Дәрістер топтамасы
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Затем мусульмане разделились во мнениях по поводу места. Часть из них сказала, что Он описывается утверждением на Троне. И Трон по их мнению - это ложе, которое окружают и держат ангелы, как в Коране по этому поводу сказано: «Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут престол Господа твоего над собой» [69:17], «И увидишь ты ангелов, стоящих сонмами вокруг Трона и прославляющих хвалой Господа своего» [39:75], «Те, которые переносят Трон, и те, которые окружают его» [40:7], а также в качестве аргумента приводят аят: «[Он] - Милостивый, который утвердился на [небесном] троне» [20:5]. Также в качестве довода они ссылаются на то, что во время мольбы люди возносят свои руки к небесам в надежде на благо. Они говорят, что Он направился к нему (трону - А.Р.) после того, как он был сотворен: «Воистину, ваш Господь - Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле» (7:54).
Среди них есть и такие, кто утверждает, что Он - везде. При этом они ссылаются на аяты: «Неужели ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; между пятью, чтобы Он не был шестым; [не бывает тайной беседы] между меньшим или большим [количеством людей], чем перечислено, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни находились. А потом в День воскресения Он поведает им о том, что они творили: ведь Аллах знает все сущее» (58:7), «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена» (50:16), «...то ведь Мы ближе к нему (т. е. умирающему), чем вы, хотя вы и не видите [Нас]» (56:85) и «Он - тот, кто бог на небесах и на земле» (43:84).
Они считают, что утверждая Его нахождение в месте, подразумевают место, которое не имеет границ, ведь любая сущность, обладающая границами меньше той границы, которая больше ее, что является изъяном. В этом есть приписывание нужды в месте и границ. Ведь недопустимо, чтобы эта сущность была больше того места, в котором находится. И было бы глупо, если бы сущность выбрала себе место, которое меньше ее. Следовательно, границы места - это Его границы, но наш Господь превыше этого.
Среди них есть и те, кто отрицает описание Аллаха посредством места, а также любого места вообще. По их мнению, имеется в виду переносный смысл, что Аллах оберегает это место, обеспечивает возможность его существования».
Шейх Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Общее понимание всего этого сводится к тому, что все вещи в целом относятся к Нему, и Он относится к ним, что подразумевает Его возвышенность и величие. Как, например, в аятах по этому поводу сказано: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и нету вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни заступника?», «...[благословен] Тот, которому принадлежит власть над небесами и землей» (25:2), «Аллах — творец всего сущего, Он - Единый и Всевластный» (13:16), «[Он] – Господь небес и земли и того, что между ними» (19:16), «Господь небес и земли и того, что между ними, Господь всех восходов» (37:5), «Это Аллах, Господь ваш. Нет Бога, кроме Него - Творца всего сущего» (6:102), «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. [Он сотворил] солнце, луну и звезды, покорные Его воле. И разве не Ему дано творить и повелевать? Благословен Аллах, Господь [обитателей] миров» (7:54) «Хвала Аллаху - Господу [обитателей] миров» (1:2) и «Он владычествует над Своими рабами, Он - Мудрый, Всеведущий» (6:18), а также и другие аяты.
Когда же Ему приписываются частные вещи, то это подразумевает Его особую степень, и милость к этим субстанциям. Как, например, в аятах сказано: «Воистину, Аллах-вместе с богобоязненными и теми, кто вершит добрые деяния» (16:128), «Места моления принадлежат Аллаху» (72:18), «Верблюдица Аллаха» (91:13), «...содержи Мой Дом в чистоте» (22:26) и другие. То же самое обычно подразумевается, когда одно творение связано с другим. В случае частной связи подразумевается снисхождение, благоволение, а в случае общей связи - власть и обладание [1].
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Основа заключается в том, что Аллах существовал и тогда, когда не было места, и допустимо, если место исчезает, а Аллах остается в Своем (неизменном) состоянии. Он в том состоянии, в котором и был, и был в том состоянии, в котором находится сейчас. Аллах превыше изменения, исчезновения, превращения и непригодности. Все это является признаками возникших (субстанций), посредством которых познается сотворенность мира, а также вероятность его перехода в состояние небытия. Ведь нет различия между переходом из одного состояния в другое (при понимании, что первое состояние не относилось к Его сущности, ведь оно не могло бы измениться, если бы действительно было бы присуще Его сущности) и между Его сущностью, которая не относится к Его сущности, так как это подразумевается в случае наличия акциденции и изменения состояния. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Приписывание Ему места или утверждение, что Его сущность везде, есть приписывание Аллаху нужды в том, что обеспечивает Ему местопребывание, как это происходит со всеми телами и акциденциями, находящимися в своих местах, перемещающихся в них и находящих место пребывания. При том, что они в целом не описываются местом. И тот, кто сотворил их и обеспечил их целостность вне связи с местом, превыше того, чтобы нуждаться в месте или быть описанным категориями, присущими миру: ведь в целом он (мир) не связан с местом, а его части связаны. И если бы Аллах был в каком-либо месте, то это было бы связано с частью мира, что является изъяном. Напротив, если утверждено, что существование мира в целом не связано с местом, то Аллах не должен быть связан в первую очередь. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха».
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Утверждение о нахождении божественной сущности на Троне (который является местом) или везде повсеместно подразумевает, что это место либо охватывает Его, либо равно Ему, либо меньше Его. Если верно первое, то Он ограничен и меньше того места, которое объемлет Его. Если допустить, что место объемлет Его, то это же можно сказать и о времени, тогда Он становится конечным своей сущностью и творения превосходят Его. Если верно второе, то это допускает возможность и того, что Он меньше творений, а, следовательно, повторяется все то, что мы говорили в первом случае. Что касается третьего, то оно тоже порицаемо, так как указывает на нужду и неспособность творить творения больше себя. Ведь даже царя порицали бы, если бы он сидел на троне, который меньше его. Также это подразумевает разделение (Творца) на части, так как одна из Его частей ограничена измерениями, а другая превосходит их, что также является категорией, присущей творениям. Аллах же превыше этого.
Поднятие и размещение на каком-либо высоком месте не подразумевает возвышенности и величия. Как, например, если кто-то взобрался на какую-либо поверхность или гору, он не превосходит других, когда их субстанции находятся наравне.
Не допускается толковать аят подобным образом, так как в нем речь идет о величии и великолепии [2]. Аят, в котором сказано: «Воистину, ваш Господь - Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. [Он сотворил] солнце, луну и звезды, покорные Его воле. И разве не Ему дано творить и повелевать? Благословен Аллах, Господь [обитателей] миров» (7:54) говорит о величии Трона, как о творении из света или субстанции, не подвластной человеческому знанию (разуму). От Пророка (c.а.с.) передается высказывание с описанием солнца, в котором сказано: «Воистину, Джабраиль ежедневно приносит ему горсть света от божественного трона и одевает его на него точно так же, как один из вас надевает одежду». О луне сказано: «Горсть света от божественного трона». [3]
Истива’ («овладение»), связанное с Аллахом, подразумевает два смысла: во-первых, возвеличивание, так как после него речь идет о Его власти и Господстве над творениями. Во-вторых, отдельное упоминание одного из величайших божественных творений, ведь великое всегда связано с великим. Как, например, обычно говорят: «Власть такого-то над этой страной стала совершенной, он занял такой-то пост». То есть, речь не идет о какой-либо частной реальной ситуации, ведь известно, что обладающий властью обладает первым постом априори.
Так же следует понимать и слова Аллаха: «Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3), где речь идет об овладении Меккой [4], и что неверные потеряли надежду искоренить Его религию. Это же касается и аятов, сообщающих о послании пророков к фараонам [5] и в Мекку [6], в них речь идет не о частном событии, а о величии этого дела.
Так же и с Троном. Это подобно тому, как в аятах сказано: «Так же [как и в Мекке], Мы и в [других] городах обратили в грешников власть предержащих ради того, чтобы они осуществляли там свои коварные замыслы» (6:123), «Когда Мы хотели погубить [жителей] какого-либо селения, то по Нашей воле богачи их предавались нечестию, так что предопределение осуществлялось, и Мы истребляли их до последнего» (17:16), жители других селений (творивших то же самое) подразумеваются априори.
Также в этом аяте может подразумеваться отрицание принадлежности места (Аллаху Всевышнему). Ведь Трон является наивысшим божественным творением, и разум не может допустить существование чего-либо выше него. Указание на Трон сделано для того, чтобы показать, что Он превыше нужды в месте или какой-либо другой потребности. Этому соответствует аят, в котором сказано: «Неужели ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; между пятью, чтобы Он не был шестым; [не бывает тайной беседы] между меньшим или большим [количеством людей], чем перечислено, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни находились» (58:7). «Ан-наджва» («тайная беседа»), упомянутая в данном аяте, подразумевает не столько место, где это происходит, а тайную беседу. Таким образом, сообщается, что Аллах превыше места и превыше того, чтобы какая-либо тайна была неизвестна Ему.
Аллах Всевышний сообщает о Своем могуществе, когда говорит: «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена» (50:16), то есть благодаря власти и могуществу. Он сообщает о своей божественности в любом месте, так как все пространство является местом поклонения. В аяте сказано: «Он - тот, кто Бог на небесах и на земле» (43:84). Помимо этого, Он сообщает о своем владении (власти), в аяте сказано: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей» (2:107).
Затем о Его величии: «Он владычествует над Своими рабами» (6:18), «...сведущ обо всем сущем» (6:101), «Он властен над всем сущим» (11:4). Здесь Аллах обобщает то, что в других аятах было сказано в частном порядке. Из этого становится ясно, что все это относится к Его сущности, а не к Его творениям. То же самое можно сказать о Его величии. Он превыше любого подобия, и нет божества, кроме Него.
Некоторые сказали: «Под Троном имеется в виду все, что охвачено Его властью (Все сущее (мир) помимо Аллаха), ведь Трон обозначает возвышенности и макушки деревьев».
Что касается «аль-истива’» («овладения»), то оно имеет три смысловые грани: во-первых, овладение. Например, говоря: «Такой-то овладел тем городом», что подразумевает владения (правителя). Во-вторых, вознесение и возвышение (расположение), как сказано в аяте: «А когда ты и те, кто с тобой, расположитесь на ковчеге» (23:28). В-третьих, завершение и совершенство, как сказано в аяте: «Когда же [Муса] воз мужал и обрел силу» (28:14). Также есть мнение, что это «намерение» (направление). Таким образом, некоторые знатоки поэзии толкуют аят: «Потом Он обратился к небу» (41:11) в значении творения, так как глаголы «творение» и «деяние» похожи по смыслу, и второй подразумевает намерение несмотря на то, что таким образом обычно не употребляется. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Один из поэтов сказал: «Я надеялся, что Твой Трон не исчезнет и не изменится».
Другой сказал: «Бану Марван были низвергнуты со своего трона и похоронены так же, как были похоронены (арабские племена) иййад и химйар».
Ан-Набига [7] сказал: «Троны исчезли после того, как имели величие, они рухнули после того, как имели благополучие (безопасность) и богатство».
Другой сказал: «Неужели после Ибн Джафны и Ибн Масиля его трон и воины надеются на успех?».
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Тот вариант толкования (который подразумевает «овладение», и что Трон - это все, что во власти Аллаха) подразумевает, что Он властитель всего сущего. И на этом же варианте основаны и другие толкования тоже. А слова Аллаха «Господь великого Трона»! подразумевают великую власть, что в свою очередь указывает на существование других тронов. И то же допускается из слов о том, что ангелы окружают и несут Трон. И успех исходит только от Аллаха.
Что касается совершенства и величия, то Аллах Всевышний сказал: «Скажи [Мухаммад]: «Неужели вы не веруете в Того, кто создал землю в течение двух дней, и равняете с Ним других? Ведь это Он – Господь [обитателей] миров. И Он воздвиг над землей прочные горы, дал ей благословение и поровну распределил на ней пищу для страждущих на четыре дня. Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом, и сказал ему и земле: «Предстаньте [предо Мной|, хотите вы того или нет». Они ответили: «Мы предстанем по доброй воле». Он завершил это, сотворив семь небес за два дня, и каждому небу внушил в откровении его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками для охранения. Так предопределил Великий, Ведающий» (41:9-12).
Аллах подробно сообщил о сотворении в течение шести дней, а затем сказал: «Воистину, ваш Господь - Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней» [8] в значении, что на творения наложена обязанность с того момента, когда были сотворены небеса и земля. Все это является признаком совершенства Его власти, царства и величия. Так мы разъяснили, что под творениями имеются в виду именно они.
Таким образом смысл власти стал совершенным и возвысился. Некоторые по этому поводу высказались, что это произошло специально для сотворения человека, как об этом сказано в Коране: «Он - тот, кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес» (2:29), «непрестанно находящиеся в движении солнце и луну, подчинил вам ночь и день» (14:53) и «Своею волею Он полностью подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (45:13). Ибн ‘Аббас (р.а.) сказал, что люди были сотворены на седьмой день [9] творения. В этом и есть совершенство и величие, так как все было сотворено для людей, а люди – для поклонения. К людям были прибавлены джинны, в Коране по этому поводу сказано: «Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Однако в первую очередь имеются в виду люди, так как все упомянутое было подчинено им, чтобы они могли извлекать пользу из всего этого. И успех исходит только от Аллаха.
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Наша основа в этом Вопросе (отрицание связи Аллаха с местом) заключается в том, что Аллах в Коране сказал: «Нет ничего подобного Ему» (42:11), тем самым Он отрицает подобие между Ним и творениями. Выше мы уже объяснили, что Он своими действиями и качествами превыше того, чтобы быть подобным кому-либо или чему-либо. В то же время следует признавать, что «[Он] - Милостивый, Который утвердился на [небесном] троне» (20:5) согласно тому, что об этом сказано в небесном откровении. При этом Он отрицал подобие между Собой и творениями в том, что Себе приписал. Об этом сказано в небесном откровении и подтверждается разумом. В то же время мы не делаем категоричных заявлений по поводу конкретного толкования, так как остается вероятность другого понимания (овладение, возвышение, совершенство). Понимания, указанного выше, либо понимания, не дошедшего до нас (неизвестного нам), не допускающего уподобления между Ним и творениями. Мы верим в то значение, которое Аллах желал в него вложить. И это касается всего, о чем сказано в небесном писании, как, например, созерцание или что-либо другое. Следует отрицать подобие (между Аллахом и Его творениями) и верить в тот смысл, который подразумевал Аллах, не высказывая категоричных заключений, исключающих другое понимание. И успех исходит только от Аллаха.
Основа этого вопроса заключается в том, что слышащий (данный аят) оказывается в сложном положении, если пытается определить понимание (толкование) исходя из существующих творений. И так как следует утверждать, что Аллах Своей сущностью и действиями превыше подобия, то недопустимо при понимании того, что отнесено к Аллаху, отталкиваться от категорий других сущностей, помимо Аллаха. В то же время происходит остановка на значении, которое понимается, когда речь идет о созданиях согласно тому знанию, которое было у слушателя до того, как он услышал эти слова. Однако еще до того, как слушатель услышал эти слова, Аллах был известен Своим отличием от творений, поэтому недопустимо относить смысл этих слов к пониманию, связанному с творениями. Причиной этой недопустимости является знание, предшествующее восприятию аята. В то же время существует значение, связанное со зримым и вытекающее из «на», «трон», «овладел», а также другие различные значения. Недопустимо отдавать предпочтение наихудшему варианту понимания, когда имеется лучшее значение. В то же время Аллах Всевышний испытывает своих рабов, повелевая им воздерживаться. Это связано с описаниями награды и наказания, отдельными буквами, стоящими в начале сур, а также другими примерами, когда человек должен уверовать, воздержаться от поиска конкретного значения, не делая каких-либо категоричных высказываний. Аллах же более сведущий».
Аль-Ка‘би сказал: «Недопустимо, чтобы место охватывало Аллаха Всевышнего, так как Он существовал еще тогда, когда не было места. И недопустимо, чтобы у Него появилась нужда в месте после того, как Он его сотворил, так как Он не может изменяться». Затем он сказал: «Он везде, но только в том значении, что Он объемлет все своим знанием и заботой, как, например, обычно говорят: «Такой-то на стройке дома», подразумевая, что он занят этим делом.
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «То, что он сказал о том, что место не объемлет Его, так как Он существовал и тогда, когда не было места, то это истина, так как противоположное подразумевает изменение.
Что же касается нужды, то его оппоненты (сунниты) не утверждают этого, поэтому данный комментарий ошибочен. Далее он утверждает, что Он (Аллах) не был творцом, милостивым, речеизрекающим, а позднее стал таковым, а это в свою очередь является изменением. Приписывание места является менее опасным (чем то, что он заявляет). Как, например, человек, перемещающийся из одного места в другое, где до этого не был, без изменений, подобно тому, как он избрал себе место, которое объемлет его. И недопустимо, чтобы изменение происходило там, где изменения не происходят в сущности совершающего действие в реальной действительности. Если он будет отрицать это в отношении пространства, то отрицание (изменения) в действиях более приоритетно, так как изменение в действии более опасно. И в реальности действие не может не сопровождаться изменениями, они (изменения) могут происходить с местом, а это уже будет сотворением без изменений, поэтому изменения в действиях даже более опасны. И успех исходит только от Аллаха.
Удивление вызывают его слова: «Он - в каждом месте, в том смысле, что Он - везде Своим знанием». Знающий - это имя Его сущности, и с его точки зрения Он своей сущностью не находится в каком-либо месте. Но он ведь не описывает Аллаха знанием, которое объемлет место, чтобы можно было сказать: «в которое оно проникает». Задумайтесь, и тогда вы поймете, насколько противоречивы его слова. Затем он заявил, что Он то сохраняет, то действует. Но ведь сохранение и действие связаны с местами и не отстранены от них. В итоге смысл его слов: «Аллах - в каждом месте» связан с местами, именно в этом заключается разногласие. Напротив, Он знает о каждом месте до его сотворения и после него. И успех исходит только от Аллаха.
Факих Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Что касается вознесения рук к небесам, то это поклонение. И Аллах имеет право повелевать им любой вид поклонения, в любом направлении. Тот, кто полагает, что следует обращаться лицом к небесам, думая, что Аллах там расположен, подобен тому, кто заявит, что Он под землей, так как вовремя молитвы (земного поклона) его лицо направлено вниз и тому подобное. Либо он подобен тому, кто думает, что Он на востоке или западе, когда обращается лицом в эти стороны во время молитвы, или же, что Он находится в Мекке, когда паломник отправляется в хадж. И движение в данном случае подобно поиску заблудшей верблюдицы или избеганию врага, ведь при этом обращаются к тому, кто может защитить, Аллах же превыше этого. Тем более, что Аллах свят, Он не нуждается в поклонении Своих рабов (ведь среди Его рабов нет того, кто был бы ближе к Нему, или того, о ком Он знал бы больше, и нет такого средства у творений, которое приблизило бы их к Нему, и ни один разум не способен познать Его так, как Он знает о Себе). Он повелевает им поклоняться Себе для того, чтобы они благодарили Его за блага, это испытание, которое Он пожелал дать Своим рабам. И только тот, кто не имеет верного понимания сущности Аллаха, может полагать, что можно прийти к Нему, направляясь в ту или иную сторону.
Выше мы уже разъяснили смысл понятия близости к Аллаху. В этом случае речь идет об ответе (Аллаха на мольбы своих творений). В Коране по этому поводу сказано: «Когда тебя [о Мухаммад] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают Мне, верят в Меня. Быть может, они встанут на истинный путь» (2:186), либо о Его помощи, как сказано в аяте: «Воистину, Аллах - на стороне богобоязненных и тех, кто вершит добрые деяния» (16:128), либо о приближении к определенному положению, как сказано в Коране: «Ни в чем не повинуйся ему, а пади ниц и ищи приближения [к Аллаху]» (96:19). Об этом же говорится в хадисе: «Кто приблизится ко Мне на пядь, я приближусь к нему на локоть...» [10], а также в аяте: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите средство [приближения] к Нему» (5:35). Либо речь идет об уповании и сохранении, как сказано в аятах: «Господь твой - хранитель всего сущего» (35:21), «Он - властитель над всем сущим» (6:102), «Разве тот, кто неотступно стоит над каждым живым существом и [видит] то, что оно вершит» (13:33). Либо речь идет о знании: «Знает Он и тайное ваше, и явное. Знает Он то, что вы совершаете» (6:3), а также множество других аятов.
То же самое касается подобных примеров, связанных с приходом, уходом и сидением [11]. И это несмотря на то, что под приближением тел подразумевается перемещение, под приближением истины подразумевается проявление истины, как об этом сказано в аяте: «Явилась истина, и сгинула неправда» (17:81).
Под уходом лжи имеется в виду ее крушение, и под уходом тел – их перемещение. Это понятия прихода и ухода, связанные с субстанциями и акциденциями. Аллах же превыше обоих смыслов, и недопустимо понимать это в отношении Аллаха. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Данный вопрос также имеет и другой смысл: «В любом направлении и в любом состоянии у Аллаха есть неисчислимые блага для Своих рабов. С ними связаны различные виды поклонения, также как с органами и имуществом связаны эти милости (божественные блага). И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В то же время небеса - это то место, откуда исходит откровение (вахи) и благо (баракат) для этого мира, и по этой причине человек возносит к небесам свои взоры. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 Допускается связь и отнесение между творениями. Она подразумевает либо возвеличивание, либо выделение. Как, например, высказывание: «Султан - знаток, ученый».
2 Аят об истива’ («овладении») подразумевает величие и великолепие, и поэтому не может быть объяснен только занятием высокого места в пространстве.
3 См. ас-Суйути, «Аль-Лаали аль-масну‘а фи аль-ахадис аль-мауду‘а», 1/49.
4 Автор указывает, что данный аят был ниспослан после взятия Мекки, см. аль-Матуриди, «Та‘вилат аль-Кур’ан», 176.
5 См. аяты: «После них Мы послали к Фараону и его сановникам Мусу с Нашими знамениями, но они отнеслись к ним несправедливо», 5:103; «После них Мы отправили Мусу и Харуна к Фараону и его приближенным с Нашими знамениями», 10:75; «[А теперь] ступай к Фараону, ибо он вершит беззакония», 20:24; «Идите оба к Фир'ауну, ибо он совершил беззаконие» 20:43.
6 См. аяты: «Мы ниспослали это Писание, благословенное и подтверждающее [истинность] того, что было до него, чтобы ты увещевал [жителей] Матери городов (т. е. Мекки)», 6:92; «Так Мы внушили тебе в откровении Коран на арабском языке, чтобы ты увещевал [жителей] матери городов (т.е. Мекки)», 42:7.
7 Умама (ум. 18 г.х./ 604). Языческий поэт первого поколения, житель Хиджаза, один из уважаемых язычников. На рынке ‘Укказ на него надевали колпак из красной кожи, другие поэты стремились к тому, чтобы он послушал их поэмы. Среди этих поэтов были аль-А‘ши, Хассан и Хасна’. Он считается одним из самым плодовитых поэтов, его стихи и поэмы собраны в небольшом сборнике, который был издан. См. Ибн Кутайба. Аш-Ши‘р вааш-шу‘ара 1/157-173, Мухаммад ибн Саляма аль-Джумахи. «Табакат фухуль аш-шу‘ара», 1/51.
8 Также см. аят: «Воистину, ваш Господь - Аллах, который создал небеса и землю за шесть дней», «Йунус», 10:5; «Аль-Аграф / Ограды», 7:54.
9 Ас-Суйути, «Ад-Дурр аль-мансур фи тафсир аль-ма’сур», 7/314-317.
10 См. аль-Бухари, «Сахих», «ат-Таухид», 15, 50; Муслим, «Сахих», «аз-Зикр», 20, 21, 22, «ат-Тауба», 1
11 Вероятно, автор указывает на аяты: «Когда Господь твой придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами», «Аль-Фаджр / Заря», 89:22; «Мы низвели с неба воду в меру (т.е. дождь) и пропитали ею землю, и, воистину, в Нашей власти испарить ее», «Аль-Му’минун / Верующие», 23:18; «Они похожи на тех, кто зажег огонь, когда же огонь озарил все кругом, Аллах убрал свет и оставил их в непроглядном мраке», «Аль-Бакара /Корова», 2:17; «Воистину, богобоязненные будут среди садов и ручьев, на ложах истины у могучего властелина», «Аль-Камар / Месяц», 54:54-55. С другими подобными аятами и хадисами можно познакомиться у Ар-Рази, «Асас ат-такдис фи ‘илм аль-калям», 79-81, 101-112.