Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Дозволены ли шариатом шахматы и нарды?
Шариатское постановление (хукм) относительно игр, как шахматы и нарды, зависит от того, являются ли они азартными или нет. Ученые же единогласны в том, что любая азартная игра – запретна. Потому что в Коране Аллах повелевает:
«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Сура «Бакара», аяи 219).
Согласно ханафитскому мазхабу игра в шахматы является макрухом. Имам Маргинани (да смилостивится над ним Аллах), известный факих, писал в своей книге «Хидая»: «Шахматы, нарды, четырнадцать (игра, в которую играют иудеи) и другие игры – макрух».
Потому что, если эти игры играются на деньги, то они становятся азартными, если деньги не вкладываются – это бесполезное времяпровождение. Эти игры также препятствуют поминанию Аллаха, отвлекает от пятничного и пятикратных молитв. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Что отвлекает тебя от поминания Аллаха, так это – азарт» («Хидая», 6 / 515-516).
Однако, по словам имама Абу Юсуфа (да смилостивится над ним Аллах), игра в шахматы - мубах, то есть разрешена (Шарх аль-Фатх аль-Кадир, Ибн Хумам, 8/498).
На это есть несколько причин:
во-первых, не было явных доказательств того, что игра в шахматы – запретна. Есть хадисы о запрете нардов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи» (Бухари, Муслим).
Другой хадис гласит:
«Кто играет в нарды, восстал против Аллаха и Его Посланника» (Ибн Маджах).
Во-вторых, сподвижники и табиины, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам ибн Гуруа, Саид ибн Мусайаб и Саид ибн Джубайр (да будет доволен ими Аллах) считали игру в шахматы разрешенной (халяль).
В-третьих, игра в шахматы развивает логику и улучшает память.
Для того, чтобы игра в шахматы была дозволенной, имам Абу Юсуф выдвинул следующие условия:
1) не входить в азарт;
2) не тратить время впустую;
3) не пропускать обязательные поклонения («Хашият Ибн Абидин», 6/394).