18. Использование термина вещь/нечто («шей’») в отношении Аллаха - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Магриб 19:57
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:30 05:55 13:00 17:54 19:57 21:22
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Мухаррам 1444
Григорианский
16 августа 2022

Циклы уроков

18. Использование термина вещь/нечто («шей’») в отношении Аллаха

18. Использование термина вещь/нечто («шей’») в отношении Аллаха

Дни выхода уроков: По мере выхода
2 мар. 2022 1 773 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Если нам скажут: «Если вы говорите, что Он - вещь, не подобная другим вещам», то почему отрицаете высказывание: «Он – тело («джисм»), не подобное другим телам («аджсам»)»? Следует ответит: «Это связано с тем, что причина, по которой мы допускаем использование термина «вещь», не присутствует в термине тело («джисм»).

 

Используя наше признание термина «вещь», он пытается заставить нас признать и термин «тело» («джисм»). Мы обнаружили, что большинство вещей, которые представлены акциденциями, качествами, не подразумевающими телесность, не допускают этого (использования термина «тело»). И если он пытается привести в качестве контраргумента наши слова: «Не подобен другим вещам», то это не является утверждением в отношении того, что мы утверждаем, поэтому его вопрос неуместен. Он подобен тому, кто задает вопрос: «Если допустимо, чтобы Он был вещью, не подобной другим вещам, то почему же вы не допускаете, чтобы Он был человеком, не подобным другим людям?»

 

Шейх Абу Мансур (р.а.) сказал: «В подобном случае следует ответить: «Так как Он не является телом, в отношении которого можно сказать: «Тело не подобное другим телам». Это (высказывание) не является контраргументом, а представляет собой тяжбу. Ведь мы не в состоянии создавать божественные атрибуты, чтобы нам говорили: «Если вы сделали это, то почему не делаете это». Напротив, Аллах превыше того, чтобы мы создавали для него нечто, Он описывается только теми качествами, которые Ему присущи. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

В самом их контраргументе есть противоречие. Они спрашивают: «Если вы утверждаете, что Он - вещь, но не подобная другим вещам», то почему бы вам не заявить, что «Он - тело («джисм»), не подобное другим телам». Если мы примем термин «тело» («джисм»), то наше высказывание вместо «Он - вещь, но не подобная другим вещам», превратится в высказывание: «Он - вещь, но не подобная части других вещей». Ведь тела - это только одна из разновидностей вещей. Таким образом, высказывание «Он тело («джисм»), не подобное другим телам», становится несостоятельным. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Абу Мансур аль-Матуриди сказал: «Наше утверждение «Он - вещь, но не подобная другим вещам», является отрицанием чтойности вещей. А чтойность сама по себе бывает двух видов: сущность, которой является тело, и качество, которым является акциденция. Таким образом, следует отрицать чтойность сущности, которая проявляется в виде тела, и чтойность качества, которое проявляется в виде акциденции. И если мы отрицаем этот смысл, присущий телу, то вместе с ним мы отрицаем и наименование «тело» (джисм). Это подобно тому, что если бы мы отрицали наименование «подобие» при утверждении (божественных качеств) и отрицании опровержения (божественных качеств), тем самым отвергли бы этот термин («подобие»). И нет силы ниу кого, кроме Аллаха. При утверждении термина «вещь» у нас есть два пояснения. Во-первых, «вещь» используется только как наименование (термин), а совпадение терминов еще не говорит о подобии. Ведь термин может быть использован для отрицания подобия в каком-либо конкретном значении. Например, если мы о ком-либо скажем: «Такой-то является единственным в своем времени и племени», то подразумевается отрицание подобия именно в том качестве, которое подразумевается. И это несмотря на то, что они все имеют одинаковое наименование. Но если обязательным результатом совпадения в наименовании было бы подобие, то невозможно было бы его использование при отрицании совпадения того, что подразумевается. Мы знаем, что термины «неверие» и «ислам» обозначают то, что в них вложено, но в то же время они совпадают в том качестве, что оба являются словами, но значение их совершенно противоположное. То же самое касается движений, действий и других понятий, подобных им.

 

Доказательство, подтверждающее допустимость использования термина «вещь», имеет два аспекта. Первый - на основе священных текстов. В Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему». Если бы Он не был вещью, то отрицание наличия у Него вещественности других вещей посредством термина «вещь» было бы неправильным. Ведь «вещь» по своей сути отлична от того, что не может быть названо вещью. Точно также Аллах сказал: «Спроси: «Какое свидетельство самое достоверное?» [И сам] отвечай: «Аллах - свидетель между мной и вами». Если бы Ему не было присуще наименование «вещи», то было бы недопустимым не только приписывать это наименование, а даже приписывать эти слова Аллаху. Второй - на основе разума. В традиционном обиходе термин «вещь» указывает лишь на наличие, существование чего-либо. Ведь утверждение «не вещь» является отрицанием, если оно не подразумевает уничижения, следовательно, оно является термином утверждения (существования какой-либо вещи) и отрицания лишения смысла. Если же какому-либо народу неизвестно, что термин «вещь» несет смысл утверждения (существования какой-либо вещи) и отрицания лишения смысла, то следует избегать этого термина, чтобы избавить их от нежелательных убеждений. В этом случае следует говорить о существовании, так как оно является более ясным при утверждении, несмотря на то, что в среде ученых эти оба термина имеют одно значение. Если утверждение «не вещь» используется для отрицания сущности или ее уничижения, то утверждение «вещь» используется для утверждения существования сущности и ее возвеличивания, на что Аллах имеет больше права. Что же касается утверждения «не тело (джисм)», то оно не несет в себе эти значения. Так же и в утверждении «тело» (джисм) нет смысла восхваления существования или возвеличивания, поэтому между этими двумя терминами («вещь» и «тело» есть разница). Точно так же утверждения «не знающий и не могущественный» несут в себе смысл отрицания величия, а термины «Знающий» и «Могущественный» несут смысл возвеличивания. И успех исходит только от Аллаха.

 

Когда о зримых предметах говорят «вещь», «знающий», «могучий», то не подразумевается природа этой сущности. В первом случае речь идет о ее существовании, а во втором - о качествах, присущих ей, а не о ее сущности. Как, например, термин «тело» указывает на природу сущности, обладающей измерениями, направлением, границами и акциденциями. То же самое касается наименования «человек» и других сущностей. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. Признание всего, что было сказано, обязательно, так как есть священные тексты, подтверждающие эти наименования. И успех исходит только от Аллаха.

 

Абу Мансур аль-Матуриди сказал: «Основа в определении граней/границ единобожия заключается в том, что его начало его определения — это уподобление, а конец определения - единобожие, так как все это является необходимым. Понимание разумом используют в качестве довода в пользу того, что разум постичь не способен, как, например, награда и наказание в потустороннем мире познается посредством наслаждений и страданий этого мира. Также и Аллах Всевышний описан качествами, словесное выражение которых доступно для его творений. О нем говорят: «Знающий», «Могущественный» и т.д. Отказ от этих атрибутов будет их опровержением, а утверждение значения, присущего созданиям, будет уподоблением. Поэтому следует продолжить словами: «но не подобен ученым», тогда в рамках утверждения мы отрицаем подобие. Это в том случае, когда мы обязаны это признать в силу наличия доказательств из священных текстов и разума. Что же касается тех случаев, когда нет подтверждения ни в священных текстах, ни на основе разума, то использование этих наименований будет безрассудной смелостью. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Второй ответ заключается в том, что термин «вещь» не является наименованием. Особенностью наименования является раскрытие сущности. Например, когда звучит вопрос: «Что такое тело?», то следует ответ: «Тело - это то, что имеет три измерения». Или когда звучит вопрос «Что такое человек?» и упоминается соответствующее определение, связанное со зримым: «Живой, владеющий речью, умирающий», то есть те качества, которые могут быть присущи ему. Точно так же каждая субстанция, имеющая определенные границы, именуется согласно особенностям, присущим ей. При упоминании терминов «Знающий» и «Могущий» не имеются в виду особенности, определяющие Его сущность или дающие представление о Его сущности, а только приподнимается завеса тайны, скрывающая Его. Также в отношении Него употребляется «вещь», но не раскрывается суть Его сущности. Поэтому допускается использование этого термина в отношении Аллаха Всевышнего. И это ни в коем случае не является уподоблением сущности. Но поскольку есть опасение в понимании того, что «Знание» и «Могущество» присущи Ему благодаря чему-то иному, как это происходит со зримым, то следует оговориться: «Не подобно иным, упомянутым помимо Него». В итоге становится ясно, что Он «Знающий» и «Могущественный» Сам по Себе, а не благодаря чему-либо иному. И успех исходит только от Аллаха.

 

Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «У одного человека спросили о значении слова «единый», и он ответил: «Единство имеет четыре значения. Он целый; не допускающий удвоения; не допускающий деления; а то, что между ними, допускает два смысла, так как это выше того, что делится и ниже того, что удваивается. После всего нет того, что именуется вещью. Четвертое же, Он является тем, благодаря которому существуют упомянутые три значения. Мы говорим о нем «Он», однако этот «Он» отличается от этого местоимения, используемого в отношении других сущностей - Его сущность скрыта и не познаваема. Он тот, от которого язык становится немым, без него обрывается любое разъяснение, становится немощным воображение, становится беспомощным разум, это и есть Аллах, Господь миров.

 

Но если кто-нибудь пожелает в отношении Аллаха использовать термин «тело» («джисм») в соответствии с нашим разъяснением (смысл термина подразумевает связь с акциденциями, имеющими границы), то ему следует сказать о категориях, присущих сотворенным, зримым телам. Если будет возможность ограничить его имеющимися направлениями с точки зрения того направления, то приписывание этого Аллаху будет абсурдом и несостоятельным. Так как это приписывание Ему того, что является подтверждением созданности. Если он будет не готов признать это, то будет обязан использовать наименование (допустимое в языке). Если это будет утверждено, ему следует сказать это, если нет, то нет. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.


1 Использование этого термина в отношении Аллаха допустимо.

2 То есть их всех объединяет общее наименование «люди» или название племени

3 «Аш-Шура / Совет», 42:11

4 «Аль-Ангам / Скот», 6:19

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi