41. Любовь к мирскому - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 20:15
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:26 04:51 11:53 16:46 18:50 20:15
свернуть
Календарь
Хиджра
16 Шавваль 1445
Григорианский
25 апреля 2024

Циклы уроков

41. Любовь к мирскому

41. Любовь к мирскому

40. «Нифак» (Лицемерие)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
28 мар. 2023 2 677 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Не радуйтесь тому, что вы накопили богатство — оно покинет вас, как только вы покинете этот мир». (Ходжа Ахмед Яссави).

 

Одна из слабостей людей в этом мире — любовь к мирскому. Священном Коране Аллах описывает интерес человека к миру следующим образом: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям — от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, а у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться» (Сура «Али-Имран», аят 14).

 

Наша религия не запрещает людям честно работать и зарабатывать средства. Однако целью всей жизни не должно быть желание зарабатывать все больше и больше, чтобы не попасть в ловушку жадности. Шакарим Кудайбердыулы оставил такое назидание:

 

Не копи ты богатства ради славы,

Ведь все это бренно, лишь для забавы.

В мир иной ты лучше стремись,

Все что надо туда, запасись.

 

Один мудрец однажды рассказал своим ученикам следующую историю: «Как-то один человек идя по лесу, споткнулся и провалился в пещеру. Когда он падал, он успел схватиться за ветку дерева. Когда он заглянул внутрь пещеры, он увидел рычащего льва с открытой пастью и скрежетавшего зубами. «Как бы ни попасть ему в пасть», — думал он, как вдруг подошли черная и белая мышь и начали грызть ту самую ветку, за которую держался этот бедняга. Не зная что делать, он оглядывался по сторонам и увидел в дупле дерева небольшой улей. А оттуда издавался приятный запах свежего меда. «Ах, попробовать бы чуть-чуть из этого ароматного меда», — мечтал он, позабыв о том, что он вот-вот упадет в пасть зверя. Ведь он был настолько поглощен своими мыслями».

 

Мудрец, завершив свой рассказ, немного сделав паузу, продолжил: «Лев с открытой пастью — это смерть, ожидающая и старика, и младенца. Черная мышь и белая мышь, поедающие дерево — наши дни и ночи. Подобно тому, как человек увидев улей, размечтался о его меде, позабыв, что вот-вот станет жертвой львиной пасти, человек, влюбленный в мирские блага, будет думать только о бренном мире, позабыв, что рано или поздно его настигнет смерть и все, что ему казалось дорогим, не будет иметь никакой цены».

 

В Священном Коране говорится: «Ведь он страстно любит (земные) блага. Разве он не знает, что, когда воскресят тех, что в могилах, и выявится все (тайное), что (было) в душах (людей), их Господь будет, поистине, знать обо всем (и воздаст им за их убеждения и дела)?!» (Сура «Аль-’Адият», аяты 8-11).

 

Мудрый Абай говорил: «Превратность жизненная — многим тяжкий плен, Мы плачем от её ударов и измен».

 

Абай упрекая тех, кто впал в такую суетность, говорил: «Это от того, что нет у многих из нас иной мысли, кроме мечты накопительства. Нет у нас земледелия, торговли, мастерства, науки. Люди думают только об умножении скота. Умножив стада, они передают их пастухам, а сами, наевшись мяса, напившись кумыса, хотят наслаждаться любовью и скачками. И вот праздность делает для человека тесными его кочевье и зимовье. Ему кажется, что мало у него земли для стад, которых он сам не видит. И он отбивает землю у соседа кляузами, взятками, насилиями. А сосед старается вытеснить другого соседа или уходит с места, на котором жили его предки».

 

В другом аяте Всевышний Аллах описывает быстротечность мира следующим образом: «Знайте же, что жизнь мира сего — лишь игра и забава, бахвальство и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести больше имущества и детей, — [все это] подобно дождю, предвещающему добрый урожай и приводящему в восторг земледельцев, так как он способствует росту [растений]. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни [неверным] уготовано тяжкое наказание, [верующим] же — и прощение от Аллаха, и благоволение. Ведь жизнь в этом мире — лишь обольщение благами преходящими». (Сура «Аль-Хадид», аят 20).

 

Нет предела человеческой алчности, поэтому как бы и сколько бы он не пытался приобрести, ему будет казаться, что этого мало. Некоторые ученые сравнивают мир с тенью, которую нельзя достичь, преследуя ее. Напротив, как тень человека, стоящего напротив Солнца, следует за ним, так и его благие поступки следуют за ним, если он стремится в Ахират, к довольству Аллаха.

 

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Чьё стремление — будущая жизнь, Всевышний Аллах вложит богатство в его сердце. Все блага мира будут вынуждены прийти к нему. А того, кого волнует только бренный мир, Всевышний Аллах оставит его в постоянной нужде. Всевышний Аллах не дает ничего, кроме того, что Он предопределил». (имам Тирмизи).

 

Хазрат Усман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мысли о мирском загрязняют сердце, а размышления о будущей жизни наполняют сердце светом».

 

Кораблю лучше плавать на воде. Однако, если вода попадает в судно, оно тонет в бездне. Точно так же хорошо иметь средства в кармане. Потому что человек, у которого они в кармане, не только обеспечит семью необходимой едой, ни получит возможность раздать родственникам и бедным. Но если эти средства переместятся из кармана в его сердце, то тогда это станет для него проблемой и возможно, погрузится в пучину греха.

 

Многие из сподвижников, табиинов и ученых были богаты и состоятельны. Но они никогда не хранили мирское в своих сердцах. Были времена, когда требовалась помощь во имя религии, и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приносил с собой все свое имущество. А Умар (да будет доволен им Аллах) приносил половину. Усман (да будет доволен им Аллах) как-то пожертвовал сотней верблюдов на пути Аллаха со всем грузом. Одним из таких богатых людей был имам нашей ханафитской школы Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах). Однажды пришел незнакомец и сказал ему, что на караван имама напали грабители и ограбили все его имущество. Имам Абу Ханифа помолчал некоторое время и сказал: «Альхамдулиллах». Через некоторое время мужчина вернулся и сказал, что его караваны в безопасности и что разграбленные караваны не принадлежат Абу Ханифе. Имам снова замолчал и сказал: «Альхамдулиллах». В обоих случаях ученики имама, который ответил: «Альхамдулиллах» (вся хвала Аллаху), были поражены его словами и спросили его, что они значат. Имам пояснил им: «Я восхвалял и благодарил Всевышнего Аллаха, Который не вкладывал в моё сердце переживаний и радостей за мирские ценности».

 

Следовательно, мусульманин должен защитить свое сердце от такого порока, как любовь к мирскому. Любовь к миру и любовь к Аллаху не могут быть в одном сердце.

 

Иса (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В сердце верующего не уместятся любовь к мирскому и любовь к вечному так же, как и не уместятся вода и огонь в одном сосуде».

 

Мудрый Абай воспевал:

Кто друг земному, тот иным мирам чужой.

Несовместимы две души в душе одной.

Кто жаден к жизни, кто небытия боится.

Тот, знаю, верует не всей своей душой.

 

Абдуллах ибн Амир (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Поступай в жизни мирской так, как будто ты будешь жить здесь вечно, и совершай деяния для будущей жизни (Ахирата) так, как будто ты покинешь этот мир сегодня». (Муснад аль-Харис).

 

Истинный мусульманин — это тот, кто уделяет внимание и своей работе, и земному миру, и будущей жизни. Он зарабатывает себе на жизнь честным трудом, и если он богат, он раздает милостыню, выплачивает закят, и его счастье или несчастье не зависят от его материального богатства.

 

Да будет доволен нами Аллах, и одарит Он нас благом в будущей жизни и в мире этом!

 

«О, Аллах, приведи для меня в порядок мою религию, которая служит мне защитой во всех моих делах, и приведи для меня в порядок мир этот, в котором я живу, и приведи для меня в порядок мир вечный, куда я вернусь, и сделай так, чтобы жизнь только добавляла мне всякого блага, и сделай для меня смерть отдохновением от всякого зла!» (имам Муслим).

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi