Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
24. Опровержение тем, кто отрицает Мудрого, Знающего Творца
Среди тех, кто признает появление творений в их естественном виде, с их питанием, есть те, кто утверждает: «Это результат деятельности звезд, солнца и луны». Также есть те, кто говорит: «Это благодаря вращению космоса». Другие считают, что это является результатом воспроизводства родителей, обустраивающих соответствующие необходимые условия. Все эти точки зрения сводятся к признанию возникновения вещи по причине другой вещи. Если нет возможности признания первичности этого, то все это опровергается доводами, упомянутыми выше» (как например, безначальной цепочки). Если же есть основания для признания первичности какой-либо вещи, либо первичной вещи каждого вида, то ее беспричинное возникновение является абсурдным. Так как оно должно сотворить себя:
а) либо тогда, когда находится в состоянии небытия, что абсурдно, так как является сотворением того, что не существует. И если с ним связано существование каждой зависящей от него вещи, то как может быть допустимым его небытие. Ведь если допустимо, что оно создаст себя, то также допустимо, что в этот же момент оно себя уничтожит, что является противоречием;
6) либо это происходит после возникновения, следовательно, подтверждается ее появление благодаря чему-то иному. И успех исходит только от Аллаха.
Также все, кто упоминаются, представляют собой разновидность мертвых, еще не возникших (субстанций), кроме тех родителей (отцов и матерей), которые были упомянуты. И они знают, что действия родителей необязательно станут причиной зарождения детей. Дети будут отличаться от того, на что надеются родители, и если они испортятся, то родители будут не в состоянии исправить их. Способности родителей ограничены рамками вещей, которые скрыты от них, о которых они даже не способны предположить, а также множество других смыслов, которые делают несостоятельной идею о том, что бытие исходит от них. Мертвые, еще не возникшие (субстанции) не знают, что им несет пользу, а также то, что может быть препятствием в получении этого. Из этого следует, что существующее благодаря питанию, посредством естества, все это в них есть благодаря творению Мудрого, Знающего об этом (творении). И признание необходимости в ином есть сотворение каждой вещи вместе с ее полезными и вредными качествами.
В то же время, животным присущи и иные качества, которых нет в пище и естестве, являющихся основой складывающей тела, такие как слух и зрение. А человеку, обладающему речью, способность отличать и познавать вещи. При том, что изначально всего этого не было, и появилось благодаря питанию, исходящему от родителей. А затем это перестает оказывать на них влияние, что же тогда можно сказать о детях людей?
Каждая вещь (из упомянутых: речь, способность отличать и познавать) имеет свои границы, и когда она достигает своих границ, то к ним невозможно прибавить ни высоту, ни ширину, ни усилить слух, зрение и разум. Напротив, по мере заботы и питания эти качества начинают ухудшаться. Из этого становится ясно, что причиной этого является не то, что было упомянуто, а Знающий в своей сущности, от которого ничто не скроется, Могущественный в своей сущности, которого ничто неспособно превозмочь.
Любая субстанция может либо испортиться, либо улучшиться. Все это также является противоположностями, единство которых ради одной общей цели невозможно. Из этого следует, что она существует в этом виде благодаря Иному. Ведь ни одна вещь не способна изменяться сама по себе. И помощь исходит только от Аллаха.
Наблюдение за живыми существами указывает на то, что их основными качествами являются потребности и инстинкты (страсти), которые подчиняют их себе, и если бы не эти страсти, то они не нуждались бы в пище. Эти страсти являются причиной достатка, из которого сами страсти и потребности не могут происходить. В то же время, живые существа не могли приобрести страсти и потребности сами по себе (страсти и потребности не способны воспроизводить сами себя без влияния внешней силы) в силу следующих причин:
1. Существование вещи самой по себе, без нужды в чем-либо ином указывает на ее независимость, которая не может превратится в потребность (нужду).
2. Так как то или иное качество, которым обладает вещь, не может исчезнуть само по себе, без влияния чего-либо иного. Благодаря этому и обеспечивается независимость.
3. И так же по причине абсурдности возникновения потребности вещи в чем-либо ином, само по себе. Если бы она сама закладывала в себя потребность в Ином, то эта потребность присутствовала бы все время, которое существует эта вещь. Из этого следует, что обязательно должен быть Иной, создающий вещи с их потребностями, закладывающий в них страсти, одаряющий их тем, что удовлетворяет их, делает их независимыми. Таким образом, то, чем пытаются опровергнуть существование Знающего Устроителя, на самом деле является доказательством его существования. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В то же время, любая субстанция и акциденция этого мира подчинена чему-либо в такой степени, что ее существование без этого подчинения было бы более легким и приятным. Например, вечное существование, непрерывность и все остальное, являющееся условием существования самой вещи или других вещей, и весь мир вошел бы в то состояние, которое я упомянул. И эта подчиненная вещь не в состоянии сделать себя независимой от других и освободить себя от этого подчинения. Из этого следует вывод, что у всего этого есть Знающий Устроитель, знающий то, в чем они нуждаются, а в чем нет, и создавший их в этом виде (состоянии). В то же время он создал их нуждающимися друг в друге для своего существования, но при этом они не ведают о той грани, в которой заключается эта нужда, и не могут себя избавить от этой грани. Из этого следует, что у всего этого есть Знающий Устроитель, согласно обустройству которого существует все сущее.
Если самому знающему и могущественному творению была бы предоставлена возможность определить рамки своего существования наилучшим временем и местом, оно не смогло бы это сделать, тем более на это не способны более слабые творения. И ни одно из них (творений) не способно освободить себя от рамок времени и места. Из этого следует, что мир в том состоянии, в котором существует, не может существовать без Иного, обладающего качествами, отличными от мира, не нуждающегося, существующего независимо (сам по себе), Знающего, Могущественного. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Те, кто провозглашают идею о материи мира, придерживаются следующих убеждений:
а) Либо эта субстанция представляет собой ту же сущность, что и мир, обладает теми же качествами, что и мир, и с ней происходит то же, что происходит с миром, и в этой сущности проявляются немощность и нужда, которые являются доводами в пользу того, что мир является возникшим благодаря Иному. Следовательно, к первоматерии относится все то, что относится к миру.
б) Либо первоматерия за рамками субстанции мира независима, могущественна, не подвержена нужде и страстям, толкающим на различные ухищрения, обращенные к Иному, от которого она обретает свою силу.
аа) Либо мир произошел из этой материи, то есть она подверглась тем или иным событиям, и перешла из того состояния, в котором была, в состояние, когда она нуждается, когда у нее есть страсти. То есть, ее субстанция стала нуждающейся, обладающей страстями, изменяющейся, исчезающей. Тем самым она потеряла такие качества, как независимость и могущество, и превратилась в основу любой потребности и страсти, тогда ее обустройство должно перейти к Мудрому, Знающему, точно так же, как это происходит с миром.
бб) Либо она осталась в своем собственном состоянии, а мир был в ней благодаря силе и возник благодаря действию. Именно этой точки зрения придерживаются сторонники мнения о первоматерии.
Подверженность всего, что есть в мире, исчезновению; существование вещи в другой вещи благодаря силе и ее возникновение благодаря действию (как они утверждают, что человек спрятан в сперме, животные - в сперме и яйце, растения - в семенах и это относится ко всем субстанциям, также они говорят о потенциальном существовании, заложенном в пище) указывает на то, что и материальная основа мира или первоматерия должны обладать такими же качествами, так как они есть основа всего, что есть в мире.
Так же следует убеждать карматов [1] (которые говорят: «Первотворец вбирает в себя весь мир, который исходя из него проявляется. Из него происходит душа всего сущего и первоматерия, из которой состоит мир») посредством исчезновения первого. Такова сущность каждой вещи, находящейся в другой благодаря силе, и проявляющейся благодаря действию.
Они все посчитали одномоментное существование доказательством первичности, однако первое - это всеобщая субстанция, а второе - частичная субстанция. И всеобщая субстанция стала известной благодаря частичной, так как никто не в состоянии познать ее посредством органов чувств. И успех исходит только от Аллаха.
И если это верно, то верно все, что мы разъяснили по поводу возникшего и потребностей, которые являются аргументом в пользу того, что эта основа также является возникшей, так как допускает возможность исчезновения. И это тоже является аргументом против карматов, которые считают его вечным несмотря на то, что заявляют: «Он возник благодаря сотворению, после того как не существовал». И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Доказательством невежества основы, в которой принудительно скрыты живые и неживые сущности, и все исходит от нее, является то, что я сказал о невежестве спермы, семени и др. Это же относится к первоматерии, материальной основе и тому, что они сказали. Следовательно, то, что они сказали, не обладает способностью обустраивать, и ни одна из этих вещей не является таковой. И если оно было, то только благодаря тому, кто Знает о том, что будет и делает основу в нем явной, благодаря силе. Затем оно проявляется посредством действия тех веществ и мест, благодаря которым оно растет. В этом есть признание таухида (единобожия) и что Он является творцом всего этого. Чтобы благодаря ему существовало все, что существует: либо согласно тому, что они сказали, либо существованию Творца, каждой вещи согласно той основы, которую Он предпочел, или согласно тому, как Он пожелал, как утверждают последователи таухида. И так как Аллах, пресвят Он, способен сотворить основу, в которой спрятано все, что должно появиться, то он способен сотворить все сущее по своему желанию без проявления силы и действия, а благодаря предписанию и сотворению.
Если они утверждают, что вещи были спрятаны в субстанции, из которой они происходят благодаря действию, то это относится к тому, что мы сказали, так как они утверждают это по поводу спермы и семян. Однако это опровергается доводами разума, так как невозможно соотнесение вещи с ее субстанцией в ней по причине их противоположности, несостоятельности и опровержения посредством очевидного. Либо то, что они называют материей, первоматерией или творцом, или всеобщим духом, способно сотворить мир не благодаря присутствию в нем, а благодаря деянию и сотворению в том виде, в каком желает. Его решение неотвратимо, и его устроение не имеет противоречий. Это и есть мнение приверженцев таухида. Однако они называют это именами, которые не присущи творцу мира, и не теми, которые используют последователи таухида и Творец. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 Карматы - крайняя шиитская секта из числа батынитов, их основоположником является житель Куфы Хамадан Кирмит. Это прозвище он получил за свой короткий рост. Он происходит из среды крестьян Куфы. Его движение появилось позже Маймуна ибн Дисана. Они именуются карматами, сабгитами, хармитами, бабкитами и исмаилитами. См. Абд аль-Кахир аль-Багдади, «Аль-Фарк байна аль-фирак», 266-267, 278 и ат-Тахауни, «Кашф истиляхат аль-фунун», 1/669-670, 2/1199.