61. Уместная речь - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 04:48
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:23 04:48 11:53 16:48 18:52 20:18
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Шавваль 1445
Григорианский
27 апреля 2024

Циклы уроков

61. Уместная речь

61. Уместная речь

60. Хранение секрета

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
18 сент. 2023 2 344 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Если в сердце чисто, то и с языка сходят прекрасные слова!» (Хазрат Али).

 

Всевышний Аллах даровал Своим рабам много великих благ. Одно из них — язык, то есть возможность говорить. Ценить данное благо, правильное владение языком, соблюдение этикета и установление хороших отношений — качества верующего. Хоть язык — это лишь небольшая часть тела, он очень сложен по своей природе и имеет много возможностей. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Разве Мы не наделили его парой глаз, языком и парой губ?» (Сура «Аль-Баляд», аяты 8, 9). Главное отличие от других существ — язык. Всемогущий Аллаха говорит: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его выражать мысли» (Сура «Ар-Рохман», аяты 1-4).

 

Язык играет важную роль в послушании Аллаху. В этом мире является ли человек верующим или неверующим, определяется свидетельством языка. Аят 18 суры «Аль-Каф» Священного Корана гласит: «Едва он скажет слово, как тут же готовый наблюдатель».

 

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто молчит — спасётся». В другом хадисе сказано: «Молчание — это мудрость, но мало кто его хранит». Поэтому мудро и благоразумно держать язык за зубами.

 

Язык имеет обширные возможности. Если им не владеть и не контролировать, то за это возьмётся шайтан, и будет стараться сбить человека с пути и подтолкнуть в Ад.

 

Ису (мир ему) спросили: «О, Иса! Покажи нам путь в Рай». Иса ответил: «Храните молчание». Когда они сказали: «Мы не можем так просто молча ходить, и ничего не говорить», Иса повелел: «Тогда говорите только благое».

 

Когда умма прежних пророков интересовалась о делах, которые приведут их в Рай, все пророки отвечали, что нужно быть осторожными к своим языкам. Пророк Сулейман, сын Дауда (мир им), также говорил своему народу: «Если речь — серебро, то молчание — золото».

 

Однажды некий человек подошел к Пророку Мухаммалду (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О, Мухаммад! Какие деяния приведут меня в Рай?». Пророк сказал ему: «Накорми голодающего, напои жаждущего, призывай к одобряемому и удерживай от порицаемого. Если ты не можешь этого сделать, говори благое и береги язык от скверны».

 

Человек, который использует свой язык в соответствии с шариатом и произносит слова, полезные для обоих миров, может быть спасен от зла. Язык — это то, что часто делает людей несчастными и грешными. Следовательно, язык — один из величайших инструментов шайтана для введения людей в заблуждение. Поэтому наш шариат призывает нас быть бдительным и внимательным касательно языка. Шариат поощряет молчание, нежели бесполезные разговоры.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил нам, какие слова свойственны верующим следующим образом: «Язык верующего находится за сердцем. Он. не говорит, пока не подумает, язык же мунафика (лицемера) находится перед сердцем, говорит что попало». В другом хадисе также говорится: «Чем больше слов, тем больше ошибок. Чем больше ошибок делает человек, тем больше грехов он совершает. Тот, кто совершает много грехов, заслуживает ада».

 

Мудрецы говорили: «Молчание — это явная мудрость и прекрасное качество. Молчание языка является причиной молчания сердца, а молчание сердца, является причиной прощения. Слова — это весы человека. Если их много — это вред, а если их мало, то это достоинство. Тот, кто мало разговаривает, никогда не будет, порицаем, а наоборот, будет обладать авторитетом. Что же касается шуток, насмешек и пустых разговоров, то это ведет к бедствию. Если кто-то испытывает чувство тоски, усталость и бессилие, а также недостаток материальных средств, то необходимо знать, что все это происходит из-за пустословия. Тот, кто управляет своим языком, управляет и всем своим телом. Тот, кто контролирует свой язык, защищает свою религию».

 

Ибрагим ибн Адхам (да смилостивится над ним Аллах), который был примером богобоязненности, как-то омыл рот уснувшему пьянице. «Почему ты это сделал?» — спросили его окружающие. «Было бы большим позором, если бы я оставил язык и рот, которые были созданы для поминания Всевышнего, в нечистом состоянии» — ответил он. Когда этот человек пришел в сознание, люди собрались вокруг него и сказали: «Самый знаменитый ученый Хорасана, Ибрагим ибн Адхам, промыл тебе рот». Услышав это, мужчина вскочил, и сказал: «Тогда я покаялся». После этого события Ибрагиму ибн Адхаму приснился сон, где ему сказали: «Ты омыл ему рот ради Нас. Мы умыли и его сердце ради тебя». Из этой поучительной истории мы узнаем, что язык — великое благо, предназначенное для того, чтобы говорить благое и поминать Всевышнего.

 

Есть правила, на которые мусульманин должен обращать внимание при разговоре. Поговорим о некоторых из них. Когда мусульманин говорит, он должен, прежде всего, относиться с уважением к Всевышнему Аллаху и его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). То есть, следует быть осторожным, чтобы не говорить того, что ненавистно Аллаху, и что нелюбимо Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Это учит мусульманина всегда говорить верно, и уместно.

 

Всевышний Аллах повелевает: «О, верующие! Не опережайте Аллаха и Его Посланника! И бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий. О, верующие! Не говорите громче Пророка и не разговаривайте с ним так громко, как вы разговариваете друг с другом, а не то ваши дела окажутся тщетными, а вы даже не узнаете (об этом)» (Сура «Аль-Худжурат», аяты 1, 2). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) желал, чтобы в разговоре отсутствовали скверные и непристойные слова. Поэтому необходимо прививать исламский этикет, чтобы правильно и уместно разговаривать. Ученые говорят: «Сердце — это море, язык — его берег». Вот почему Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если сердце чисто, то и с языка сходят прекрасные слова!».

 

Чтобы слова были уместными, мусульманин также должен научиться слушать. Всевышний дал ему два уха и один язык, чтобы он мог больше слушать и меньше говорить. Чрезмерные и неуместные разговоры могут испортить репутацию человека. Поэтому нужно стараться говорить коротко и и по существу. Он также должен уметь взвешивать то, что он должен сказать, а затем доносить это в удобной форме. Потому что слова похожи на стрелы. Вылетев изо рта, их уже не вернуть. Прежде чем вы что-то скажете, вы еще можете контролировать свою речь, а когда вы уже скажете, вы уже им не хозяин. То есть, вы становитесь заложником своего слова. А невысказанное слово можно произнести в любой другой подходящий момент. Слова же, которые были сказаны, приходится защищать.

 

Имам Газали, известный ученый, сказал: «Если вы хотите быть мудрым, во-первых, избегайте неуместных высказываний. Пусть ваше молчание будет в раздумье. Пусть взор ваш будет в поиске мудрости. А намерение ваше — это поклонение Аллаху. Потому что это три качества, признаки арифов (добродетелей мудрецов).

 

Говорить благое либо хранить молчание. Это один из основных принципов мусульман. Следовательно, мусульманин должен взвесить правильность или неправильность своей речи в соответствии с принципами Ислама. Если есть выбор что-либо сказать или промолчать, он должен предпочесть молчание.

 

Ибрагим Дасуки сказал: «Сын мой! Не делай бесполезных вещей вроде и споров сплетен! Держи язык за зубами. Следуй за искренностью. И твори благое на этом пути. И не следуй своим страстям».

 

Стремление к полезным словам, а не к пустым

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Все слова, кроме тех, которые призывают людей к одобряемому, запрещают им порицаемое или поминают Аллаха имеют больше вреда, чем пользы» (имам Тирмизи).

 

Наш великий соотечественник Махамбет Утемисулы говорил:

 

Говорит он мало, внимает больше,

Вот он истинный мудрец.

 

Скромный человек должен воздерживаться от таких слов, которые ведут к оскорблению или унижению. Он должен стараться не быть человеком, от которого исходит негатив и ненависть. Великие аулия предупреждали своих учеников: «Не говорите ядовитым языком змеи». Так как «слова ранят сильнее, чем мечи». И ее раны не заживают. В действительности доброта — это большое благо. Добрые слова делают других счастливыми. Помогают выполнять задачи быстрее.

 

Как говорится: «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Доброе слово открывает путь к сердцу». Поэтому прежде чем начать, важно внимательно следить за тем, что вы хотите сказать. Потому что наша цель — не ранить сердца ядовитыми кинжалами, а пленить добрыми словами.

 

Мусульманин должен воздерживаться от высокомерных слов

 

Человек должен сначала обратиться к Всемогущему Аллаху. Поскольку человек хрупкое существо, он может и не достичь того, чего пожелал. Поэтому он должен всегда помнить о том, что перед каждым своим намерением ему следует сказать «Ин шаа Аллах» (если пожелает Аллах).

 

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Подумайте заранее, что вы хотите сказать, кому сказать и когда сказать».

 

Однажды Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) увидел Абу Бакра, держащего кончик языка. Удивленный, он сказал: «О, халиф Аллаха! Что ты делаешь?». Абу Бакр ответил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждая часть тела жалуется Аллаху на неуместную и неприличную речь языка» (Хайсами).

 

Саади Ширази говорил: «Любой, кто заговорит, не задумываясь, совершит много ошибок». Поэтому мусульманин должен быть приучен обращать внимание на каждое слово, которое выходит из его уст.

 

62. Cмысл жизни

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi