06. Размышление (Умозаключение) - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Восход 08:14
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:55 08:14 13:08 16:11 17:53 19:12
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-сани 1443
Григорианский
20 января 2022

Циклы уроков

06. Размышление (Умозаключение)

06. Размышление (Умозаключение)

05. Весть (Известие)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере выхода
14 дек. 2021 1 219 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Точка зрения о необходимости использования умозаключений в своей основе имеет несколько аспектов. Первый заключается в необходимости прибегать к умозаключениям в знаниях, получаемых нами посредством органов чувств и посредством известия. Особенно это касается тех ощущений, познание которых затруднено их далекостью и тонкостью. Что касается известия, то умозаключения нужны для анализа, допускает ли то или иное известие вероятность ошибки или нет. Также умозаключение весьма полезно, когда необходимо отличить чудеса пророков от магии колдунов и других (чародеев). Также оно полезно для понимания чудес (пророков), насколько человеческие способности и состояния того, кто их совершил, позволяет выявить, что есть свет истины, а что - мрак лжи.

 

Именно на это Аллах Всевышний указывает в Священном Коране, который сам по себе является божественным чудом, подражать которому не способны ни люди, ни джинны. Аллах в Коране повелевает: «Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) - истина. И неужели [им] не достаточно того, что Господь твой - свидетель всему сущему? Внемлите! Воистину, они сомневаются в том, что предстанут перед Господом своим. Внемлите! Воистину, Он объемлет [знанием] все сущее» (Коран, 41:53-54), «Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (Коран, 88:17-20), «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей, - во всем этом знамения для разумных людей» (Коран, 2:164), «На земле есть знамения для тех, кто стоек в вере, есть они и в ваших душах. Неужели же вы не видите?» (Коран, 51:20-21). А также можно привести множество других аятов, где Аллах повелевает нам размышлять, анализировать и делать выводы, в результате которых люди должны обнаружить истину и прямой путь. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

В то же время тот, кто отвергает использование умозаключения, в качестве довода может привести именно умозаключение. Из этого следует, что для того, чтобы отрицать умозаключение, необходимо умозаключение, отрицающее само умозаключение. Для познания мудрости божественного творения, которое не могло появиться без глубокого замысла, и изучения знамений, указывающих на Творца, Его независимое, извечное существование, мы обязательно нуждаемся в умозаключении.

 

Как известно, человеку была дарована привилегия распоряжаться творениями. Они являются для него испытанием, и он обязан искать для них лучшее, прекрасное, избегая противоположного. Все перечисленное можно познать, используя разум, дарующий нам умозаключения. Разум является единственным прибежищем во время бедствий и возникновения сомнений. Из этого следует, что он указывает истину и ведет к ней так же, как зрение ведет к познанию цвета, а слух - звука. Точно так же каждый орган чувств указывает на то, что он познает. Так же и размышление. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Точно так же позитивные и негативные стороны вещей, дурные и благие деяния, установленные посредством органов чувств или известия, могут быть точно установлены и познаны только разумом, опирающимся на умозаключение. Этим же путем познаются полезные и вредные приобретения (Макасиб. Зачастую под понятием «макасиб» имеются в виду те средства и пути, которыми человек зарабатывает себе пропитание)

 

В человеческой сущности всегда присутствуют два элемента: природа и разум. Не всегда природа принимает то, что разум считает благом, и наоборот, природа может тяготеть к тому, что отвергает разум. В одних случаях их интересы совпадают, а в других различаются, и чтобы познать истинную сущность, следует ее умозрительно рассмотреть и вынести умозаключение. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi