Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
63. Доказательства из священных текстов в пользу того, что деяния сотворены
В первую очередь приведем доказательство из Корана, свидетельствующее в пользу того, что деяния сотворены: «Таите ли вы свои речи или же высказываете [вслух] - [все равно] Он ведает о том, что в сердцах. Неужели не ведает [обо всем] Творец, ведь Он - Проницательный, Сведущий?» [1]. Если бы Аллах Всевышний не был творцом явных и скрытых деяний, то Он не приводил бы это в качестве аргумента своего знания. Любой, кроме совершающего деяние, может быть в неведении относительно него, в противном случае эта аргументация была бы бессмысленной.
Аллах в Коране сказал: «Он - тот, кто направляет вас в путь по суше и по морю» (10:22), «Между ними и городами, которые Мы благословили, Мы воздвигли города на расстоянии видимости [друг от друга], а также на расстояниях, [удобных] для передвижения между ними, [и сказали]: «Путешествуйте в этих [пределах] и днем и ночью в полной безопасности» (54:18). Здесь Он разъясняет, что определение движения и его осуществление, благодаря которым оно происходит, принадлежит Ему. Также в Коране сказано: «[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами» (50:21). Здесь сообщается о том, что любовь и благосклонность между супругами, которую Аллах учредил, является Его знамением. Также в одном из аятов сообщается: «И [еще] из Его знамений - это ваш сон ночью и днем и то, что вы взыскуете Его милости. Воистину, в этом - знамения для людей внемлющих» (50:25), откуда мы узнаем, что сон и поиск пищи являются Его милостью. И невозможно, чтобы эти милости исходили от кого-либо другого. Ведь сам совершающий деяние имеет больше прав, чтобы это было его знамениями, а все эти действия являются деяниями творений.
Аллах в аятах сказал: «...а в сердца тех, кто последовал за ним, Мы вселили сострадание и милосердие» (57:27), «Аллах начертал в их сердцах веру» (58:22), «Он дал вам и жилища из кожи домашнего скота» (16:80), «...и ожесточили их сердца» (5:15) «Он вершит то, что пожелает» (85:16), в деяниях рабов есть то, что Он желает, и известно, что Он пообещал творить то, что пожелает. Известно, что Аллах порицает того, кто хвалится деяниями, которые не совершал [2], повелевает верующим благодарить Его за веру [3]. Из этого следует, что все это является Его деяниями. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Основа заключается в том, что доказательство сотворения деяний одного (человека, творения) с точки зрения разума для ищущего истину является более великим и сильным, чем доказательство сотворения небес и земли. Так как никто не проверил силу субстанции всего мира, чтобы установить, исходит ли все из этой силы, а также вероятность сотворения подобного. Напротив, это познается только посредством того, что подобное выходит за рамки возможного. Известно, что в других субстанциях помимо его субстанции (субстанции мира) существуют вещи, выходящие за рамки вероятности его субстанции, как, например, способность летать, сжигать, плыть по своей природной сущности [4], а также и другие силы, имеющиеся в нем. И каждое из творений знает, что оно не способно самостоятельно устроить свои действия. На основе этого делает неизбежный вывод, что его действия выходят за рамки его стремлений, ограничены границами, определены тем, что ограничивает его могущество, из этого напрашивается вывод о том, что Тот, который его сотворил, обустроил и вывел его согласно своему желанию. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В то же время му‘тазилиты считают, что от Аллаха исходит лишь сотворение после того, как творение не существовало [5], а также Свое собственное существование [6]. И именно это подразумевается, когда речь идет о том, что деяния каждого существуют [7]. В то же время, если бы не повеления и запреты [8], то разум не допускал бы вероятности исключения деяний из божественного могущества, и их связывание с деяниями иных сущностей. Однако повеления и запреты являются истиной только в том смысле, который следует отметить, в противном случае не было бы необходимости об этом говорить [9]. Из этого следует, что познание разумом на основе необходимости является причиной незнания мудрости и событий [10]. И если бы это было допустимо [11], то было бы допустимо отрицание повелений и запретов исходя из того, что Аллах объемлет все Своим могуществом [12].
Его могущество не связано с какой-либо вещью, сотворением субстанций или способностью творить деяния иных сущностей. Если бы иные субстанции не обладали могуществом для совершения деяний, то для разума не составляло бы сложности отнести их к Аллаху. В то же время, наличие могущества у раба не дает права отрицать это могущество у Аллаха, ведь в этом случае он будет считаться обладающим могуществом для совершения чего-либо благодаря могуществу иной сущности, а не Сам по себе. Аллах Всевышний превыше этого».
1. «Аль-Мульк / Власть», 67:15-14
2. Аят «Не думай, что спасутся от адского огня те, которые радуются своим деяниям и любят похвалы за то, что они не совершали вовсе. Уготовано им мучительное наказание!», «Аль Имран / Семейство Имрана», 5:188.
3. Аяты по данной тематике: «Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто бьет челом», «Хиджр», 15:98; «Уповай же на Живого, который не умирает, и славь Его, восхваляя. Только Он один ведает о грехах Своих рабов», «Аль-Фуркан / Различение», 25:58; «Он - [вечно живой, нет бога, кроме Него. Так взывайте же к Нему в вашей искренней вере. Хвала Аллаху, Господу обитателей миров!», «Гафир / Прощающий», 40:65.
4. Как, например, это заложено в сущности рыбы.
5. Вероятно, автор указывает на му‘тазилитску теорию несуществующего. Исходя из этой теории, если существующее является вещью, то Аллах не является творцом, а лишь выводит вещи из состояния небытия в состояние бытия.
6. Существование Аллаха.
7. То есть, согласно му‘тазилитскому учению, деяния в состоянии небытия являются вещами.
8. Ответственность человека за исполнение повелений и избегание запретов.
9. Не было бы необходимости исключать деяния человека из божественного могущества и отнесение к человеку.
10. То есть, незнания причин мудрости и событий, которые должны произойти.
11. Если было бы допустимо познание мудрости только на основе разума, без необходимости в священных текстах.
12. Если бы в священных текстах божественные повеления и запреты не были бы предписаны, то у раба не было бы ответственности за них, и он не был бы обязан их соблюдать. И на осйове разума напрашивался бы довод о том, что могущество Аллах объемлет абсолютно все, в том числе и деяния человека.