Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
33. Вопрос о допустимости использования термина «Вещь» и «Тело» в отношении Аллаха
Термин «вещь» является ничем иным, как установлением бытия, установлением сущности, так как термин «не вещь» является отрицанием. Из этого человек познает, что Аллах - это вещь, и Он не отрицает, что является вещью. Ведь человек, отрицая большую часть своих состояний, знает о них, при этом он не отрицает свое бытие в качестве вещи. Таким образом, он познает своего Господа, но уже не с точки зрения Его бытия в качестве вещи. Поэтому познание себя в качестве вещи не препятствует в познании своего Господа в качестве вещи. И ведь нет такой сущности, которая указывала бы ему на Господа. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Что же касается термина «тело», то он распространяется на все, что обладает границами, а термин «вещь» является ничем иным, нежели установлением (бытия). В существовании мира в том состоянии, в котором он существует, также есть установление? [1]. Именно поэтому употребляется термин «вещь» [2] (в отношении Аллаха). Он употребляется в отношении мира или тел (ведь мир конечен не по той причине, что является вещью, а по той причине, что имеет границы), и в этом заложено отрицание, что Аллаху присущи границы. Исключением является тот случай, когда под границами имеются в виду единство и господство? [3], и Он действительно соответствует этому описанию, при этом не используются частицы, указывающие на границы. При аргументации конечности вещи преимущественно прибегают к ее обзору. Аллах же превыше этого, так как именно это является определением «тела». Использование термина «тело» также подразумевает приписывание направлений, которые могут быть более длинными, широкими или короткими. Поэтому использование этого термина является несостоятельным. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Сущность обычно является указанием на существование, что подразумевает отрицание небытия. Что касается Аллаха Всевышнего, то Он извечен и вечен, не изменяется и не исчезает, не переходит из одного состояния в другое, Ему не присущи движение или покой. Все это является описанием отличия состояний, а тот, чьи состояния изменяются, не может быть свободен от них. А тот, кто не может освободиться от состояний, которые являются возникшими, тот сам по себе также является возникшим. Что в свою очередь отрицает единство, а затем извечность, что говорит об устроении его со стороны Иного [4]. Ведь если бы какое-либо состояние было присуще его сущности [5], то изменение этого состояния за все время существования было бы недопустимым.
Это указывает на потребность в Ином [6], меняющем эти состояния, и перемещающем его из одного состояния в другое.
1 Доказательство существования Аллаха.
2 См. аят «Спроси: «Какая вещь является самым великим свидетельством?»
3 См. аяты «Ваш бог - Богединый», «Аль-Бакара / Корова», 2:163, «Скажи: «Неужели я стану признавать Господом кого-либо кроме Аллаха? Ведь Он - Господь всякой вещи», «Аль-Ангам / Скот», 6:164.
4 Здесь идет речь о том, что изменение состояний творений указывает на то, что должен существовать Тот, кто устраивает все, что необходимо для их существования.
5 Сущности творения