Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
В каждом деле есть то, откуда поступает указание, то есть как бы «центр указаний». Точно так же сердце является центром человеческого сознания. Если сердце полно веры, совести и доброты, то человеку свойственны нравственность и искренность. А когда неверие и жестокость укореняются в сердце, у человека появляются такие вещи, как неверие и безнравственность. Следовательно, сердце — источник добра и зла.
Священный Коран говорит о сердце в 132 местах. Это является признаком важности сердца. Поэтому Всевышний Аллах указывает, что основная причина, по которой человек является верующим или неверующим, чистым или грешным — это человеческое сердце.
Как сказано в Коране и хадисах, с духовной точки зрения существуют следующие типы человеческих сердец:
Первый — «Кольбун салим» (здоровое сердце).
В Священном Коране сказано: «В день, когда (никому) не принесет пользу ни богатство, ни сыновья, но (легко будет тем), кто предстанет перед Аллахом со здоровым сердцем». (Сура «Аш-Шу’ара», аяты 88, 89).
Что касается значения слова «здоровое сердце» в этом аяте, муфассир Имам Рази (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Здоровое сердце означает избегать невежества и скверного нрава. То есть, освобождение сердца от слепых верований, скверных дел и мирских желаний».
Второй: «Кольбун муниб» (покорное сердце).
Покорное сердце — это сердце, которое предано Аллаху, освобождено от оков преходящих миров и искреннее обращено к своему Господу. В Священном Коране говориться: «Кто боялся Милостивого, не видя Его, и пришел с сердцем, обращенным (к Аллаху, покорным)». (Им будет сказано): «Войдите сюда (в Рай) с миром. Это — День вечности (начала вечной жизни в Раю)!». Им в нем (будет дано) все, что они пожелают, а у Нас есть большее» (Сура «Каф», аяты 33-35).
Третий: «Кольбун мутмаинн» (установленное сердце).
Это сердце, освободившееся от всех злых мыслей, обретшее покой, имеющее совершенную веру, то есть достигшее уровня «айнал-якин». Как сказано в Коране, единственный способ для сердца достичь этого уровня — это «зикруллах», то есть поминание Аллаха. В Священном Коране приводится: «Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Сура «Ар-Ра’д», аят 28). Это сердца истинных верующих. У таких людей не будет проблем в будущей жизни. Они войдут в Рай, обещанный Всемогущим Аллахом.
Четвертый: «Кольбун косия» (черствое сердце).
Исламские ученые говорят, что очерствение сердца означает, что сердце не принимает истину, избегает понимания аятов Аллаха, не слышит призыва и совершает грехи. В Коране сказано: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они — в явном и заблуждении» (Сура «Аз-Зумар», аят 22).
Пятый: «Мертвое сердце».
Это сердце, которое не учится, не чувствует и на которое не воздействует наставление. Такое сердце описано в Коране как «запечатанное сердце». Сердца тех, кто не прислушивается к предостережениям Аллаха и не видит истины. То есть сердце, которое не может выйти из слепой веры, которое не взвешивает истину на весах разума и отказывается признать истину. В результате Всевышний Аллах запечатал их сердца. В Священном Коране об этом говориться: «Поистине, неверующим безразлично, увещевал ты их или не увещевал, — они не верят. Аллах запечатал их сердца и их слух, а на их глазах — пелена. И для них — великое наказание!» (Сура «Аль-Бакара», аяты 6-7). В следующем аяте сообщается: «У них сердца, которые не понимают, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Из-за скудности мышления, нежелания смотреть на вещи с целью извлечения урока и нежелания слушать, размышляя» (Сура «Аль-А’раф», аят 179).
Шестой: «Кольбун Мародун» (больное сердце).
В Священном Коране сообщается: «В их сердцах болезнь. Да увеличит Аллах их болезнь!» (Сура «Аль-Бакара», аят 10). Здесь мы описали типы сердец. Однако духовная болезнь сердца преходяща. Потому что сердце не рождается с духовным заболеванием. Любое сердечное заболевание можно вылечить с помощью милости Всевышнего. Исламские ученые разделили болезнь сердца на две части: веру и мораль. Болезнь сердца с точки зрения веры, означает придание сотоварищей Всемогущему Аллаху, то есть поклонение иному божеству наряду с Аллахом. С точки зрения морали, к болезням сердца относят греховность, жадность, лицемерие, высокомерие, ревность и любовь к мирскому и многое другое. И это именно то, от чего людям необходимо избавиться в первую очередь.
Что нужно сердцу в первую очередь?
Поскольку сердце является источником духовного воспитания, сердце в первую очередь нуждается в вере. Сердце должно быть освобождено от невежества и духовных болезней, а вера должна быть сильной. Поскольку человек состоит из тела и души, а наше тело сделано из земли, вся его пища и потребности берутся из почвы в глубинах земли. А поскольку душа дана человеку Аллахом, его пропитанием является духовная пища. Всевышний Аллах говорит в суре «Аль-Бакара»: «Берите с собой все необходимое, но лучшее, чем можно запастись, — это богобоязненность».
Религия озаряет человеческое сердце состраданием и любовью. Этот свет бодрит наше сердце и укрепляет нашу веру. Только тогда наши сердца очистятся от вредных привычек и наполнятся хорошими качествами.
Всевышний сказал Мусе (мир ему): «Я смотрю в сердце человека. Если я не нахожу в нем никаких признаков любви, я наполняю их любовью к Себе. Ограждая от других, беру его в Свои друзья».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда раб Аллаха совершает грех, на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то сердце его очищается от, этого пятна...» (имам Навави, «Рияду Ас-Солихин»).
Пусть Аллах защитит всех нас от духовных болезней и осветит наши сердца светом веры. Пусть Он одарит нас чистым сердцем!