17. Надежда и страх - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 20:16
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:25 04:50 11:53 16:47 18:51 20:16
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Шавваль 1445
Григорианский
26 апреля 2024

Циклы уроков

17. Надежда и страх

17. Надежда и страх

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
28 сент. 2022 3 574 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Они надеются на Его милость и боятся наказания от Него». (Сура «Аль-Исра», аят 57).

 

Надежда — на арабском языке «ар-Ража» означает искреннюю веру в милосердие и щедрость Всемогущего Аллаха. Наш народный герой Бауыржан Момышулы говорил: «Надежда ведет к вершинам, отчаяние ведет в могилу». С надеждой человек легко может пройти разные жизненные этапы, покорить высшие вершины и добиться множества успехов. Бухар Жырау воспевал:

 

Хоть последний к нему и приблизится срок,

Хоть и смерть занесет над ним грозный клинок,

Хоть останется он, сил лишенный, стоять,

Ослепленный, ступивший на смертный порог, —

Все равно не оставит надежд человек!»

 

В процессе воспитания своего нафса человек может совершать ошибки и грешить, поскольку это его человеческая природа. Но, ни в коем случае ему не стоит, отчаявшись в милости Аллаха, которая не имеет границ, говорить: «Все, теперь меня Аллах никогда не простит». Всевышний Аллах говорит в Коране: «Скажи (Мухаммад) Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)» (Сура «Аз-Зумар», аят 53).

 

В другом аяте повелевается: «Моя милость охватывает (в этом мире) все» (Сура «Аль- А’раф», аят 156).

 

Передают со слов ‘Умара 6. аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «К Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) привели пленников. Среди пленных была женщина, которая кого-то искала. Когда же она нашла среди пленных своего маленького сына, то схватила его, обняла, а потом накормила грудью. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал нам: «Как вы думаете, бросит ли эта женщина своего ребёнка в огонь?». Мы ответили: «Нет, клянёмся Аллахом! Добровольно она его никогда не бросит». И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Аллах же более милостив к Своим рабам, чем эта женщина к своему ребёнку» (имамы Бухари и Муслим).

 

Приводится в хадисе-кудси: «О, сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!» (имам Тирмизи).

 

Есть три вида надежды:

 

1. Делать благие дела и надеяться на их принятие

 

В Коране о такой надежде говорится так: «Разве (неверующий равен тому), кто в ночные часы поклоняется (Аллаху), совершая земные поклоны и стоя (в намазе), боится (наказания в) следующей жизни и надеется на милость своего Господа?! (Сура «Аз-Зумар», аят 9). В этом случае мы можем сравнить нашу надежду с надеждой сеятеля. Потому что со стороны сеятеля неразумно говорить, что он будет сеять весной. Если его не поливать, не очищать, не защищать от воров, насекомых и птиц в течение определенного периода времени после посадки, он осенью останется без урожая. Точно так же человек, который надеется на Божью милость, должен следовать заповедям Всемогущего Аллаха в этой жизни, воздерживаться от того, что Он запрещает, и стараться делать как можно больше добрых дел.

 

2. Раскаяние после греха и надежда на Божье прощение

 

В аяте 67 суры «Аль-Касас» говорится: «А тот, кто раскаялся, уверовал и совершал благодеяния, вероятно, будет спасен».

 

3. Согрешив, надеяться на Божье прощение, не раскаявшись и ничего не предпринимая

 

Первые два из этих трех считаются приемлемыми, а последний нет. Поскольку милость Всевышнего безгранична, Он может простить ошибки Своих рабов без какого-либо раскаяния. Однако, учитывая, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьи предыдущие и последующие ошибки были прощены, просил прощения у Аллаха семьдесят или сто раз в день, то бесспорно, что обычный человек после совершения греха обязан это делать.

 

Абу Усман аль-Хири сказал: «Признак счастья — задаваться вопросом после выполнения предписания Аллаха: «Примет Аллах это или нет?». А признаком несчастья является вера в то, что Аллах простит меня после совершения греха» (имеется в виду, не раскаявшись).

 

Между надеждой и страхом должен быть баланс. Наша религия никогда не проповедовала, что можно спокойно грешить и в Судный день будет все прощено. Как говорят в народе: «Страшись бесстрашия перед Аллахом». Мы не должны забывать, что за все наши деяния будет спрос в Судный день. По этой причине надежда и страх верующего идут рука об руку. Наши ученые сравнивают надежду и страх с двумя птичьими крыльями. Подобно тому, как птица может летать по небу только тогда, когда у нее есть два крыла, так и положение человека правильное только тогда, когда его надежда и страх идут рука об руку. В Коране Всевышний Аллах описывает Своих таких рабов: «Они надеются на Его милость и боятся наказания от Него» (Сура «Аль-Исра», аят 57).

 

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если будет сказано, что все люди войдут в Ад и лишь один в Рай, я надеюсь, что этим человеком в Раю буду я. Если будет сказано, что все попадут в Рай и только один попадет в Ад, я боюсь, что этим человеком в Аду буду я».

 

Страх «Аль-Хауф». Воздержание от вещей, которые нежелательны, страшась того, что это может привести к запретному, даже если они не запрещены шариатом. В Коране говориться: «Кто раздает милостыню со страхом (и трепетом) в сердце, оттого что им предстоит вернуться к своему Господу (и держать отчет за земную жизнь), — они (те, кто обладает вышеназванными качествами) торопятся совершать благое, опережая в этом, друг друга» (Сура «Аль-Муминун», аяты 60-61).

 

Относительно этого аята мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Те, чьи сердца наполняются страхом, что они возвратятся к своему Господу, это те, кто пьет и ворует?» Посланник Аллаха сказал: «Нет, это те, которые постятся, молятся и раздают милостыню. Но они боятся, что их деяния не будут приняты. Именно они стремится быть в авангарде благих дел, и они лучшие из них» (имам Тирмизи, Ибн Маджа).

 

Страх подавляет низменные страсти и низменные побуждения. Подобно тому, как человек, который знает, что пища содержит яд, отвернется от нее, так и человеку будет противно все греховное, потому что он боится Аллаха и Его наказания. В Коране Всевышний Аллах говорит о таких Своих рабах: «Ведь Мы боимся (наказания) Господа нашего в тот мрачный и суровый день» (Сура «Аль-Инсан», аят 10).

 

Верующий как человек, сидящий у подножия горы, который боится, что гора обрушится на него. Лицемеры же равнодушны к своим греховным поступкам, представляя их в виде комара, сидящего на носу. В Коране говорится: «Поистине, тем, кто боится своего Господа, не видя Его, — прощение и большая награда» (Сура «Аль-Мульк», аят 12).

 

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошел к умирающему молодому человеку и спросил его: «Как ты себя чувствуешь?» Он сказал: «О, Посланник Аллаха! Я надеюсь на милость Божью, но боюсь за свои грехи». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если в сердце человека есть страх и надежда, Аллах даст ему то, на что он надеется, и защитит его от страха» (Имам Тирмизи).

 

Да окажет нам Всевышний Аллах Свою милость и даст возможность быть среди Его рабов, которые поклоняются Ему в надежде и страхе, да спасет Он нас от страданий и введет в Рай!

 

«О Аллах, Тебе я покорился, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь с покаянием. Я надеюсь на милость Твою, я страшусь гнева Твоего. Я уверовал в Книгу Твою, и в Посланника Твоего.

18. Предсмертный миг

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi