Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
30. Зачем Аллах создал творения?
Хвала Аллаху, который заслуживает восхвалений, не имеющих конца, за те бесчисленные милости и великие пользы, которые мы имеем. И у Него мы просим наставления на самый прямой путь.
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.), сказал: «Люди разошлись во мнениях, отвечая на вопрос: «Зачем Аллах создал творения?».
Группа людей сказала: «Данный вопрос является неверным и его не следует задавать. Ведь Аллах, пречист Он, не перестает быть Мудрым, Знающим, Независимым. Его действия не могут выйти за границы мудрости. И так как Аллах, пречист Он, Знающий, а не невежественный, Независимый, свободный от потребностей, удовлетворение которых несет пользу, то недопустимо, чтобы его действия выходили за рамки мудрости. А в вопросе «зачем?» мудрость отсутствует. Именно поэтому Аллах отрицает, что в Его действиях может быть пустая забава. В Коране по этому поводу сказано: «Мы не ради забавы создали небо, землю и то, что между ними, и если бы Мы вообще занимались [чем-либо подобным], то Мы бы сотворили это из того, что есть у Нас [на небесах]. Напротив, Мы сокрушаем истиной ложь, и она разбивается вдребезги, словно ее и не было вовсе. И горе вам за то, что вы измышляете [против истины]. Ему принадлежат те, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не пренебрегают поклонением, и это им не в тягость. Они славят [Аллаха] и днем, и ночью без устали. Неужели [многобожники] признают божествами земные [существа и предметы]? Неужели они могут воскрешать [мертвецов]? Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги кроме Аллаха. Пречист Аллах, властелин Трона, от того, что приписывают Ему. Его не призовут к ответу за то, что Он вершит, а их (т.е. многобожников) призовут» (21:16-23). Аллах обещал горе тому, кто думает, что Он нуждается, или что в Его деяниях есть глупость. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Одна группа му‘тазилитов сказала: «Он увидел в этом наивысшее благо, и поэтому совершил его. Вопросы о Его деянии во имя наивысшего блага не задаются».
Шейх Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.), сказал: «В этих словах под наивысшим благом имеется в виду мудрость, поэтому они совпадают с первым мнением.
Даже если он подразумевал что-либо другое, то слова о познании наивысшего блага подобны вопросу: «Зачем создал?» В то же время следует спросить о Его условиях наивысшего блага, которое Он вершит: «Откуда они взяты?». При этом самыми стыдливыми людьми в этом вопросе должны быть они сами. Ведь если какая-либо вещь установлена в качестве условия наивысшего блага, то она же сама может стать условием зла, и посредством него будет совершено наивысшее зло. И не может быть, что какая-либо вещь была мудростью, а затем превратилась в глупость. Так как в их толковании наивысшее благо является наивысшим благом для иного помимо Него, и посредством него для кого-то другого может происходить зло. Под мудростью же понимается верное решение, когда каждая вещь находится на своем месте. Точно такой же смысл имеет справедливость, и Его действия не выходят за эти рамки. Он сказал: «Воистину, Аллах творит Своей сущностью [1]. Так как это наименование говорит о восхвалении и величии, абсурдно, чтобы иная сущность его заслуживала, так как в противном случае Он был бы нуждающимся (в этом атрибуте). И так как установлено, что Он творит своей сущностью? [2], то недопустимо, чтобы Он не был творцом вообще, и вопрос «зачем?» является абсурдным, подобно таким вопросам как: «Зачем был могущественным?» или «Зачем знал?». И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Еще одна группа сказала: «Так как Он - Щедрый и Могущественный, то обязательно должно быть качество, дополняющее щедрость. Поэтому Он должен быть создателем для того, чтобы проявлять Свою щедрость. Точно так же Он Могущественный, и могущество может бесполезно пропадать, поэтому Он и создал (творения)». И успех исходит только от Аллаха.
Еще одна группа сказала: «Этот вопрос является абсурдным, так как указывает на необходимость существования причины творения. А эта причина является либо творением, и вопрос о нем превращается в вопрос обо всех творениях в совокупности. Либо не является творением, и тогда становится чем-либо иным, чем божество в извечности? [3]. Напротив, Он сотворил творения действием своей сущности, как об этом было сказано выше. И успех исходит только от Аллаха.
Еще одна группа сказала: «Данный вопрос подразумевает ряд смыслов. Например, это вопрос: «Зачем Он сотворил этот мир, а не какой-либо другой?» И этот вопрос подобен вопросу: «Зачем сотворил иной мир, а не этот?» То же касается вопроса: «Зачем Он создал этот мир, чтобы он возник до того времени, когда существовал?» В то же время творение не является ничем иным, как время, напротив, это сообщение о его существовании [4], его существование превращается во время. И нет силы ни у кого, помимо Аллаха. Он спрашивает о сущности этого мира, и этот вопрос исходит от него лично и подобен вопросу: «Зачем я спрашиваю? Зачем я размышляю, чтобы спросить? Зачем я являюсь разумным?» Все эти вопросы несостоятельны, так как являются препятствием в задавании вопросов. И успех исходит только от Аллаха.
Еще одна группа сказала: «Он сотворил мир ради причин [5], которые будут исходить от Него, в Нем и после Него. И с точки зрения разума все мудрецы признают, что он создан для целей, которые будут следовать после создания. Точно так же как любой, совершающий деяние и не знающий о его последствиях, не является мудрым. Затем они разделились во мнениях о смыслах, ради которых создан (мир).
Часть этих людей сказала: «Весь мир создан для творений, которые проходят в нем испытание» [6]. То есть проявление мудрости связано с ними, точно так же с ними связано проявление величия, власти, превосходства и благодаря им становится явной мудрость и глупость. Именно они являются основной целью создания, и все остальные творения созданы ради них: чтобы они извлекали пользу, подвергались испытаниям, все было подчинено им. А те, кто проходят эти испытания, созданы для поклонения [7] или для самих себя для того, чтобы они стремились к последствиям, за которые их будут восхвалять либо порицать. А их Творец априори превыше двух качеств: во-первых, они сотворены нуждающимися, в них заложена возможность познавать свои потребности и удовлетворять их. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Еще одна группа сказала: «Аллах не все создал по причине, так как эта причина есть не у каждой вещи. А часть Он создал по причине, это точно так же как все не создано в каком-либо месте, так как место присуще всему. Он создал одних для других, согласно этому они воспроизводятся, а затем получают воздаяние и проходят испытание. И успех исходит только от Аллаха.
Хусейн [8], отвечая на данный вопрос, сказал: «Он (мир или творение - А.Р.) был создан по различным причинам. Среди них - быть доводом и доказательством, наставлением и увещеванием, милостью и наслаждением, пропитанием и поддержкой, а также для распоряжения в потребностях. Что-то в нем создано милостью для одного и бедствием для другого».
Он же сказал: «Если бы мир изначально был создан исключительно для благ, то отсрочивание либо предшествование вещей друг другу было бы недопустимым. Также было бы недопустимым сотворение вещей до сотворения тех, кто проходит испытание. Был бы недопустимым переход из одного состояния в другое, добавление или убавление чего-либо. Однако в силу того, что Аллах создал столько творений, что ни одно воображение не способно их охватить, и спрятал это от людских глаз, становится ясно, что дела обстоят по-иному. Он поместил каждую вещь в свое место и перемещает вещи из состояния пользы в состояние вреда и наоборот. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Факих Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Общим итогом данного раздела являются их слова о том, что если бы у Него не было ничего иного кроме того, что Он сделал, то ни одно из Его деяний не было бы предпочтительным. Так как в любом его деле была бы тирания. Его действия не происходили бы благодаря Его выбору, и если бы от Него исходило нечто иное, оно было бы несостоятельным, и Он был бы не в состоянии исправлять других. А это является грубейшим порицанием. И успех исходит только от Аллаха.
Если бы для Него было допустимым только то, что Он совершил, это говорило бы о том, что Он получает от этого пользу, следовательно, нуждается в том, чтобы Его восхваляли и превозносили. Ведь тот, кто заслуживает восхваления только благодаря чему-либо иному, тот нуждается в этом для того, чтобы получить это восхваление, следовательно, извлекает из этого пользу. Ведь они говорят: «Его деяние отлично от Него, Он не мог это деяние оставить или совершить какое-либо другое деяние, ведь другое деяние принижает Его и показывает глупым. Из этого следует извлечение пользы посредством сделанного, и это (деяние), с их точки зрения, иное (нежели Аллах). Общеизвестно, что это качество нужды. И нет силы ниу кого, кроме Аллаха.
1 Му‘тазилиты утверждают, что Аллах творит именно Своей сущностью, и у Него нет таких атрибутов, как творение и создание.
2 Му‘тазилиты установили, что Аллах творит Своей сущностью.
3 То есть существует какая-либо извечная причина помимо Аллаха.
4 Вероятно, речь идет об аяте: «Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Возникни!», и творение возникает», «Йа Син», 36:82.
5 Такие, как основные природные субстанции.
6 Люди и джинны, так как они обязаны принять божественный закон и исполнять его. В случае повиновения их ждет награда, а в случае ослушания - наказание.
7 Вероятно, автор указывает на аят: «Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне», «Аз-Зарийат / Рассеивающие прах», 51:56.
8 Хусейн ибн Мухаммад ибн ‘Абдалла ан-Наджжар ар-Рази (ум. 220 г.х./ 835), основоположник наджаризма. Он занимался ткачеством либо изготовлением весов, жил в Куме. Известно, что он вел дискуссии с ан-Наззамом. Наджариты делятся на три течения: баргуситы, за‘фараниты и мустадрикиты. См. аль-Аш‘ари. Макалят аль-исламиина, 1/315; Аль-Багдади, аль-Фарк байна аль-фирак, 195-198, аль-Исрфараини. Ибн ан-Надим, «Ат-Табсыр фи ад-дин», 61, «аль-Фихрист», 1/268. Аш-Шахрастани, «аль-Миляль ва ан-нихаль», 88-90.