Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
19. Вопрос о качествах Аллаха Всевышнего
Абу Мансур (р.а.) сказал: «Описание и наречение Аллаха такими качествами как Могущественный, Знающий, Живой, Щедрый, Бескорыстный является истиной, подтвержденной на основе слышимого (предания, Корана и сунны) и разума одновременно.
Слышимое - это то, с чем пришел Коран и другие божественные писания. Упомянутые наименования использовали посланники и все остальные творения. За исключением группы людей, которые отнесли эти имена другим (сущностям), думая, что в утверждении имен есть уподобление между Ним и каждым нареченным (этими именами). Если бы это было верно, то отрицание отмены (божественных качеств) тоже приводило бы к этому. Ведь отрицание также указывает на уподобление между ним и другими нарицаемыми, а это не является существующим. Но ведь мы уже разъяснили, что совпадение имен далеко не всегда говорит о подобии. Поэтому Он нарицается тем, чем нарек Себя, и описывается тем, чем описывает Себя.
И разум тоже подтверждает это, так как Аллах сообщает об отличии Своей сущности и качеств от творений. Это указывает на то, что Его действия не врожденные, а волеизъявленные. А также слаженность последовательных действий (без каких-либо явных нарушений и выхода за рамки мудрости) подтверждает, что действие является результатом воли совершившего его. А это подтверждает, что творение действительно было Его действием. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В подтверждение факта, что Его деяния являются волеизъявленными, можно привести следующее: если Аллах Всевышний сотворил более одной вещи, а затем уничтожил, а после вновь воссоздал ее (как, например, день и ночь). Ведь Он исправил то, что испортил, и возродил то, что уничтожил, сотворил то, чего не существовало и уничтожил то, что существовало. Все перечисленное может быть совершенно только благодаря изъявлению воли, ведь то, что не обладает волей, не в состоянии уничтожать сотворенное и создавать несуществующее. И нет силы ниу кого, кроме Аллаха.
Выше мы разъяснили, что мир возник из ничего, это также является разновидностью деяний сущности, обладающей высочайшей степенью волеизъявления. Что же касается врожденного действия, то оно является результатом принуждения, поэтому было бы абсурдно утверждать, что нечто, обладающее врожденными действиями, способно выводить вещи из состояния небытия в состояние бытия. Происхождение чего-либо по своей природе является результатом чьего-либо принуждения, что отрицает возможность/вероятность (создать самого себя). Все это является немощностью и признаками возникших предметов, а наш Господь превыше этого.
Из поколения в поколение божественные творения обращаются к Аллаху Всевышнему и молят Его об избавлении/спасении. Он же оставляет без помощи одних и дарует победу другим, помогает одним и унижает других. И каждое (творение), обладающее какой-либо силой, использует только благодаря тому, что Он вкладывает эту силу в него. Все это указывает на то, что мир существует благодаря Его воле, ведь не обладающий ею не способен наделить чем-либо, тем более, что к безвольному никто не обращается.
Признание наличия у Него воли ведет к признанию наличия Могущества, которым Он творит и управляет творениями в том состоянии, в котором они находятся. Ведь от немощного может исходит только хаос и изъян, оно не может владеть какой-либо вещью, а также ее противоположностью. Поэтому является утвержденным, что все произошедшее от Него произошло по Его воле и могуществу. Все это является признаками истинного деяния, которые проявляются в зримом и являются основой знания о незримом. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Выше мы сказали, что Его деяниям присущи продолжительность и совершенная последовательность, а это указывает на то, что в их основе лежит знание. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. Если будут созданы все сущности, которые необходимы для испытания творений, и творение каждой вещи подразумевает продолжение ее бытия до тех пор, пока это бытие должно продолжаться, становится ясно, что оно исходит от Того, Кто знает сущность каждой вещи, ее потребности и то, благодаря чему происходит это бытие. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Воистину, Аллах сотворил творения таким образом, который указывает на их возникновение, и что у них есть Творец, и что Он Единый. Ведь если бы у Него не было знания о творении (знание о том, что если Он сотворит творения в том виде, в котором они существуют, это будет доказательством знания о процессе творения и о самих творениях), то его творения не были бы сотворены именно в существующем виде. Только Аллах наставляет на путь истинный.
То же самое можно сказать и о миссиях посланников с божественным повелением. Следование им избавляет людей от разногласий, распрей и распутства, ведь если бы в их основе не лежало божественное знание, то была бы вероятность возникновения разногласий.