Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Поистине, мягкость украшает собой всё, в чём присутствует, а всё, что её лишено, безобразно» (Хадис).
Ислам — это религия совершенства. Мусульманин должен демонстрировать благой нрав. Одно из самых ценных качеств, которые необходимо найти в душе, — это кротость. Кроткий и деликатный человек всегда прощает, он спокоен и уравновешен. Он спокоен и не поддается гневу. Чтобы направить Фараона на правильный путь, Аллах посоветовал Мусе и Харуну начать свой разговор с доброго слова, основанного на кротости и мягкости, говоря: «Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (20:44).
Пророк был обладателем и образцом по-настоящему благого нрава. В те годы, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был первым, кто распространял Ислам, язычники из курайшитов высмеивали его. Они бросали терновник на дорогу, проливали нечистоты животных на него, бросали в него камни, в общем, творили безобразные поступки. Все эти свои скверные поступки они оправдывали тем, что они обвиняли Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в колдовстве и хитрости. Сколько бы зла они ни совершили, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был терпелив и не проявлял гнева. Коран хвалит обладателя благого нрава таким образом: «По милости Аллаха ты был мягок с ними. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердечным, они бы обязательно покинули тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними в делах. А когда примешь решение, то уповай на Аллаха — поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Сура «Али Имран», аят 159).
Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала следующий хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, мягкость украшает собой всё, в чём присутствует, а всё, что её лишено, безобразно» (Муслим). Одна из обязанностей мусульманина перед мусульманином — способствовать добру и избегать зла.
Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Сура «Аль-Маида», аят 2).
Чтобы призвать общество, свою семью и друзей к благому и запретить зло, мусульманин должен быть деликатным. Иногда, когда мы хотим донести истину, мы теряем бдительность и даем волю своему гневу и грубо ведем себя. Наша неспособность проявлять доброту к окружающим удаляет нас от духовных ценностей. То есть, в нас всегда должны быть видны доброта, тепло и мягкость. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах не проявляет милосердия к тому, кто не проявляет милосердия к людям» (Бухари).
Анас (да будет им доволен Аллах) рассказывал следующую историю: «Однажды, когда мы находились в мечети вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришел какой-то бедуин и стал мочиться прямо в мечети. Находившиеся с Пророком сподвижники начали кричать: «Прекрати! Прекрати!» Что же касается Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то он сказал: «Оставьте его, не прерывайте!» — и тогда люди оставили его до тех пор, пока он не закончил справлять нужду. После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), подозвал его и сказал: «В мечетях не справляют нужду и не сорят. Они служат для поминания Аллаха, совершения намаза и чтения Корана». Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал одному человеку принести ведро воды и вылить на то место, куда помочился бедуин».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) больше всех должен был проявить гнев. Однако способность проявлять понимание и мягкость к бедуину, который ошибся по незнанию, была отличным примером для сподвижников. В таких случаях легче всего разгневаться и решить все дело силой. Но это привело бы к ненависти, мести и злобе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мягко и спокойно объяснил бедуину, что нельзя справлять нужду в мечети. По словам сподвижников, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завоевывал души самых худших людей своим особым вниманием, теплым взглядом и мягким подходом. Данный эпизод из жизни Пророка учит терпению и снисхождению по отношению к людям.
Анас ибн Малик ибн Назар аль-Хазраджи аль-Ансари рассказывал: «Я служил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел».
В хадисе сказано: «В Судный день худший из людей в глазах Аллаха, по степени — это тот, кто был груб с людьми».
Однажды, когда к халифу Мамуну подошел человек и начал указывать ему наего ошибки. Халиф взглянул на него и сказал: «Почему бы тебе не сказать все это в более деликатной форме? Разве Аллах (хвала Ему) не советовал тем, кто был лучше тебя (имеется в виду Муса и Харун) быть мягким, когда послал их к тому, кто был хуже меня (т.е. фараону)?»
В другом назидании рассказывается к Хасану аль-Басри пришел человек и сказал: «О, Абу Саид, люди идут на ваше собрание. Но их единственная цель — найти недостатки в том, что вы говорите, и задать вам вопрос так, чтобы сбить вас с толку». Хасан аль-Басри улыбнулся и сказал: «Не волнуйтесь. Я договорился со своим нафсом, что буду в райских садах и рядом с Рахманом. Он согласился. Я не обещал избегать обвинений и критики людей. Ибо я знаю, что даже Аллах, Создатель, Поддерживающий, Воскрешающий и Умертвляющий людей, не избежит их обвинений».
Вот так выглядит плод мягкости. Это означает, что показать им совершенный Ислам необходимо в мягкой форме, не проявляя грубости.
Образец благочестия, Мауляна Джалалуддин Руми, как-то молился у себя дома, когда в дом зашел один нищий. Увидев, что Мауляна весь погрузился в состояние молитвы, он украл лежавший на полу коврик. Заметив вора, сосед поймал его, когда тот пытался продать коврик на рынке, избил его и привел к Мауляне. Когда Мауляна увидел вид этого вора, то с горечью на сердце сказал: «Видимо, он взял этот коврик от сильной нужды, зачем было его так избивать? Можно было же просто молча выкупить это у него».
Абу Бакр Кердери воспевал: «Нур (свет) — признак веры, мягкость наших сердец», имея в виду благородную сущность совершенной веры и благого нрава. Мягкость имеет много преимуществ для окружающих. В мягкости отражается сострадание и доброта не только к себе, но и к окружающим. Сподвижник Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал следующую замечательную историю:
«Однажды, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел со своими сподвижниками, он сказал: «Сейчас сюда придет обитатель Рая». Пока сподвижники в изумлении смотрели друг на друга, вошел мужчина. Эта ситуация повторилась назавтра и послезавтра. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и покинул это место, сподвижник Абдулла ибн Умар подошел к этому человеку и сказал:
- Я дал обещание своему отцу и поклялся не приходить домой в течение трех дней. Могу я провести с тобой эти три дня? Мужчина согласился. Абдулла провел с ним три дня и три ночи и не видел, чтобы он молился по ночам. Он не слышал ничего, кроме хороших слов. Через три дня он сказал:
- О, раб Аллаха, между мной и моим отцом не было никакого договора. Но я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, когда ты пришел: «Сейчас сюда придет обитатель Рая». Поэтому я хотел посмотреть, какие деяния ты совершаешь. Но я не видел, чтобы ты совершал какие-либо дополнительные виды поклонения и не видел, чтобы ты совершал добрые дела. Что привело тебя к Раю, может есть что-то, что я не увидел?». Затем этот человек сказал:
- Как вы сами видели, я ничего такого не совершаю.
- Подумай, может есть что-то, что никто не знает?
- Есть одна вещь. Я не таил в своем сердце никакого зла ни к одному мусульманину. Все, что я желал себе от Аллаха, я желал другим. Когда кому-то приходит что-то хорошее от Аллаха, я был счастлив, как будто это пришло ко мне. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
— Вот то, что привело тебя в Рай».
Грубость — это поведение, которое разрушает человека и разрушает всю близость, братство и дружбу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь грубости и скверны! Кротость украшает человека и удаляет скверну» (Муслим).
Учение об ихсане ставит своей целью украсить людей хорошими качествами. Кротость и смирение окутывает теплом и ведет к благим делам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах любит тех, кто кроток и тех, кто проявляет мягкость. Он никому другому не дает те блага, которые предназначены для подобных людей». Поэтому нам нужно стремиться к мягкости и кротости.
О, мой Господь! Даруй нам кротость и мягкость!