Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Что касается природной субстанции, то она ограничена тем, на что ориентирована, более того, другие субстанции в состоянии помешать ей осуществить свое предназначение. Из этого следует, что ее деяние совершается благодаря чему-то иному, точно так же, как иное может препятствовать ему в деяниях. Если бы она вершила свои деяния сама по себе, то они не были бы допустимы только во время ее существования. В то же время, если она не способна прекратить свое деяние, то это указывает на то, что она под властью иной сущности, управляющей ею.
Когда та или иная природная сущность вершит свои деяния, другие (природные сущности) принимают их. Например, вещь, не подверженная вреду, которой не вредит то, что вредит другим. Или, например, источник боли и наслаждения, то же самое касается и цветов (т.е. вещь не поддается этому воздействию). И природная субстанция не имеет цели заставить какую-либо вещь принять ее сущность, быть отличной от нее, либо подвергнуться ее воздействию, следовательно, действие не принадлежит самой природной сущности. Из этого следует, что действие природной сущности принадлежит иной неприродной сущности, обладающей могуществом и властью. В то же время, если бы природной сущности была бы предоставлена возможность деяния, то она не могла бы его составить и придать ему образ, следовательно, упомянутое (составность мира и наличие в нем образов) указывает на то, что у нее есть творец.
Например, если бы краскам и окрашиванию вещей была предоставлена возможность произвольного деяния, то все вещи были бы в неприглядном образе, и только Мудрый, Знающий в состоянии расставить все на свои места. То же самое касается и результатов деятельности природных субстанций. И то, что мы сказали, распространяется на природные субстанции в первую очередь. Это связано с тем, что они противоположны друг другу по своей природе, противоречивы, либо оказывают влияние на вещи без каких-либо ограничений, что приводит к порче. А существующая слаженность и взаимодействие сущностей указывает на Знающего, Могущественного, способного привести их к согласию и подчинить Своей Воле. В то же время у каждой группы природных сущностей есть то, что их собирает, однако это не является результатом их усилий, говорящих об обязательности их существования. И по поводу этого мы уже сказали достаточно. Мы можем быть свидетелями, как жар усиливается, а холод уменьшается, и это может происходить в одном и том же теле, что указывает на Могущественного, Знающего Устроителя.
Что касается тех, кто заявляет об извечности сущностей (а мы уже выяснили, что они являются возникшими), то мы опровергаем их с различных точек зрения. Во-первых, извечность - это свобода (от сотворенности, возникновения). Следовательно, эта идея (об извечности сущностей) ведет к отрицанию очевидного (того, что есть на самом деле).
Во-вторых, существование большого количества сущностей, их возникновение и существование в течение определенного промежутка времени, а также то, что они являются частями целого, указывает на необходимость признания их возникшими. И было бы недопустимо утверждать, что «они были скрыты и появились, или были разделены и собрались», так как в этом есть отрицание очевидного. И если вышесказанное является допустимым (несмотря на то, что нет возможности это установить), то является допустимым возникновение из ничего, несмотря на то, что его существование не может быть аргументировано воображаемыми доводами человека. Идея о пребывании сущностей в скрытом виде не может быть допустимой, так как абсурдно, что одна вещь может быть вместилищем для десяти других ей подобных. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В-третьих, субстанция и акциденция имеют образ и должны иметь того, кто придал им этот образ. Так же, как и все остальные сущности, имеющие свои качества, они не приобрели это состояние самопроизвольно, а благодаря чему-либо иному, следовательно, они не могут быть извечными. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. В то же время известно, что сама вещь является немощной, не ведает о своих состояниях и о том, что является для нее благом. Это является всеобъемлющим аргументом, как множество других доводов, упомянутых выше.
Является обязательным описание творца как Могущественного и Щедрого в извечности, и, с нашей точки зрения, это относится и к сотворению. Это для того, чтобы каждая вещь существовала в том виде, в котором существует, а Он был «самым» вечным. При этом все, что существует благодаря Ему, не является извечным. Так как в этом есть приписывание ему смысла небытия и отрицание того, что Он является творцом. В то же время, сущностям присуще возникновение, являющееся результатом Могущества и Щедрости. Они приобрели свое бытие согласно тому, что это бытие допускает. И это относится ко всем сущностям. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
И если бы все сущности были извечными, то качества Могущества и Деяния не могли быть присущими в действительности. Напротив, его творение представляло бы собой создание согласно тому, как оно должно быть. Качество Сотворение имело бы свое продолжение, ведь оно не допускало бы возникновения в том значении, что события, происходящие с миром, указывают на то, что он является возникшим. То же самое относится и к сотворению Творцом. И успех исходит только от Аллаха.