Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
54. Далее следуют взгляды аль-Варрака
Аль-Варрак, основываясь на Коране [1], приводит ряд доводов. Во-первых, знание арабского языка у них было различным, и, возможно, он (Коран) является результатом творчества наиболее красноречивого из них. Во-вторых, вероятно их (язычников) войны против него (Пророка Мухаммада ﷺ) помешали им сочинить нечто подобное Корану. В-третьих, они, возможно, были невежественными и не обладали достаточным интеллектуальным уровнем, разве вы не видите, что они отказались принять (учение пророка), несмотря на то, что для страждущих все условия были доступны. Также они отказались познавать и размышлять несмотря на то, что для размышляющих все условия также были доступны. В-четвертых, возможно, он был единственным, кто обладал особой силой, которая ни к чему не обязывает. То же самое касается и пророчества. Возможно, его сила заключалась в силе мысли и воли, а из их числа (современников пророка) никто не удосужился (применить свои силы).
Что касается первого аргумента, то их отказ после приложенных усилий [2] указывает на естественный (добровольный) отказ. И если бы это было так, то сказавший слова: «Скажи [Мухаммад]: «Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им не удалось бы, если бы даже они и помогали друг другу» (17:38) не был бы способен достичь знания, о котором сказано. Он вырос в такой среде, где многие прекрасно знают язык, и если бы у него не было исключительных особенностей, дарованных Аллахом, то любой смог бы достичь этого уровня. Более того, они приняли призыв и даже обратились к племенам, известным своим талантом в этой области, чтобы дать ответ. И те в течении года прилагали усилия, чтобы сочинить поэму. И если бы была вероятность, что их старания дали бы результат, то они не отказались бы от этого. Тем самым эти люди были опорочены, ведь они посвятили свою жизнь и мирское бытие попыткам погасить этот свет.
Что касается второго аргумента, то сказанное им не допускает упомянутой вероятности [3], ведь приложенных ими усилий уже было достаточно. И до начала войн у них было целых двадцать лет [4]. Несмотря на то, что обращение было к джиннам и людям, они выступили с войной. Война никак не могла помешать им подготовить ответ тому, что они услышали от Посланника Аллаха ﷺ. Это касается и сочинения Корана, если бы они могли это сделать.
Что касается третьего аргумента, если бы это было истиной, то они должны были бы принять его с богопоминаниями, восхвалениями, как это обычно происходит в традиции, а не с подчинением и сопротивлением (как это произошло на самом деле). И это при том, что арабы были довольно умны и фанатичны и встречали своих поэтов стихами. Обращение же было ко всем людям и джиннам, а учение Пророка ﷺ распространилось в разных концах света. Призыв был им брошен несмотря на то, что он вырос в их среде, и если он, будучи выходцем из этой среды, обладал особым знанием и пониманием, то это также является знамением. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Что касается четвертого довода, то если Аллах наделяет того или иного человека силой, которой нет у других, то не дает ему наименование «пророк», как это происходит, например, с теми, кто открывает магнетический камень. Если бы Он знал, что человек будет притязать (на пророчество), то не даровал бы ему эту силу. Во-вторых, если кто-либо обладает особой силой, то другие, видя это, также всеми силами стремятся ее обрести. Доказательством является то, что исходит от человеческой сущности. Если бы он был наделен особой силой, то он не мог ее приобрести благодаря им, так как они сами не обладали ею, ведь среди них не было никого, кто бы совершал подобное ему. Это указывает на то, что Аллах даровал ему эту силу, чтобы это было знамением. И мы скажем об этом подробнее после завершения рассмотрения этих доводов.
Что касается его слов «мгновенно (очевидно)», то им было предоставлено достаточно времени [5]. В то же время, нет вероятности, что кто-либо из людей мог знать, какая сила будет востребована. Они пытались писать стихотворения, затем между ними были войны, у них были сторонники, они вкладывали свои ресурсы, родственники сражались друг против друга... Если бы они вообще были в состоянии сочинить подобное Корану, то для них легче было бы сделать это. Им был брошен вызов написать суру длиной хотя бы в три аята. Если бы они были в состоянии это сделать, то им для этого было бы достаточно даже немного времени».
1. Несмотря на то, что Коран подтверждает пророчество Мухаммада
2. Если бы слова, сказанные аль-Варраком, были истиной, то они, услышав обращение Корана, должны были бы приложить все усилия, чтобы сочинить подобное. Причиной отказа была их немощность.
3. Что они по причине постоянных войн были не в состоянии сочинить нечто подобное Корану.
4. Известно, что войны между язычниками и Посланником Аллаха ﷺ начались во 2 году после хиджры (то есть на 15 год пророчества). Возможно, автор имеет в виду завоевание Мекки (которое произошло в 8 году по хиджре), ведь именно с этого момента мусульмане обрели полную власть.
5. Из этого становится ясно, что аль-Варрак пытает аргументировать тем, что у язычников не было достаточно времени, в противном случае они сочинили бы нечто подобное Корану. И Абу Мансур аль-Матуриди в этих строках опровергает точку зрения аль-Варрака.