11. Вопрос о единстве творца этого мира - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Магриб 19:57
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:30 05:55 13:00 17:54 19:57 21:22
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Мухаррам 1444
Григорианский
16 августа 2022

Циклы уроков

11. Вопрос о единстве творца этого мира

11. Вопрос о единстве творца этого мира

10. Создатель мира

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере выхода
17 янв. 2022 2 557 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Абу Мансур (р.а.) сказал: «Доводом в пользу единства создателя этого мира является известие, разум и свидетельство существование этого мира.

 

а) Что касается известия, то речь идет о единогласии людей относительно единства. Даже те, кто говорят о множественном, вынуждены признавать единое. Один является началом счета, символом величия, власти, возвышенности и степени. Ведь не зря говорят: «Такой-то является единственным в своем роде и времени, нет ему подобных в возвышенности и величии». Все, что превышает единственность, уже является множественным, не имеющим предела, а в этом нет никакого величия и силы. Мир же должен быть множественным, нескончаемым.

 

Если бы он был единичным, то вышел бы из понятия множественности по причине выхода из множественности возникших тел, а это далеко от истины.

 

Любое число, о котором идет речь, может быть увеличено или уменьшено, и невозможно было бы говорить о вещи, которая не относится к этому числу, что у нее нет подобных. Поэтому данное заявление не может быть действительным. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Нет ни одного известия о притязании на божественность или совершении какого-либо деяния, присущего только Господу, ни от кого, кроме носителей единобожия. Также нет ни единой вещи, которую можно было бы исключить из упомянутого. Кроме этого, никто другой не посылал посланников с превосходными чудесами, подчиняющими разум своей власти. Кто противоречит этому, тот находится во власти фантазий и наущений.

 

Также (свидетельством единства являются) и сами чудеса посланников. Ведь соучастники могли бы препятствовать проявлению этих чудес, ведь они опровергают их божественность и господство. А ведь многие упрямцы и гордецы пожелали бы найти себе поддержку, и обязательно нашли бы ее, чтобы препятствовать проявлению пророческих чудес. На самом же деле посланники проявили эти чудеса, так как нет других божеств кроме Единого, Единовластного Творца бытия, который не допускает даже обмана со стороны упрямых гордецов. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

6) Рациональное доказательство, суть которого заключается в том, что если бы божеств было больше одного, то существование мира было бы возможным только при их согласии, а это уже само по себе противоречит господству. Другое объяснение этого: если один из тех, кто приписывает себе божественность, пожелал бы утверждать какую-либо это было бы свидетельством неведения каждого из них, что противоречит понятию господства. Если бы они не могли бы это сделать, то это было бы свидетельством немощности каждого из них, что противоречит понятию божественности. Если бы кто-то из них мог это сделать, а другие нет, то именно он был бы господом, а другие его подчиненными. Ведь тайное знание доступно только Господу, а все, кому оно не доступно, в его власти. Так и с могуществом, либо каждый из них был бы в состоянии препятствовать другим в осуществлении их воли, либо был бы не в состоянии сделать это. В первом случае это говорило бы об их немощности, что несовместимо с господством, а во втором случае это говорило бы о господстве только одного из них.

 

в) Довод на основе умозаключения о сущности творений заключается в том, что если бы божеств было больше одного, то весь порядок перевернулся. Поменялись бы лето и зима, появление ростков и созревание плодов, состояние небес и земли, движение Солнца, Луны и звезд, питания творений, жизнь животных. Но поскольку все идет по единому, строго установленному порядку, то это указывает на то, что установителей этого порядка не может быть много, и мы вынуждены признать единство. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Второй аргумент. Все виды (созданий) несмотря на свои различия и отдаленность друг от друга, как, например, небеса и земля, различные стороны земли, пропитание жителей земли связаны какой-либо пользой.

 

Все, что выходит из земли, имеет своей причиной небеса (дождь); то, в чем нуждаются жители разных стран, рассеяно по этим странам; жизнь людей привязана к различным путям заработка пропитания, и этот закон распространяется на все. В случае множественности творцов, все вышеперечисленное не могло бы быть связанным со своими основами по причине их сильного отличия, что указывает на необходимость единства творца. Все, о чем я здесь сказал, касается и времени, как, например, день и ночь, часы, ведь они в зависимости от необходимости сменяют друг друга. Именно об этом сказано в аяте: «В творении Милостивого ты не увидишь какой-либо несообразности»?

 

Конечно, Аллах более осведомлен о его смысле. Тела и сущности существуют в шести направлениях пространства, это тоже указывает на единство творца, который собрал их воедино, несмотря на их различия. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Третий аргумент. Не существует ни одной сущности, которая обладала бы только вредом или только пользой, была бы только мерзкой или только благой, приносила бы только радость или только беду. Напротив, любая мерзкая вещь в той или иной ситуации для кого-либо благого может стать благом. Так же и все ее остальные качества. Поскольку вещь не может быть абсолютно полезной или абсолютно вредной, то должен быть тот Единый, который обустраивает, и собирает во всем аспекты и вреда, и пользы. Он сотворил вещи, придав им больше одного качества, чтобы можно было отличить, исходят ли они из единой основы или же являются результатом деятельности множества (божеств). Однако во втором случае в мире все было бы противоречиво, поскольку каждое божество было бы занято только своим качеством, которое оно творит. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Также ты видишь, что все сущности обладают телами с совершенно противоположными качествами. Эти качества противоречивы и сами по себе взаимно отталкиваются и отдаляются. Если бы эти качества были бы оставлены бесконтрольно, то все пришло бы в негодность. Следовательно, должен существовать Единый, который собрали их вместе, своей милостью. Он непостижимым для человеческого разума образом оберегает все от того потенциального вреда, который заложен в его отдельных частях. Если бы мир был результатом творения множества, то все должно было бы прийти в противоречие друг с другом. Ведь каждый из них видит приоритетным свое творение и желает его проявить. И только у Аллаха спасение.

 

Есть те, кто, исходя из различных точек зрения, пытается объединить две позиции, говоря, что это зависит от состояния и деяния. Если мы говорим о состояниях, то все они должны быть равны в своем господстве. Однако это ведет к противоречиям, соперничеству. Несмотря на то, что это качества единого, они называют его множественным.

 

Если они не равны в своем господстве, тогда истинным господом будет наиболее совершенный. Что касается деяний, то они соответствуют друг другу, несмотря на различия и противоположности, существующие в мире. Таким образом, эти противоречия собираются воедино и помогают друг другу в продолжении существования. И поскольку все существует в том виде, в котором я описал, это указывает на то, что соединение противоположностей может быть только по воле Мудрого, Знающего, Милостивого. И никто другой не способен обустроить все подобным образом, и никто не способен противостоять Его предопределению. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi