21. Вопрос о воззрениях аль-Ка‘би на атрибуты сущности и атрибуты действия, а также их опровержение - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Зухр 12:53
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:34 05:14 12:53 18:07 20:26 22:06
свернуть
Календарь
Хиджра
28 Шавваль 1443
Григорианский
29 мая 2022

Циклы уроков

21. Вопрос о воззрениях аль-Ка‘би на атрибуты сущности и атрибуты действия, а также их опровержение

21. Вопрос о воззрениях аль-Ка‘би на атрибуты сущности и атрибуты действия, а также их опровержение

Дни выхода уроков: По мере выхода
20 апр. 2022 607 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Здесь мы приведем некоторые высказывания аль-Ка‘би, чтобы вам стал известен уровень его познания Аллаха и знаний о Нем. Также это будет неким обзором течения му‘тазилитов, так как он считался их признанным имамом. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

То, что подразумевает изменение состояния или личности, является качеством действия («сифат аль-фигыль»). Как, например, высказывания: «Действительно, дает пропитание» и «Милует в одном состоянии, и не милует в другом». Качество «речи» также связано с состоянием и личностью. Что же касается Могущества, Знания, Жизни, то это недопустимо (изменение), так как является качеством сущности («сифат аз-зат»)». Во-вторых, он сказал: «Все, на что обращено Могущество, является атрибутом действия, например, Милость и Речь. А все, на что оно не обращено, то является качеством сущности. Например, обычно не говорят: «Может ли он знать или нет?». Затем он задает вопрос по поводу качества сущности: «Почему Он не может быть описан противоположным?». Он говорит: «Так как оно относится к Его сущности, а Его сущность неизменна, а это (то, о чем говорилось выше) указывает на обязательность изменчивости». Затем он сказал: «Если Его сущность неизменна, то изменение недопустимо все время, которое существует Его сущность, как, например, вещь, имеющая продолжение, благодаря причине, имеющей продолжение [1].

 

Шейх Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Также из его слов: «Аллаху не присущи реальные качества, это является описанием, исходящим от описывающего Его, или наименованием, исходящим от использующего это наименование».

 

В описании того, кто использует это описание, присутствуют оба варианта [2]. Ведь Его описывают и Знанием, и Могуществом несмотря на то, что с точки зрения описания никакого различия нет. Затем Он на самом деле назван Знающим и Творцом. Поэтому нет смысла в разделении с точки зрения описания, так как их сущность связана в том, в чем они совпадают.

 

Обычно говорят: «Он принял мольбу такого-то и не принял мольбу такого-то». Или некто говорит: «Аллах не знал этого обо мне». Или же говорит: «Он знал это обо мне в такое-то время и не знал в такое-то». Однако это не говорит о том, что Слышанье и Знание не являются качествами сущности. Тогда что является препятствием для атрибутов Речи [3] и Милости? Если скажут: «Речь идет об отрицании слышимого и знаемого», то ему следует ответить: «То же самое касается и первого случая, когда подразумевается, что Фараон, отрицая Его речь, на самом деле отрицает Его Праведность и Щедрость. Ведь эта вещь подразумевает Его праведность. Он сообщает радостную весть верующим и лишает надежды неверных посредством Речи, и это, с нашей точки зрения, так же, как в первом случае».

 

На самом деле данный вопрос не является актуальным, так как он связывает вывод с допустимостью речи, а мы выше уже разъяснили это вопрос. Из вышеизложенного мы узнали, что недопустимо приписывать Аллаху возникновение. И если бы это [4] было допустимым, то было бы допустимо такое описание, как «улучшающий» и «портящий», «благой» и «злой», а это несостоятельно. Из этого следует, что Он описывается не тем, что приходит на ум. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Не идет речь о том, что не является звуком. В отношении этого не говорится «слышит» [5], а говорится «знает». Нет необходимости разделения между ними, в отличие от того случая, когда используется частица утверждения. Относительно Его сущности нет разногласий. Что же тогда является причиной в случае отрицания [6]? И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Не допускается описывать Аллаха, отрицая справедливость. При этом он не говорит: «Это с их точки зрения атрибут сущности», что говорит о несостоятельности его предположения.

 

Такому следует ответить: «Подразумеваешь ли ты под действием непосредственно само действие, а именно сотворение. Является ли это с твоей точки зрения действием или не является?». Если он скажет: «Сотворение», то следует спросить: «Почему ты называешь сотворение качеством? Чье это качество? Ведь качеством может обладать только та сущность, которая описывается». Если он скажет: «Это атрибут Аллаха», он сказал великую ложь, так как приписал Аллаху качество Сотворение, а это подразумевает также сотворение порочного, безобразного, нужды, немощности, нечистого и низости. Следовательно, Он описывается всем этим. Любой разумный избегает этих качеств, тогда как же они могут быть качествами Аллаха?

 

Если же он скажет: «Это не является творением», следует ответить: «Под Его качествами подразумеваются действия, а выше мы уже разъяснили, что Аллах превыше того, чтобы Его описывали как сотворенного. Из этого следует, что Его атрибуты, являющиеся действием, это атрибуты сущности». О Нем говорят: «Аллах Творец, Милостивый, Милующий», и эти наименования относятся к сущности, как и атрибуты действия [7], которыми описывается Его сущность. Как, например, используется «речь», «мудрость», «правдивость», «ложь» и все это является реальными качествами того, кто ими обладает. Вышеописанные (восхваляемые качества) приписываются к Аллаху. Ему следует сказать: «Твоё утверждение: «Милость и прощение» являются атрибутами действия, точно так же как качества, как проклятие и порицание с твоей точки зрения являются атрибутами действия. Каким же действием должны быть обозначены Милость и Проклятие, чтобы их можно было приписать Аллаху?» Если он ответит: «Это – Рай и Ад, принятие и отвержение», или что-либо подобное этому, то его слова относительно вышеприведенных вопросов «о наилучшем», «исправлении» и «обвинении в несправедливости», и что «Аллах не осуществляет этого в отношении своих рабов», станут несостоятельными. И это несмотря на то, что все это Он осуществляет в отношении своих рабов. Если же он станет приписывать какое-либо другое значение, то они оба не будут считаться его Сотворением, которым Он описывается. В то же время его слово «порицание» является мерзким, и Аллах не может быть описан им.

 

Ему следует сказать: «Почему ты признаёшь то, что говоришь об атрибутах сущности и действия? Ведь ты считаешь, что в использовании атрибуты сущности отличаются с точки зрения их отнесения к Аллаху. Как, например, говорить о знаниях в отношении вещей, которые не связаны с могуществом; говорить о могуществе в отношении вещей, не связанных со слушанием; говорить о созерцании в отношении вещей, не связанных с щедростью; говорить о щедрости и мудрости в отношении вещей, не связанных со слушанием, и другие многочисленные примеры. Это все не говорит об отличии, напротив, Он описывается ими в извечности. Почему же ты не признаешь этого во всем, чем Он описан? Ведь Он превыше того, чтобы быть абсурдным и несостоятельным. Оба эти качества являются признаками сотворённого, знамениями того, что возникает после небытия.

 

Ему следует сказать: «Ты делишь творения на различные виды, часть сотворенного приписываешь Аллаху, а часть - нет. Если нет указания на отличие какого-либо конкретного качества, что же тогда является причиной отрицания этого в отношении остальных атрибутов? И успех исходит только от Аллаха.

 

Факих Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Его слова: «То, в отношении чего Он описывается могуществом, не является атрибутом сущности». У его оппонентов Он описывается могуществом в отноше нии своих атрибутов только в переносном смысле, так как на это указы вает объект, на который падает действие. Точно так же, как повеление называется повелением и так далее.

 

Мы уже упомянули различие состояния атрибутов в вопросах увеличения и уменьшения вещей, при этом единогласно признавали, что это атрибуты сущности, то же самое мы говорим о том, что сказано.

 

Согласно его мазхабу (учению), Аллах не был ни Творцом, ни Милостивым, и обладал достаточным могуществом, чтобы сделать Себя Творцом и Милостивым; и допустимо поклоняться Милостивому Творцу [8]. Из его слов следует, что Он обладал достаточным могуществом для того, чтобы сделать объект поклонения для творений, и это имя, на которое распространяется могущество. Поэтому на самом деле поклонение осуществляется не Аллаху. И с точки зрения этих имен, так как они результат Могущества, следует, что Он возникший.

 

Ему следует сказать: «Обладает ли Аллах достаточным могуществом, чтобы не создавать творения?». Если он ответит: «Нет», то он превратил Его в Создателя по необходимости, или самого по себе, что делает его слова несостоятельными [9]. Если же он ответит: «Да, Его могущества достаточно», то следует, что он сделал несотворенное творением, так как на него обращено могущество, что в свою очередь является признанием извечности атрибута творения. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.


1 Из изложения становится ясно, что Абу Мансур аль-Матуриди пишет опровержение как неупомянутую книгу аль-Ка‘би.

 

2. То есть и атрибуты сущности, и атрибуты действия.

 

3. Имеется в виду аят: «И не станет Аллах говорить с ними в Судный день», «Аль-Бакара / Корова», 2:174.

 

4. То, о чем он говорит.

 

5. То есть слышит Аллах.

 

6. Что является препятствием использовать это как критерий в отношении атрибутов действия, допускающих утверждение и отрицание, а также использовать его в отношении атрибутов сущности?

 

7. Любое действие, относящееся к Аллаху Всевышнему.

 

8. Например, аяты: «Это Аллах, Господь ваш. Нет Бога, кроме Него - творца всего сущего. Так поклоняйтесь же Ему», «Аль-Ангам / Скот», 6:102, «Когда же им говорят: «Бейте челом Милостивому!» - они вопрошают: «Что такое Милостивый?», «Аль-Фуркан / Различение», 25:60.

 

9. О том, что деяния Аллаха являются результатом Его воли.

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi