Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Они делают это лениво (неохотно), напоказ перед людьми. Они поминают Аллаха совсем немного». (Сура «Ан-Ниса», аят 142).
В нашей религии «рия» — это акт демонстрации какому-либо человеку благого дела, чтобы услышать слова благодарности и похвалу этого человека. Говоря на простом языке «совершать дела напоказ», желая вызвать определенную реакцию человека. Существует множество пословиц, осуждающих «рия»: «Показуха» — избыточная трата сил. То, что надо — проявится, тот, кому надо — увидит», «Если сделал добро и ждешь благодарности, то это не добро, а его имитация». «Игра на публику и лицемерие — синонимы».
Мудрый Абай в своем тридцать пятом слове, основанном на хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), описывает положение тех, кто стремится к мирской славе, а не к довольству Аллаха: «Аллах скажет: «Вы в жизни земной искусно добивались того, чтобы вас называли «уважаемый ходжа», «уважаемый мулла», «уважаемый сеид», «уважаемый мурза». Но здесь нет вежливости. Ваша счастливая жизнь кончилась, и с ней погибли ваши звания. Здесь не слова уважения, здесь нужно выслушивать вопросы правды. (Аллах скажет): «Я вам дал жизнь. На что вы ее истратили? Вы прикрывались заботой о будущей жизни. На самом же деле всю вашу жизнь вы посвятили обману».
Поскольку лицемерие — это одна из самых распространенных болезней сердца среди людей, аяты Священного Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение) предупреждают о его вреде. В одном из этих аятов Всевышний Аллах говорит: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (Сура «Аль-Маун», аяты 4, 5).
Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Больше всего я боюсь для вас малого «ширка». А когда его спросили, что это такое, он ответил: «Рия».
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщает, что он боится за нас и что больше всего он опасается малого «ширка». Такими были присущие Пророку (мир ему и благословение Аллаха) милосердие и сочувствие по отношению к мусульманской общине и стремление обеспечить ей благополучие. Тем более, что он знал, насколько сильно в человеке стремление к малому ширку, то есть совершению дел напоказ (показухе), и он понимал, что этот ширк может проникнуть в среду мусульман незаметно для них самих и навредить им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) и предостерёг от него.
Поскольку «рия» — это духовное заболевание, человек может даже не знать, что он у него есть.
Признаки рия:
- Человек, которому присуща эта низменная черта, обычно ленив и не хочет молиться или делать добрые дела, когда он один, но такие дела очень легко совершает публично;
- Ожидает одобрение людей после благого дела. Отсутствие похвалы ранит его сердце;
- Он любит похвалу людей всем своим сердцем, и каждый раз наслаждается этим;
- Он делает вид, что молится и постится, когда это происходит только перед людьми, а когда он наедине, он может вообще не выполнять обязательные предписания. Людей, совершающих «рия», Коран описывает следующим образом: «Они делают это лениво (неохотно), напоказ перед людьми. Они поминают Аллаха совсем немного» (Сура «Ан-Ниса», аят 142).
Способы борьбы с «рия»:
Постоянный контроль над своими намерениями.
В нашей религии есть два условия для принятия поклонений. Во-первых, это делается ради Аллаха, а во-вторых, все делается в соответствии с шариатом, которому учил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). В Священном Коране сказано:
«Им было приказано лишь поклоняться Аллаху — искренне лишь Ему одному, будучи верующими, а также (полноценно) совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правильная религия» (Сура «Аль-Байина», аят 5).
Намерение необходимо делать перед совершением какого-либо деяния и после него. Когда табиины услышали о благих делах сподвижников во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), они с удивлением спросили: «Как вы совершали такие великие дела?» Сподвижники ответили: «Нам было нетрудно совершать великие дела. Самым трудным было снова и снова обновлять наши намерения». Даже если вы сделали правильные намерения, из-за переменчивой природы человеческого сердца шайтан может искусить вас и сбить с правильного пути. Для этого человек должен постоянно следить и исправлять свои намерения.
Знание последствий «рия».
Рия относится к вещам, которые оскверняют нашу духовность, разрушают наши благие дела, и является запретным в нашей религии. Всевышний Аллах говорит в з Коране: «О, верующие! Не уничтожайте свою милостыню упреками и оскорблениями подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ, не веря при этом в Аллаха и в Судный день. Пример его подобен большому камню, покрытому пылью. Начался ливень и оставил (камень) гладким (и чистым). Они не получат ничего за то, что совершили» (Сура «Аль-Бакара», аят 264).
В хадисе-кудси Всевышний Аллах сказал: «Я меньше всех нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и того, кто, совершая благое дело, придавал Мне при этом кого-то в сотоварищи, Я оставлю вместе с его многобожием». (имам Муслим).
В другом хадисе говорится: «Кто ищет знания, которые приобретаются ради довольства Аллаха только для мирских целей, тот даже не почувствует аромата Рая в Судный День». (имам Абу Дауд).
Сокрытие благих дел
Народная мудрость гласит: «Делаешь добро — молчи, получаешь добро — скажи». Для человека, не привыкшего скрывать свою доброту, поначалу это, безусловно, сложно. Но мы не должны забывать, что мы обязаны делать добро не ради удовольствия других, а ради довольства Аллаха.
Не впадать в хвастовство
Как сказал наш предок Шакарим Кудайбердыулы: «Благородный, разумный человек не злоупотребляет, не притесняет, не любит эгоизма и хвастовства».
Хвастовство своими благими делами — приятно для нашего нафса, но это неприемлемо в нашей религии. В 38 аяте суры «Ан-Ниса» Всевышний Аллах упрекает тех, кто тратит свою жизнь на хвастовство: «(Аллах также не любит тех), кто расходует свое имущество напоказ людям и не верит в Аллаха и Судный день».
Хорошо известно, что когда человек делает благое дело. Находятся люди, которые его хвалят и благодарят. В этом случае мусульманину следует уделить внимание следующему:
- (Внутренняя) неприязнь к похвале;
- Глубоко задуматься о том, что вся хвала принадлежит Аллаху — Создателю миров;
- Прославлять и восхвалять Творца, осознавая, что самая сильная способность дана человеку только по воле Всевышнего.
Не впадать в горделивость, высокомерие. Мудрый Абай сказал:
Там, где доверчивость, не суетись,
За похвалой без конца не гонись.
Сам не плети с миром слов кружева,
Впору ль мираж, наполняющий жизнь?
(Перевод М. Султанбекова)
Точно так же очень важно обращать внимание на то, что мы делаем и для кого мы делаем. Потому что то, что кажется пустяком, может быть великой наградой перед Аллахом, а великий поступок может оказаться ничем. Но в ниже упомянутых случаях поступки не будет считаться «рия»:
Первый: в нашей религии раздача милостыни с целью побудить других делать благое не считается рия.
Второй: сокрытие своих грехов не считается рия.
Также неправильно из опасения рия воздерживаться от совершения совместных дел среди людей, таких как совместная молитва или пост. Знаменитый ученый Фудайл ибн Ияд (да помилует его Аллах) сказал: «Бояться мнений людей и не делать благих дел — это уже «рия».
Да благословит нас Всевышний Аллах быть среди Его рабов, которые делают благие дела с искренностью и только ради Аллаха!
"великой наградой в глазах Аллаха", замените на "великой наградой в пред Аллахом". Аллаһ не нуждается в глазах или ушах или в теле. Он не является объектом и не занимает места и пространства и не меняется во времени.
Это оборот речи, подразумевающий, в том числе "перед Аллахом". Тем не менее, с целью купирования неполезных разночтений, мы скорректируем этот фрагмент. Спасибо за предложение.