83. Остерегаться дурных мыслей - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:41
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:30 06:50 11:41 14:44 16:26 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-авваль 1446
Григорианский
21 ноября 2024

Циклы уроков

83. Остерегаться дурных мыслей

83. Остерегаться дурных мыслей

82. Не унижать людей

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
12 авг. 2024 2 812 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Брат, знай! Плохие мысли — это гыйбат сердцем. Это так же харам, как и гыйбат языком. Плохая мысль — это плохо думать о человеке, обвинять его в чем-то без каких-либо доказательств». (Имам Газали).

 

Человеческие мысли очень быстры. Блокировать и ограничивать мысли очень сложно. Потому что в один момент на ум приходит множество вещей, различные идеи и изображения, подобно видеофильму. И многие задаются вопросом: «будем ли мы отвечать за то, что приходит нам на ум?». Естественно, отвечать за все мысли мы не будем. Потому что Коран утверждает, что человек не несет ответственности за то, что не в его власти, вернее, чего он избежать не может. Но если мы выразим свои мысли вслух, мы уже ответственны за них. Многие аяты Корана предупреждают нас, что плохие мысли — это грех, и их следует избегать.

 

Согласно шариату, есть два типа мыслей: хорошие мысли (хусну зон) и плохие мысли (су-и зон). Когда мы видим что-либо хорошее или плохое, и потом мы остаемся хорошего мнения, то это «хусну зон». А плохие мысли возникают в результате того, что человек додумывает, и в результате складывает негативное мнение о человеке. Аллах предостерегает мусульман от злых мыслей, потому что такие мысли приводят к «гыйбату».

 

Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Знай, если запрещено плохо говорить о людях, запрещено также и плохо думать о них» (Аль-Азкар аль-Мунтахаба).

 

Если мусульмане будут добры друг к другу, они смогут избежать многих ошибок. В Священном Коране говориться: «О, верующие! Избегайте подозрений, ведь некоторые подозрения — это грех. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам же неприятно это! Бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий» (Сура «Аль-Худжурат», аят 12).

 

Этот аят предостерегает нас избегать плохих мыслей о мусульманине. Плохие мысли могут привести к грехам, таким как ложное обвинение и злословие. То есть, если кто-то плохо о ком-то подумает, он идет, чтобы разоблачить этого человека, чтобы убедить себя своими же мыслями. Затем он спешит сообщить плохие новости о человеке и, наконец, совершает «гыйбат». В результате, как говорится в хадисе, происходит одно из двух: «Если то, что он говорит о нем правда, то это будет «гыйбат», если ложь — то это клевета» (имам Абу Дауд). В любом случае человек совершает серьезный грех. Либо это гыйбат, либо клевета. Вот почему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о, рабы Аллаха, как Он велел вам! Мусульманин мусульманину брат, и не (должен) он ни притеснять его, ни оставлять без поддержки, ни относиться к нему с презрением». (имамы Бухари и Муслим).

 

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не взвинчивайте цену и будьте братьями, о рабы Аллаха!».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил своих сподвижников: «Пусть никто из моих сподвижников не говорит мне о чьих-либо недостатках. Я хочу стоять перед вами со здоровым сердцем» (имам Абу Дауд).

 

Позитивные мысли о людях не создают проблем. Напротив, удерживают от грехов и бесполезных дел. Мы также должны быть хорошего мнения об умерших братьях и сёстрах.

 

Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Будьте хорошего мнения о рабах Аллаха! Это избавит вас от большого бремени».

 

Имам Газали говорил: «Брат, знай! Плохие мысли — это гыйбат сердцем. Это так же харам, как и гыйбат языком. Плохая мысль — отрицательно думать о человеке, обвинять его в чем-то без каких-либо доказательств».

 

В любом случае мусульманин не должен сразу думать плохо и должен быть очень осторожен, чтобы не заставить других думать о нем плохо. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети (совершал и‘тикяф) в последнюю декаду месяца Рамадана, и его жена Сафийя (да будет доволен ею Аллах) однажды вечером пришла навестить его и побеседовала с ним немного. Затем она поднялась, чтобы пойти домой, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся вместе с ней, чтобы проводить её и чтобы ей не пришлось возвращаться в одиночестве. Вот как об этом рассказывает сама Сафийя (да будет доволен ею Аллах): «Однажды вечером, в период пребывания Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в мечети, я пришла навестить его. Мы поговорили немного, а потом я поднялась и собралась пойти домой (а она жила в доме, впоследствии принадлежавшем Усаме ибн Зайду), и он встал, чтобы проводить меня. Мимо нас прошли два ансара. Увидев Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они ускорили шаг. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не торопитесь... Это ведь моя супруга Сафийя!». Они воскликнули: «Пречист Аллах, о Посланник Аллаха!». Он же сказал: «Поистине, шайтан течёт в человеке с током крови, и я побоялся, что он внушит вашим сердцам что-то дурное» (имам Бухари).

 

Он сообщил им о том, что шайтан стремится всячески сбить потомков Адама с прямого пути, и при этом он имеет большое влияние на них, и он течёт в них с током крови, зная самые потайные пути, по которым можно подобраться к ним, и что опасался, что шайтан может внушить что-то нехорошее их сердцам.

 

Из следующего хадиса ясно, что хорошие мысли — это форма поклонения для мусульманина: «Хорошо думать (о людях) из хороших видов поклонения» (имам Абу Дауд).

 

Лицемеры не только не верили, но и постоянно притесняли мусульман. Однажды, во время кампании Бану Мусталик, Айша, жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мать мусульман, оклеветали. Мусульмане были глубоко опечалены этим случаем, который огорчил и Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил со своей женой, Зайнаб бинт Джахш и слугой Айши Барирой о клевете, они оба сказали, что у них только хорошее мнение об Айше.

 

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто женил тебя на Аише?» Пророк ответил: «Аллах». «Если Аллах женил тебя на ней, Он ничего не скроет, это клевета», — сказал Умар, показывая, что хорошего мнения об Айше.

 

Плохие мысли могут привести к ошибкам и разочарованию. Семя злой мысли, прорастающее в сердце, горько и причиняет боль другим. Чтобы избавиться от этой вредной привычки, нам нужно быть хорошего мнения об окружающих.

 

В хадисе говорится: «Если вы будете втроём, пусть двое (из них) не перешёптываются без присутствия третьего, ибо, поистине, это может огорчить его!»

 

Однажды Хазрат Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) став имамом, чтобы обучить общину, совершил длинную молитву. Один из молящихся не выдержал, сделал «салям», отошел и помолился сам. Люди, услышавшие это, начали обвинять его в лицемерии. Эта история дошла до Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассердился и сказал Муазу: «Ты смутьян? Хочешь внести раздор?». (имам Бухари).

 

Причина, по которой это сказано Хазрату Муазу, заключалась в том, что в обществе есть старые, больные и слабые люди. Поэтому, учитывая их положение, нельзя удлинять молитву. Во-вторых, слишком долгий намаз может стать источником сплетен. Потому что если некоторые больные и нуждающиеся люди не выдержат стояние при длительной молитве, другие мусульмане, не знающие об их состоянии, будут плохо думать о них, и даже обвинять их в лицемерии и клевете. Следовательно, нам нужно быть осторожными, чтобы не думать плохо о других, и быть осторожными, чтобы не позволять другим грешить против нас.

 

Если человек плохо о ком-то думает, он не должен никому рассказывать, пока не узнает наверняка. Если будет держать язык за зубами, то избежит греха.

 

«О Аллах, избавь меня от скверного нрава, низменных страстей, плохих и постыдных поступков» (Ибн Хиббан).

 

84. Обуздание гнева

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi