый мусульманин. Ведь даже Посланнику Аллаха ﷺ это было приказано. В суре Худ Всевышний Аллах говорит:
«И придерживайся прямоты, как было тебе велено». ("Худ", 112)
Господь повелевает придерживаться истикамы не потому, что Пророк ﷺ сошёл с этого пути, а повелевает ему проявлять постоянство на этом пути. То есть, трудно проявить истикаму, прямоту и стойкость однажды, в каком-либо событии, на минуту или час, или день, но очень тяжело придерживаться ее постоянно изо дня в день. Понимая это, Посланник Аллаха ﷺ покрылся сединой. Говорит ибну Аббас: «Не ниспосылался Посланнику Аллаха из всего Корана аят более трудный и тяжёлый чeм этот», имея ввиду 112 аят суры Худ.
Сообщается также, что когда сподвижники Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Ты поседел о Посланник Аллаха?» - он ответил им:
«Меня сделали седым сура Худ и подобные ей суры».
Сообщает ибн Аби Хатим что аль-Хасан сказал: «После того, как был ниспослан этот аят (112), Посланник Аллаха стал прилагать ещё больше усилий».
Заставит ли нас ответственность за свой путь и за путь других поседеть как нашего любимого Пророка ﷺ - неизвестно, но мы должны старатся идти к нашему вечному счастью проявляя истикаму по стопам Пророка ﷺ, равняясь на праведников этой общины.
Просим у Всевышнего Аллаха укрепить нас на нашей религии и быть стойкими! Пусть Аллах примет наши праведные дела!