18. Предсмертный миг - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:41
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Циклы уроков

18. Предсмертный миг

18. Предсмертный миг

17. Надежда и страх

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
10 окт. 2022 4 640 1
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Нынче — дышишь, завтра — прах, таков закон. Нашей жизни блеск обманчив, словно сон. Разве знаешь, где на завтра будешь ты? Помни, друг мой, что для смерти ты рожден! (Абай, перевод Д. Бродского)

 

Есть ли в этой Вселенной кто-нибудь, кто не думает о последнем своем часе?! Когда дело доходит до этого слова, удовольствие бренного мира становится горьким ядом. Жизнь настолько коротка, что вмещается в это шестибуквенное слово «смерть». Как бы тяжело это ни звучало для человека, от этой истины никому не уйти. Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Даже если человек скептически относится ко всему на этом свете, он не может отрицать истину смерти». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу наслаждений, то есть смерть». Да, это дело сердца. Когда мирское входит в сердце, оно все разрушает. Вера и преданность человека несовместимы с любовью к мирскому. В Священном Коране говорится:

 

«Каждая душа вкусит смерть» (Сура «Аль—‘Анкабут», аят 57).

 

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) воспитывал, себя словами: «О, Умар! Соберись, пока не настанет день, когда люди будут добавлять к твоему имени слово «мархум» (покойный)».

 

Горькая правда заключается в том, что как бы человек ни избегал смерти, однажды она постучится в его дверь. В Священном Коране: «Поистине, смерть, от которой вы пытаетесь убежать, настигнет вас, затем вы будете возвращены к Знающему тайное и явное» (Сура «Аль-Джуму’а», аят 8). Этот мир настолько ничтожен, что он не стоит и комариного крыла для Аллаха.

 

Предсмертный миг верующего и неверующего

 

На самом деле слово «смерть» может звучать резко, но оно похоже на лекарство от беспечности, апатии и других сердечных недугов. Конечно, человек, постоянно размышляя о смерти, может сойти с ума, подобно тому, кто принял лекарство больше меры. Но бесспорно одно: если вы сохраните нужную пропорцию, многое станет ясным.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса». (имам аль-Байхаки).

 

Как говорил Абай: «Начало жизни — огонь, конец — холод? Начало — игра, а конец — печаль... Но вслушайся в песню да вникни в суть, — Жизнь вновь, как заря, как ручья хрусталь» (в переводе Л. Соболевой).

 

Подобно тому, как у верующего и неверующего разные положения, у них обоих разная смерть.

 

Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: «Однажды мы отправились вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, потом на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» Он повторил это два или три раза, после чего продолжил: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге будущей жизни, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно Солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти, и усаживается у его головы и говорит: «О, умиротворённая душа, выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха. Душа правоверного покидает тело легко, подобно тому, как волосок выходит из масла, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и находящиеся на небесах, благословляют её. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них.

 

Ангел смерти забирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают её и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: «Наши посланцы упокоят (забрав) его (душу), и они (при выполнении своих обязанностей) не допускают упущений (не проявляют небрежность и не опаздывают)» (Сура «Аль-Ан’ам», аят 61).

 

После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на Небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: — Чья это прекрасная душа? Им отвечают: — Такого-то, сына такого-то. Они называют правоверного раба Аллаха самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигнет седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: «Впишите весть о моем рабе в верховьях Рая в «иллийюн» (самый высокий уровень душ). Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочел аяты Корана: «И откуда тебе знать, что такое «иллийюн»? Это — запечатанная книга. Там находятся приближенные (ангелы)» (Сура «Аль-Мутаффифун», аяты 19-21). Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: — Тогда ангелы вписывают весть о нем в «иллийюн», и велят: «Верните его на Землю, ибо Я обещал, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз». Ангелы возвращают душу правоверного на землю, так, что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его: — Кто твой Господь? Он отвечает: — Мой Господь — Аллах. — Какова твоя религия? — Моя религия — Ислам. — Что за человек был послан к вам? — Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). — Как же ты поступал? — Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был верен этому. Они пробуждают его и спрашивают: кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нём сказал Великий и Могучий Аллах: «Аллах укрепляет (веру) верующих твердым словом (Единобожия) в земной жизни и в вечной жизни (начиная с могилы и места сбора)» (Сура «Ибрахим», аят 27). Благодаря этому, верующий отвечает, что его Господь —Аллах, его религия — Ислам, и его Пророк — Мухаммад. Тогда голос с Небес возвещает: «Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай». Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: «Я сообщу о том, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе».

 

Правоверный вопрошает: — Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?

 

— Я твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот Аллах воздал тебе добром. Затем для правоверного открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят:

 

— Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил его этим. Когда же он узрит то, что есть в Раю, то скажет:

 

— Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство.

 

Тогда ему скажут:

 

— Покойся с миром!

 

Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: «грешник») расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми чёрными лицами. Они приносят с собой грубую материю из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: «О, скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому, как колючую ветку вырывают из мокрой шерсти. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и на небесах, проклинают её. Для неё закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает её, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают её в грубую материю. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят её в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

 

— Чья это скверная душа? Им отвечают:

 

— Такого-то, сына такого-то. Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются. Затем посланник Аллах прочел аят Корана: «Поистине, для отрицавших Наши знамения и проявлявших в отношении их высокомерие не откроются врата небес (не будут подняты на небеса их мольбы и деяния, а также их души после смерти). Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко (а этого не случится никогда)» (Сура «Аль-А’раф», аят 40).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил:

 

— Тогда Всемогущий Аллах скажет: «Впишите весть о нём в сиджжин (самый низкий уровень грешных душ ), что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз». Ангелы швыряют душу неверного на землю, так, что она попадает в его тело. Тут Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочел аят Корана: «А кто обожествляет (что-либо) наряду с Аллахом, тот как будто падает с неба. (Хищные) птицы подхватят его, или же ветер забросит его далеко (и нет никакой надежды на спасение)» (Сура «Аль-Хадж», аят 31) — и сказал: «Его душа возвращается в тело, так, что слышит шаги удаляющихся от неё людей.

 

Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:

 

— Кто твой Господь?

 

Он бормочет:

 

— Ммм... Я не знаю...

 

— Какова твоя религия?

 

— Ммм... Я не знаю... — Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам? Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают:

 

— Это Мухаммад!

 

Он же лишь бормочет:

 

— Ммм... Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.

 

— Ты не знал и не последовал за ним.

 

Тогда глас с небес возвестит: «Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад».

 

К нему подступают адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Тут перед ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит:

 

— Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе. Неверный спрашивает его:

 

— Да обратит Аллах против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой!

 

Он скажет:

 

— Я — твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом. Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бъет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьёт его ещё раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в Ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: «Господь мой, не позволяй Часу настать!»

 

Природа — немой проповедник

 

Хазрат Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: Каждое утро земля обращается к человеку с таким наставлением:

 

«О, человек!

 

Ты ходишь по мне, но помни, неминуемо ко мне твоё возращение.

 

Ты совершаешь грехи на моей поверхности, но во мне ты будешь сам испытывать муки.

 

Ты предаёшься на мне удовольствиям, но во мне ты будешь плакать.

 

Ты радостен на мне, но грусть тебя охватит во мне.

 

Ты копишь богатства на мне, но во мне ты будешь в раскаянье.

 

Ты не брезгуешь запрещённымл, но во мне ты сам станешь пищей червей.

 

Ты горделиво и высокомерно ступаешь по мне, но во мне ты будешь унижен.

 

Ты весел и беспечен, но во мне ты погрузишься в печаль.

 

Ты гуляешь на мне при ярком свете, но во мне будешь оставлен во тьме.

 

Ты живёшь на мне в обществе, но в одиночестве сойдёшь в меня... (Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Мунаббихат», 37).

 

Да, умер и сам Пророк Сулейман (мир ему), державший в своих руках весь мир. Нет сомнений в том, что перед глазами человека, думающего о последнем часе своем, пролетит вся его жизнь, и он будет в ответе за все свои деяния.

19. Загробный мир

Следующий урок

Отзывы читателей (1)

Darkhan Zhursin
17 авг. 2024

МашааАллах

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi