90. Мягкость - Ихсан - основа духовного воспитания
Шұбарқұдық
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 13:05
Шұбарқұдық
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Шұбарқұдық
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
07:00 08:28 13:05 15:45 17:30 18:59
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-авваль 1446
Григорианский
21 ноября 2024

Циклы уроков

90. Мягкость

90. Мягкость

89. Стыд и совесть

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
22 окт. 2024 1 840 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Поистине, мягкость украшает собой всё, в чём присутствует, а всё, что её лишено, безобразно» (Хадис).

 

Ислам — это религия совершенства. Мусульманин должен демонстрировать благой нрав. Одно из самых ценных качеств, которые необходимо найти в душе, — это кротость. Кроткий и деликатный человек всегда прощает, он спокоен и уравновешен. Он спокоен и не поддается гневу. Чтобы направить Фараона на правильный путь, Аллах посоветовал Мусе и Харуну начать свой разговор с доброго слова, основанного на кротости и мягкости, говоря: «Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (20:44).

 

Пророк был обладателем и образцом по-настоящему благого нрава. В те годы, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был первым, кто распространял Ислам, язычники из курайшитов высмеивали его. Они бросали терновник на дорогу, проливали нечистоты животных на него, бросали в него камни, в общем, творили безобразные поступки. Все эти свои скверные поступки они оправдывали тем, что они обвиняли Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в колдовстве и хитрости. Сколько бы зла они ни совершили, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был терпелив и не проявлял гнева. Коран хвалит обладателя благого нрава таким образом: «По милости Аллаха ты был мягок с ними. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердечным, они бы обязательно покинули тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними в делах. А когда примешь решение, то уповай на Аллаха — поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Сура «Али Имран», аят 159).

 

Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала следующий хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, мягкость украшает собой всё, в чём присутствует, а всё, что её лишено, безобразно» (Муслим). Одна из обязанностей мусульманина перед мусульманином — способствовать добру и избегать зла.

 

Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Сура «Аль-Маида», аят 2).

 

Чтобы призвать общество, свою семью и друзей к благому и запретить зло, мусульманин должен быть деликатным. Иногда, когда мы хотим донести истину, мы теряем бдительность и даем волю своему гневу и грубо ведем себя. Наша неспособность проявлять доброту к окружающим удаляет нас от духовных ценностей. То есть, в нас всегда должны быть видны доброта, тепло и мягкость. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах не проявляет милосердия к тому, кто не проявляет милосердия к людям» (Бухари).

 

Анас (да будет им доволен Аллах) рассказывал следующую историю: «Однажды, когда мы находились в мечети вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришел какой-то бедуин и стал мочиться прямо в мечети. Находившиеся с Пророком сподвижники начали кричать: «Прекрати! Прекрати!» Что же касается Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то он сказал: «Оставьте его, не прерывайте!» — и тогда люди оставили его до тех пор, пока он не закончил справлять нужду. После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), подозвал его и сказал: «В мечетях не справляют нужду и не сорят. Они служат для поминания Аллаха, совершения намаза и чтения Корана». Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал одному человеку принести ведро воды и вылить на то место, куда помочился бедуин».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) больше всех должен был проявить гнев. Однако способность проявлять понимание и мягкость к бедуину, который ошибся по незнанию, была отличным примером для сподвижников. В таких случаях легче всего разгневаться и решить все дело силой. Но это привело бы к ненависти, мести и злобе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мягко и спокойно объяснил бедуину, что нельзя справлять нужду в мечети. По словам сподвижников, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завоевывал души самых худших людей своим особым вниманием, теплым взглядом и мягким подходом. Данный эпизод из жизни Пророка учит терпению и снисхождению по отношению к людям.

 

Анас ибн Малик ибн Назар аль-Хазраджи аль-Ансари рассказывал: «Я служил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел».

 

В хадисе сказано: «В Судный день худший из людей в глазах Аллаха, по степени — это тот, кто был груб с людьми».

 

Имам аль-Газали (да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Быть мягким и скромным более ценно, чем преодолевать гнев».

 

Однажды, когда к халифу Мамуну подошел человек и начал указывать ему наего ошибки. Халиф взглянул на него и сказал: «Почему бы тебе не сказать все это в более деликатной форме? Разве Аллах (хвала Ему) не советовал тем, кто был лучше тебя (имеется в виду Муса и Харун) быть мягким, когда послал их к тому, кто был хуже меня (т.е. фараону)?»

 

В другом назидании рассказывается к Хасану аль-Басри пришел человек и сказал: «О, Абу Саид, люди идут на ваше собрание. Но их единственная цель — найти недостатки в том, что вы говорите, и задать вам вопрос так, чтобы сбить вас с толку». Хасан аль-Басри улыбнулся и сказал: «Не волнуйтесь. Я договорился со своим нафсом, что буду в райских садах и рядом с Рахманом. Он согласился. Я не обещал избегать обвинений и критики людей. Ибо я знаю, что даже Аллах, Создатель, Поддерживающий, Воскрешающий и Умертвляющий людей, не избежит их обвинений».

 

Вот так выглядит плод мягкости. Это означает, что показать им совершенный Ислам необходимо в мягкой форме, не проявляя грубости.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Спокойствие и кротость — великий дар Аллаха человеку».

 

Образец благочестия, Мауляна Джалалуддин Руми, как-то молился у себя дома, когда в дом зашел один нищий. Увидев, что Мауляна весь погрузился в состояние молитвы, он украл лежавший на полу коврик. Заметив вора, сосед поймал его, когда тот пытался продать коврик на рынке, избил его и привел к Мауляне. Когда Мауляна увидел вид этого вора, то с горечью на сердце сказал: «Видимо, он взял этот коврик от сильной нужды, зачем было его так избивать? Можно было же просто молча выкупить это у него».

 

Абу Бакр Кердери воспевал: «Нур (свет) — признак веры, мягкость наших сердец», имея в виду благородную сущность совершенной веры и благого нрава. Мягкость имеет много преимуществ для окружающих. В мягкости отражается сострадание и доброта не только к себе, но и к окружающим. Сподвижник Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал следующую замечательную историю:

 

«Однажды, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел со своими сподвижниками, он сказал: «Сейчас сюда придет обитатель Рая». Пока сподвижники в изумлении смотрели друг на друга, вошел мужчина. Эта ситуация повторилась назавтра и послезавтра. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал и покинул это место, сподвижник Абдулла ибн Умар подошел к этому человеку и сказал:

 

- Я дал обещание своему отцу и поклялся не приходить домой в течение трех дней. Могу я провести с тобой эти три дня? Мужчина согласился. Абдулла провел с ним три дня и три ночи и не видел, чтобы он молился по ночам. Он не слышал ничего, кроме хороших слов. Через три дня он сказал:

 

- О, раб Аллаха, между мной и моим отцом не было никакого договора. Но я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, когда ты пришел: «Сейчас сюда придет обитатель Рая». Поэтому я хотел посмотреть, какие деяния ты совершаешь. Но я не видел, чтобы ты совершал какие-либо дополнительные виды поклонения и не видел, чтобы ты совершал добрые дела. Что привело тебя к Раю, может есть что-то, что я не увидел?». Затем этот человек сказал:

 

- Как вы сами видели, я ничего такого не совершаю.

 

- Подумай, может есть что-то, что никто не знает?

 

- Есть одна вещь. Я не таил в своем сердце никакого зла ни к одному мусульманину. Все, что я желал себе от Аллаха, я желал другим. Когда кому-то приходит что-то хорошее от Аллаха, я был счастлив, как будто это пришло ко мне. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

 

— Вот то, что привело тебя в Рай».

 

Грубость — это поведение, которое разрушает человека и разрушает всю близость, братство и дружбу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь грубости и скверны! Кротость украшает человека и удаляет скверну» (Муслим).

 

Учение об ихсане ставит своей целью украсить людей хорошими качествами. Кротость и смирение окутывает теплом и ведет к благим делам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах любит тех, кто кроток и тех, кто проявляет мягкость. Он никому другому не дает те блага, которые предназначены для подобных людей». Поэтому нам нужно стремиться к мягкости и кротости.

 

О, мой Господь! Даруй нам кротость и мягкость!

 

91. Гостеприимство

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi