Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
08. Бесплодие, причины и решения
Несомненно, все в этом мире, в том числе беременность и бесплодие происходит по воле Всевышнего Аллаха и Его бесконечной мудрости. В одном из аятов священного Корана, Всевышний Аллах сказал:
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он - Знающий, Всемогущий». (42:49-50).
Часто семейные пары в течении долгого времени не могут завести ребенка. Тогда возникает вопрос о возможном бесплодии и начинается поиск решения этой проблемы.
С точки зрения медицины бесплодие может быть абсолютным или относительным. Абсолютное бесплодие исключает возможность беременности. Это связано, к примеру, с отсутствием матки или маточных труб у женщины. Относительное бесплодие не исключает вероятность зачатия. Оно может быть связано с приобретенными пороками и заболеваниями. Поэтому если у вас не получается завести детей, не нужно отчаиваться. Необходимо применять меры для избавления от бесплодия.
К причинам решения бесплодия можно отнести следующие меры
1. Частое обращение к Аллаху с мольбой (дуа)
Искренняя мольба, может изменить многое в жизни человека. Аллах не оставляет мольбу верующего без ответа. Если Вы станете обращаться к Аллаху с мольбой, искренне прося ребенка, Всевышний одарит вас потомством также как даровал сына пророку Закарийи (мир ему).
Отсутствие детей у пророка Закарийи заставило его пережевать о том, что он останется без наследников. Поэтому он обратился к Аллаху с мольбой, о которой Всевышний упомянул в Коране:
«Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе». (3:38).
Также в суре «Пророки», Всевышний Аллах сказал: Помяни также Закарийу (Захарию), который воззвал к своему Господу:
«Господи! Не оставляй меня одиноким, и Ты – Наилучший из наследников». (21:89).
Подобно Закарии, Пророк Ибрахим (мир ему) и благословение Аллаха, тоже долгое время был лишен возможности иметь детей. В Коране упоминается мольба Пророка Ибрахима, который прося ребенка сказал:
«Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (37:100)
Желающие иметь детей могут произносить дуа, которые произносили пророки Закария и Ибрахим:
Робби хаб-ли мил-лядун–ка зуррийатан тойибатан инна-ка самииъуд-дуааи
«Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе».
Рабби ля тазар-ни фардан ва анта хайр-уль-ваарисиин/
«Господи! Не оставляй меня одиноким, и Ты – Наилучший из наследников».
Робби хаб-ли минас-саалихиин/
«Господи, одари меня потомством из числа праведников!»
Вместе с этими мольбами, желательно произносить мольбу, с которой обратился к Аллаху пророк Йунус, мир ему и благословение Аллаха, находясь в чреве кита:
Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-заалимиин/
«Нет божества (достойного поклонения), кроме Тебя. Преславен Ты! Поистине, я был из числа несправедливых»
Со слов Са’да, да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мольба Зу-н-Нуна (Йунуса), которую он произнес, находясь в чреве кита, какой бы мусульманин ни попросил посредством этой мольбы что-либо, ему обязательно будет дан ответ!». (Тирмизи).
Помимо этих дуа, можно обращаться к Аллаху с мольбой в произвольной форме, главное, чтобы мольба была искренней. Ведь Всевышний Аллах сказал: Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…». (40:60).
2. Частое обращение к Аллаху с мольбой о прощении (истигфар)
Причиной бесплодия могут стать грехи и ослушания, из-за которых Аллах в качестве наказания лишает человека возможности иметь детей. Поэтому необходимо сторониться грехов, обращаться к Аллаху с покаянием и мольбой о прощении. Иначе говоря, нужно часто произносить слова: астагфирул-лах /прошу прощения у Аллаха/. Всевышний Аллах в Священном Коране упомянул слова пророка Нуха (мир ему), который жалуясь на свой народ в мольбе к Господу, сказал: Я говорил:
«Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки». (71:10-12).
3. Частая выплата милостыни и помощь нуждающимся
Согласно хадису, садака гасит гнев Аллаха. Раздача милостыни, помощь нуждающимся и утешение опечаленных, послужит причиной облегчения или избавления от собственных проблем. Подтверждением этому служат слова Пророка ﷺ: Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:
«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему…». (Муслим)
4. Проявление богобоязненности (таква) в тайне и наяву
Проявление богобоязненности означает оставление грехов и ослушаний из-за страха наказания и гнева Аллаха. Таква послужит причиной решения многих проблем. Доказательством этому служат слова Всевышнего:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения. И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает…» (65:2-3).
Мусульманину важно придерживаться богобоязненности не только когда он находится в окружении людей. Истинно богобоязненный тот, кто сторонится грехов находясь в одиночестве, подобно тому, как если бы он находился среди людей.
5. Очищение себя от зависти
Зависть — это самое пагубное чувство, которое не только вызывает гнев Аллаха, но и приводит к психическим расстройствам. Завидуя тем, у кого есть дети, когда сам лишен такой возможности, человек постепенно впадает в депрессию, что лишь усиливает его болезни и пороки. Вместо зависти и злости, лучше в своих молитвах просить Аллаха увеличить и благословить потомство тех, кто может иметь детей. Возможно такая мольба станет причиной избавления от бесплодия. Со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ часто говорил:
«Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, ибо у головы его находится получивший особое поручение ангел, и каждый раз, как мусульманин обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, призывая на него благо, этот ангел говорит: «Амин, и да будет тебе то же!» (Муслим)
6. Медицинское вмешательство
Как известно современная медицина не стоит на месте. С каждым годом появляются новые препараты и методы лечения тех или иных заболеваний, которые ранее излечивались с трудом. Если в недалеком прошлом бесплодие для многих рассматривалось, как приговор, не позволяющий иметь детей, то в настоящее время этот диагноз становится приговором лишь в единичных случаях. Поэтому если у Вас не получается завести детей, не нужно отчаиваться. Вместе с молитвами и упованием на Аллаха обратитесь к квалифицированным врачам, пройдите обследование и принимайте лечение. Ведь Посланник Аллаха да будет доволен им Аллах, говорил:
«Поистине Аллах Великий ниспослал болезнь и лечение, и сделал для каждой болезни лекарство исцеление, так лечитесь же, но не лечитесь запрещенным». (Абу Давуд)
7. ЭКО
В случае, когда традиционные методы зачатия не приносят результатов, а лечение остается не эффективным, допустимо использование экстракорпорального оплодотворения при соблюдении условия что в данном процессе помимо супругов не задействовано участие третьего лица.
Различаются следующие виды ЭКО:
- Семя мужчины искусственно помещается в полость матки его супруги. Такой вид искусственного оплодотворения дозволен.
- Яйцеклетка женщины оплодотворяется семенем ее мужа в лабораторных условиях и помещается в ее же матку. Такой вид искусственного оплодотворения дозволен.
- Яйцеклетка женщины оплодотворяется семенем ее мужа в лабораторных условиях и помещается в матку второй супруги этого мужчины. Такой вид искусственного оплодотворения не дозволен, так согласно Корану матерью ребенка считается та, которая его вынашивала и родила. Всевышний Аллах сказал: «….ведь их матерями являются только женщины, которые их родили». (58:2)
- Яйцеклетка женщины оплодотворяется семенем ее мужа в лабораторных условиях и помещается в матку чужой женщины. Такой вид искусственного оплодотворения не дозволен, так как согласно Корану зигота не должна развиваться в утробе чужой женщины. Всевышний Аллах сказал: «Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним» (2:223). Подобно тому, как человек не может сеять и выращивать урожай на чужой пашне, он не должен выращивать свое семя в чреве чужой для него женщины. Яйцеклетка женщины оплодотворяется семенем чужого мужчины. Такой вид искусственного оплодотворения не дозволен, так как приравнивается к прелюбодеянию.
Бесплодие по причине колдовства
Часто бывает, когда лечение бесплодия медицинскими методами не приносит положительных результатов. В таком случае есть вероятность, что бесплодие связано с порчей, сглазом, колдовством или проникновением джина в тело человека. Изучая науку колдовства, неверные пытались добиться развода между супругами. В Коране сказано:
«Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой…» (2:102).
Своими заклинаниями колдуны наводят порчу на человека, вызывая отклонения в возможности зачатия ребенка, в результате чего пары разводятся.
Другим доказательством вероятности воздействия колдовства на репродуктивную функцию служит хадис о рождении Абдуллы ибн Зубайра (р.а.). Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в Мекке она забеременела ‘Абдуллахом бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими. Асма сказала: «Когда я уезжала (в Медину), срок беременности уже почти закончился. Приехав в Медину, я остановилась в Куба и родила его там, а потом принесла (новорожденного) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и положила его ему на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот (ребёнку). Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А после этого (пророк) помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение, и был он первым из родившихся в исламе. И (мусульмане) очень обрадовались этому, так как им сказали: “Поистине, иудеи заколдовали вас, и (в Медине) у вас потомства не будет”». (Бухари 5152)
Иудеи, из-за своей ненависти и зависти к мусульманам, желая лишить мусульман потомства, навели на них порчу своими колдовскими заклинаниями, однако Всевышний Аллах уберег мусульман от коварства иудеев, и колдовство неверных не увенчалось успехом. Ведь Всевышний Аллах сказал:
«….но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха….» (2:102).
Этот хадис служит явным доказательством тому, что колдовство может стать причиной бесплодия или выкидышей. Помимо этого, в матку женщины может вселиться джин и препятствовать оплодотворению или развитию ребенка. Такое поведение джина может быть связано с тем, что он влюбляется в женщину и не желает ей счастья с мужчиной или же он просто мстит женщине за то, что она возможно по неосторожности каким-то образом навредила ему.
Не каждый специалист сможет достоверно подтвердить наличие порчи или колдовства на человеке. Поэтому отсутствие беременности не нужно однозначно связывать с оккультными явлениями и магией. Тем не менее, не будет лишним, если вы станете совершать шариатские рукйа, прочитывая Коранические аяты и заклинания из сунны, дабы уберечь или избавить себя от колдовства и порчи. С целью излечения бесплодия строго запрещается обращение к знахарям, чьи методы лечения противоречат исламскому вероубеждению и сунне пророка Мухаммада ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не приниматься в течение сорока дней». (Муслим).
Он также сказал:
«Кто идет к предсказателю и верит его словам, тот отрицает то, что было ниспослано Мухаммаду» (аль-Баззар).
Бесплодие проклятие или милость?
Если вышеупомянутые способы избавления от бесплодия не принесли результатов, вам не нужно огорчаться и впадать в уныние. Если вам не суждено иметь детей, примите это. Вся наша жизнь – испытание. Аллах испытывает человека, лишив его возможности иметь детей, подобно тому, как испытывает другого, одарив его потомством. Аллаху лучше ведомо, в чем для нас благо, а в чем вред. Возможно, лишив вас возможности иметь детей, Аллах огородил вас от многих бед или действий, из-за которых вы не справились бы с этим испытанием. Возможно, Он дает вам шанс приблизиться к Нему посредством других деяний, которые вы не смогли бы совершить, будучи обремененными заботой о детях. Поэтому вместо огорчений и переживаний, найдите в отсутствии у вас детей положительные стороны. Используя свои силы, возможности и время на благие поступки, стремитесь к довольству Аллаха.
Опекунство
Если мужчина лишен возможности иметь собственных детей, но им движет сильное желание проявить отцовскую заботу о детях, он может жениться на девушке, у которой уже есть ребенок от первого брака. В таком случае после совершения никаха и супружеской близости, мужчина может относиться к детям его супруги, проявляя к ним любовь и привязанность, как к родным. Он становится махрамом для падчериц (араб. محرم - мужчина, за которого женщина не может выйти замуж из-за близкого родства), точно так же как сыновья мужа становятся махрамами для второй жены их отца. Всевышний Аллах говорит:
«Запрещены вам (в браке) … ваши падчерицы, которые (находятся) под вашим покровительством [заботой и воспитанием] от ваших жён, к которым вы уже вошли [имели близость]; а если вы ещё не вошли к ним [не имели близость], то нет греха на вас (жениться на ваших падчерицах, после развода с их матерями или их смерти )…» (4:23).
Другим способом почувствовать себя родителями, может служить опекунство над сиротой. Ислам позволяет брать на попечение чужого ребенка с целью обеспечения приюта и духовной заботы о нем. Усыновление ребенка является благим поступком, сопровождаемый большой наградой на том свете. Однако Ислам запрещает полное усыновление. Иными словами, приемный ребенок никак не получит статус кровного. Опекун не должен давать приемному ребенку свою фамилию и отчество. Ребенок должен знать, что опекун не является его биологическим родителем. По этому поводу Всевышний Аллах сказал:
«….и не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это – всего лишь слова из ваших уст. Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь». (33:4).
Посланник Аллаха ﷺ в свое время усыновил Зайта ибин Сабита. Он стал называть его своим сыном – Зайт ибин Мухаммад. Однако после того как Аллах ниспослал следующий аят:
«Зовите их [приемных детей] по именам их отцов, это - более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками ...» (33:5),
Пророк ﷺ перестал называть Зайта своим сыном, но продолжил опекунство над ним.
Усыновление не отменяет правила хиджаба. Достигнув половой зрелости, приемная девочка должна будет носить хиджаб перед опекуном, также как супруга должна будет носить хиджаб перед усыновленным мальчиком. Приемный ребенок может получить статус подобно родному, только в том случае если до двухлетнего возраста выпьет молоко приемной матери. В таком случае кормилица станет ему молочной матерью, а ее муж молочным отцом, а их дети молочными братьями и сестрами. Согласно ханафитскому мазхабу молочное родство возникает даже при однократном приеме молока. Брак между молочными родственниками по Шариату запрещается. Поэтому носить хиджаб молочным родственникам друг перед другом не обязательно.