Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Если некто скажет: «Мудрецы единогласны в том, что кто познал себя, тот познал своего Господа». (Да, мы с ними согласимся) Однако они разделились во мнениях относительно граней познания. Дуалисты сказали: «Когда он познал, что его душа сочетает в себе и добро, и зло, тогда он познал, что у всего этого есть Господь. Иудеи же сделали Его одной частичкой».
Антропоморфисты сказали: «Он - это тело. Ведь среди зримых субстанций познание сущности происходит посредством познания тела».
Джахм сказал: «Если он познал, что возник после небытия, что является телом, знающим, слышащим, видящим, то он узнал, что все эти имена являются возникшими, а Господь, сотворивший его, не может быть возникшим».
С нашей точки зрения, кто познал себя, тот познал своего Господа. Ведь он познает себя невежественным, об этом ему сообщают слух, зрение, а также и другие акциденции. На это же указывает и исправление того, что испортилось, и то время с пространством, которое занимает его сущность. Также на это указывают и различные виды потребностей, ведь он не ведает, откуда они пришли и чем завершатся. Такова его сущность. Он является свидетелем их конца, так как анализирует себя. Он познает Его (cвоего Творца) благодаря изменению своего состояния от первоначального до настоящего (зная все изменения, которые происходили с ним), ему сложно понять и вообразить возможность этого. Он осознает свою немощность, так как не в состоянии охватить это своим разумом. И по необходимости он узнает, что сам себя не мог привести в то состояние, в котором находится, напротив, если бы он обустраивал свое собственное состояние, то обустроил бы его, зная все это. Ведь если бы он обладал необходимым могуществом, то не оставил бы себя в состоянии подобного невежества и немощности, подчиненным страстям, не в состоянии исправить то, что приходит в негодность.
Тогда он познает (так как он является самым совершенным из числа творений, способным ощущать и познавать сущность того, с чем сталкивается, и быстрее всех осознавать то, что познает), что сотворение, умерщвление и сохранение выходит за рамки его возможностей, как и создание всего, что он ощущает. Они все подчиняются Его обустройству, так как ограничены своими потребностями. Он познает, что подобное знание и понимание событий и причин возможно только у Того, кто вне рамок всех этих смыслов, с которыми связана его сущность. Тогда он познает, что Он - Могущественный, не подверженный немощности, Знающий, не подверженный невежеству Властитель, чья власть не ограничена.
Он познает, что Аллах Всевышний не подобен упомянутым вещам и смыслам [1] Ведь подобие в чем-либо делает обязательным то, что связано с возникшим или извечным [2], или устроении того, что изменил в нем (в творении) или изменение, исходящее от Творца. И это относится ко всем вещам. Ведь они подобны друг другу в своей нужде и различных аспектах немощности, слабости и сотворенности с различных сторон. Из этого он (человек) должен сделать вывод, что Он отличен от него со всех сторон, тем более, что стороны относятся к нему, а не к Устроителю. Это и есть определение Господа со всем тем, что Ему соответствует. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Это делает несостоятельным точку зрения Джахма: «Он не был знающим, могущественным, а затем стал таковым». А также делает несостоятельным высказывание: «Он не был совершающим деяния, речеизрекающим, а затем стал таковым». Ведь эти люди приписывают Аллаху изменения, направления и состояния, на основе которых человек познает, что является возникшим и сотворенным. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
А также то, что я говорил по поводу вероятности принятия состояний на основе выбора [3] и допустимости наличия у Него превозносимых атрибутов, таких как Знание, Могущество, Жизнь, Слышание, Видение, что разъясняет его бытие [4] благодаря Знающему Творцу, а не благодаря природным субстанциям, у которых нет ни воли, ни знания о состояниях. То же самое касается и всех видов пищи. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Вероятность добра и зла (в мире) и изменения состояний является аргументом в пользу того, что устроение (мира) принадлежит Тому, кто не описывается вероятностью и изменением состояний, только в этом случае вещи будут в том состоянии, которое Он для них определил. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Одна группа (людей) сказала: «Кто познал свою тайную сущность (душу), тот познал своего Господа. Тайная сущность является формой бытия, установленной для благоденствия всего, допустимости возвышенного, владения устройством творений, познания скрытых вещей посредством разума, размышления и средств.
То, что они сказали, прекрасно. То, что я упомянул о познании Творца, достаточно, и нет необходимости прибегать к познанию скрытого в нем (в человеке) - его тайных (внутренних) состояний, а также к познанию тайных и скрытых средств (заложенных в человеке). Посредством этого (этих состояний) познается тайное, скрытое в нем, именуемое душой. И только после этого она становится явной. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 Не подобен ни вещам вне человека, ни внутри его сознания.
2 Возникшее, связанное с творениями, или извечное, связанное с творцом.
3 Божественной воли и выбора.
4 Бытие мира