Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Кто отдаст должное своему брату-мусульманину ради Аллаха, Аллах даст ему две награды. Первая предназначена за то, что он выполнил свои обязательства, а вторая за то, что он оказал помощь Божьему творению» (Мудрость)
У каждого мусульманина есть определенные действия и права, которые он должен выполнять перед своим братом-мусульманином. Это такие права, как отвечать на приветствия, не пренебрегать приглашением, наставлять, навещать при болезнях, присутствовать на похоронах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей входят в число обязанностей всех мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойного, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему» (Бухари). А вдругом хадисе говорится: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его в последний путь» ( Муслим). Обязательства мусульманина по отношению к мусульманину означает права, касаемо его чести, достоинства и собственности. Они также включают в себя обязательства индивидуального характера, общее обязательство (кифая) и дополнительные (суннат, мустахаб). Из других источников можно узнать о наличии следующих обязательств: здороваться, помогать угнетенным, выполнять обещание, прощать ошибки, быть добрыми, никому не рассказывать о его недостатках, прощать его ошибки, защищать его, если кто-либо сплетничает о нем, быть в дружеских отношениях, беречь его собственность, принимать подарки, быть благодарным за что-то хорошее, благодарить, разделять его горе и печаль, помогать в трудной ситуации, желать ему добра и т.д.
Приветствие
Одно из обязательств мусульманина перед своим братом-мусульманином — поспешить поприветствовать его первым при встрече. Салам — это сокращение от «Ассаламу алейкум» или от среднего «Ассаламу алейкум уа рахматуллах» или от полного «Ассаламу алейкум уа рахматуллахи ва баракатуху». Когда кто-то приветствует вас, ответить на приветствие является обязательным (уаджиб). Если кто-то приветствует группу лиц, то достаточно ответить лишь одному, тогда будет считаться, что он ответил за всех. Это называется коллективная обязанность — уаджиб кифая. Согласно этикету, человек, который стоит, первым приветствует человека сидящего, маленькая группа лиц первыми приветствуют группу больше, а всадник первым приветствует пешего.
Отвечать на приглашение
Например, если кто-то приглашает вас на встречу, свадьбу, и у вас нет причин не присутствовать, или если нет препятствий, вам следует отправиться в то место, куда вас пригласили. Препятствиями здесь являются обстоятельства, запрещенные шариатом, например, распитие спиртных напитков. В общем, лучше держаться подальше от греховных поступков, вызывающих гнев Всевышнего.
Наставление
Особое внимание мусульманин должен уделять ответственности. Потому что люди приходят к кому-то, потому что верят, нуждаются в мудрости, наставлении и надежде. Поэтому наставник должен говорить с особым интересом, вниманием и открытостью. Будь то вопрос собственности, торговли, отношений, выбора невесты или получения работы, на этот вопрос нужно ответить с мудростью. Имам Навави (да помилует его Аллах) говорил: «Если кто-то просит вас дать ему совет, показать ему путь, сделайте ему наставление, направьте его на правильный путь, не льстите ему, не лгите и не скупитесь в наставлении».
Советоваться — это тоже наставление. Ибн Раджаб аль-Ханбали (да помилует его Аллах) сказал: «Самое сильное наставление — это наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если ваш брат просит от вас наставления, дайте ему хорошее наставление» (Бухари). В другом хадисе говорится: «Обязательство мусульманина перед другим мусульманином — это быть наставником даже в его отсутствие» (Ахмад). Смысл этого хадиса таков: «Если о брате-мусульманине говорят плохие вещи в его отсутствие, то его брат должен суметь сохранить его честь и достоинство, а если кто-то пожелает ему зла в его отсутствие, препятствовать этому всеми путями. Действительно, быть наставником в его отсутствие означает, что он истинный наставник. Ведь возможно, что человек дает наставление, а за спиной говорит о нем совсем по-другому. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, самые любимые из рабов Аллаха — это те, кто проявляет любовь к Аллаху, к Его рабам и наполняет землю благими наставлениями» (Джамиуль улум уаль хикям).
Навещать больного
Одна из важнейших обязанностей мусульманина — узнать о состоянии больного человека. Согласно хадису, переданного от Саубана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, пребывает среди «хурфат аль-Джанна» до тех пор, пока не вернётся». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что такое «хурфат аль-Джанна»? — на что он ответил: «Райские плоды» (Муслим). Человек, пришедший навестить, садится у изголовья больного и молится за него. Это действие из разряда мустахаб (желательные действия). Об этом в казахском народе говорят: «Выздоровление больного в приветствии здорового».
Участие в джаназа (заупокойная молитва)
Когда умирает брат-мусульманин, следует присутствовать на его похоронах, проводить его в последний путь, отнести его тело на кладбище и присутствовать на его похоронах. Это весьма большое и важное дело. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто примет участие в похоронах до совершения заупокойной молитвы, тот получит в награду кират. А кто примет участие в похоронах до погребения, тот получит в награду два кирата». Его спросили: «А что такое два кирата?» Он ответил: «Они подобны двум огромным горам» (Бухари). Имам Багауи (да помилует его Аллах) сказал: «Все мусульмане равны в отношении этих обязательств, и праведники, и грешники. Однако к благочестивым уделяется особое внимание» (Шарх ас-Сунна).
Ибн Араби (да помилует его Аллах) сказал: «Ислам поставил мусульман в равное положение. Следовательно, необходимо обеспечить равенство. Неправильно делить людей на начальников и подчиненных, богатых и бедных. Не стоит недооценивать человека, даже если он ниже положением. Смотри на всех одинаково. Представь всех мусульман как единое целое. Если нет мусульман, нет и Ислама. Чтобы быть полноценным человеком, все части тела, все внутренние и внешние силы должны быть одинаковыми». Один из мудрецов сказал: «Кто отдаст должное своему брату-мусульманину ради Аллаха, Аллах даст ему две награды. Первая предназначена за то, что он выполнил свои обязательства, а вторая за то, что он оказал помощь Божьему творению».