Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
36. Мудрость сотворения субстанций, несущих вред
Факих Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Мудрость сотворения змей и других вредных субстанций (несмотря на то, что человеческий разум ограничен в познании божественной мудрости, однако она обязательно присутствует, даже если мы не может ее познать, как об этом было сказано выше) подразумевает различные грани смысла. Во-первых, испытания (человека в этом мире) связаны с вредными и полезными субстанциями, что дает возможность вкусить сладость награды за повиновение и горечь наказания в случае ослушания. Ведь сама сущность творений ищет конечный итог действия. Поэтому Аллах сотворил для них зримые примеры, благодаря которым они могут вообразить то, что им было обещано, и тем самым облегчить их жизненный путь. И успех исходит только от Аллаха.
Во-вторых, испытание с точки зрения разума подразумевает приучение тела к вещам, которые для него либо сложнее, либо легче. Люди же, если не имеют какую-либо ощутимую пользу, в своих умозаключениях могут прийти к различным выводам, отвлекающим их от наслаждений и потакания страстям. Перенесение подобных испытаний может быть затруднительным для тела, а отказ от них ведет к разделению, что приводит к вражде и словесному препирательству, а единогласие предполагает дружбу и мир. И в качестве примера этого, Аллах среди Своих творений создал для них подобие врагов, от которых исходит вред, и друзей, от которых исходит польза. В итоге это учит их правилам взаимодействия с врагами и друзьями, и когда они столкнутся с этим, то будут знать, какие меры предосторожности следует предпринять, или какую помощь необходимо оказать. Детей малого возраста приучают к поклонению, обучают их хорошим манерам для того, чтобы все это было легко для них, когда они уже будут обязаны все это исполнять. То же самое происходит с божественными творениями. Аллах же более сведущий».
Аллах сделал творения (независимо от их различий в полезности и вредности) аргументом существования Устроителя Мудрого, Знающего, и аргументом Его единства в качестве единой сущности [1] так как в этих доводах есть сходство. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. И это заключает в себе удивительную мудрость, гласящую: «Соединение вреда и пользы, добра и зла, несмотря на противоречия между ними, является одним единым аргументом Его единства и господства».
Также Он создал эти творения для того, чтобы унизить властителей и царей, показать им их слабость. В противном случае они, кичась своей свитой и войском, нарушали бы границы, установленные Аллахом.
Ведь их власть создает иллюзию способности подчинить кого угодно. И нет силы ниу кого, кроме Аллаха.
Также размышление о вреде и пользе творений должно выявить независимость Аллаха, что Он превыше всех потребностей. Ведь сущность, имеющая подобные атрибуты, превыше того, чтобы извлекать пользу или получать вред. А также чтобы стало ясно, что Он над всякой вещью мощен.
Но в то же время изучение сущностей, таящих вред, позволяет выявить скрытую пользу, которую творения не способны охватить. Огонь, несмотря на то, что имеет свойство сжигать, в то же время полезен для приготовления пищи. Это касается и воды, которая одновременно является причиной жизни и гибели. Горькие и ядовитые субстанции содержат в себе лекарство от тяжелых заболеваний. На основании этого размышляющий человек должен прийти к выводу, что субстанции сами по себе не могут быть полезными или вредными, это ошибчное понимание. Каждая субстанция одновременно несет в себе пользу и вред, что является величайшим знамением единобожия.
Помимо упомянутого, в этом содержится еще два смысла. Во-первых, безграничное могущество и власть над тем, что полезно и вредно, ведет к надежде и страху. Ведь тот, кто не обладает подобными качествами, не может вершить дела. Нет смысла его опасаться или стремиться к тому, что у него, ведь его может победить тот, кто владеет ими обоими (вредом и пользой). Во-вторых, это должно служить назиданием, способствующим установлению повелений и запретов, и дающих пищу для размышления над тем и другим, так как они оба несут в себе увещевание и наставление. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
[1] Имеется в виду, что творения представляют собой единую сущность