Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
72. Обязательства мусульманина перед немусульманином
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Знайте, что если кто-то обидит «зимми» (то есть, не мусульманина, пользующегося защитой мусульман) или умалит его право, или заставит его работать сверх его возможностей, или заберет у него что-либо без его согласия, я буду его противником в Судный день» (Хадис).
Ислам — последняя божественная религия, посланная всему человечеству и джиннам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также был послан для установления милосердия и мира на земле. В Священном Коране сказано: «Мы отправили тебя (Мухаммад) только как (проявление) милости для миров» (Сура «Аль-Анбия», аят 107).
В следующем аяте Аллах повелевает: «Поистине, (истинная) религия для Аллаха — это Ислам» (Сура «Али Имран», аят 19).
Однако Ислам уважает любую другую религию. Никто не подвергается дискриминации по религиозному, национальному, расовому или половому признаку. Ислам оценивает личность с человеческой точки зрения и действует с верой в то, что никто не превосходит кого-либо, кроме как в благочестии и набожности. Потому что Всевышний Аллах говорит в Коране:
«О, люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Но самый достойный (человек) из вас перед Аллахом — более богобоязненный» (Сура «Аль-Худжурат», аят 13).
Ислам — совершенная религия и предоставляет свободу в вопросах вероисповедания. Ислам не требует от представителей других конфессий в обществе принимать религию силой, но предписывает относиться к ней с уважением и повелевает нам находить путь к их сердцам. А принуждение кого-либо к обращению в Ислам противоречит принципам религии.
Каждый должен принять религию по собственному желанию. У каждого свой путь и позиция. Однако, если он обратится в Ислам, он будет на правильном пути и будет счастлив в обоих мирах. Аллах повелел Пророку призывать людей к религии не силой, а любовью: «Если они примут Ислам, то последуют верным путем. Но если откажутся (то твоей вины в этом нет), ведь твоя обязанность — (только) передача Откровения» (Сура «Али Имран», аят 20).
В последние годы проблема межрелигиозного диалога и участия стран мира стала актуальной. Однако Коран повелел мусульманам делать это много веков назад. В Коране Всевышний Аллах учит призывать к единству, миру и согласию людей Книги: «Скажи (Мухаммад): «О люди Писания! Давайте придем к единому мнению — мы и вы — и не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем считать никого равным Аллаху и не будем брать кого-то в законодатели, помимо Аллаха». А если они откажутся, то скажите (им, верующие): «Засвидетельствуйте, что мы — мусульмане» (Сура «Али Имран», аят 64).
Наша благородная религия запрещаем нам ссориться с другими религиями в обществе, и предписывает вести диалог в рамках разума и взаимоуважения. В аяте говорится: «Ведите спор с людьми Писания лишь наилучшим образом». (Сура «Аль-Анкабут», аят 46).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) относился к людям Писания более внимательно, чем к язычникам, которые притесняли его сподвижников, что и стало причиной их временного переезда в христианскую Абиссинию (Эфиопия) в 615 году. А в 629 году он (да благословит его Аллах и приветствует) отправил письмо к правителям Рима, Египта и Абиссинии с призывом принять Ислам.
Мединское соглашение
После переезда в Медину в 622 году Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) издал специальный закон, регулирующий такие вопросы, как мирное сосуществование с местными иудеями, защита страны, торговля и наказание преступников. Этот закон также назывался «Мединской Конституцией» или «Мединское соглашение». Статья 25 Закона, в которой содержалось более 50 статей позволял иудеям свободно исповедовать свою религию: «Мусульмане и люди Писания составляют одну умму, несмотря на религиозные различия. Религия иудеев — своя, у мусульман - своя. Иудеи останутся при своей религии, а мусульмане при своей».
Согласно тому же закону, каждый мог свободно исповедовать свою религию, а в случае совершения преступлений в обществе они наказываются по своим религиозным законам. Согласно этому закону, иудеи принимают Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве главы государства. Со временем люди еврейского происхождения, такие как Абдулла ибн Салам, Саглаба ибн Сагья, Асид ибн Сагья, Асад ибн Убайд, Мухайрик, Маймун ибн Яман, обратились в Ислам и удостоились носить гордое имя сподвижников.
Однажды иудеи Хайбара пришли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и пожаловались на некоторых мусульман. Они брали овощи, принадлежащие иудеям без их разрешения. После этой жалобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) собрал своих сподвижников в мечети и сказал им, что собственность других религий, живущих в согласии с ними, является запретными. (Ахмад).
Между Меккой и Йеменом есть регион под названием Наджран. Там жили христиане. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал сподвижника по имени Мугира ибн Шугба призвать христиан Наджрана к Исламу. Христиане Наджрана отправили в Медину делегацию из 60 человек во главе с Абу Харит ибн Алкамой. Среди них были священнослужители. Когда они прибыли, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники завершили молитву Аср. Христиане встретились с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в мечети. Однако, когда пришло время им помолиться, они попросили разрешения помолиться в мечети. Сподвижники возражали против поклонения христиан в мечети. Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил им это сделать. Христианские представители, повернувшись на восток, совершили свои обряды поклонения.
На следующий день Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пригласил христиан Наджрана принять Ислам. Христиане соглашаются заключить договор, но при этом отказались принять Ислам. Христиане согласились принять любые выдвинутые условия. Также они пришли к согласию о том, что для разрешения споров, возникших между ними, к ним будет отправлен судья. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) установил джизью (налог) в соответствии с договором, гарантировал им защиту и защиту их имущества, их религиозные верования и сказал, что не будет никакого притеснения в отношении их храмов и духовенства. Абу Убайда ибн Джаррах (да будет доволен им Аллах) был назначен судьей для разрешения их споров.
Когда Хазрат Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был халифом, он написал письмо христианам Наджрана: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это письмо от раба Аллаха, халифа Посланника Аллаха Абу Бакра жителям Наджрана: «Жители, их земли, их религии, их имущество, их поклонение, их верующие и их лидеры, их храмы, их имущество находятся под опекой Аллаха и под защитой Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует). Им не будет причинен вред, и они не испытывают никаких трудностей...».
Запрет притеснения представителей иных религий
Коренных жителей в исламских странах из числа немусульман называют «Ахль аль-Зимма», то есть, «люди договора». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от притеснения представителей других религий, живущих в мусульманской общине под властью Ислама: «Кто убьет зимми, тот не почувствует запах Рая, хотя его аромат распространяется на расстоянии сорока лет путешествия» (Бухари).
В хадисе говорится: «Знайте, что если кто-то обидит зимми (немусульманина, пользующегося защитой мусульман) или умалит его право, или заставит его работать сверх его возможностей, или заберет у него что-либо без его согласия, я буду его противником в Судный день» (Абу Дауд).
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сказал присутствующим, когда он лежал при смерти: «Я доверил вам всех зимми (представителей других религий). Потому что они зимми, доверенные нам Пророком» (Абу Дауд).
Имам аль-Мауарди говорил: «Если с зимми взимается налог джизья, тогда должны соблюдаться их два права. Первое — не навредить им, второе — защитить. Не навредить, значит обеспечить их спокойствие, а защита — обеспечить их безопасность».
Сподвижники, которые обучались от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были в хороших и доброжелательных отношениях с представителями иных религий, которые признали главенство Ислама и жили в мире и согласии с мусульманами. Во время правления второго халифа Умара (да будет доволен им Аллах) исламский мир процветал, и многие земли перешли под власть халифа.
Ни одна из различных национальностей и этнических групп, населявших этот район, не подвергалась притеснениям со стороны мусульман, и люди могли жить свободно. Осенью 637 года, после того как исламские армии оккупировали палестинские территории, где проживали преимущественно христиане, местный народ и халиф Умар (да будет доволен им Аллах) подписали следующее соглашение: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Это гарантия безопасности раба Аллаха Умара, повелителя правоверных, жителям Иерусалима (Кудус). Гарантия безопасности им самим, их имуществу, их храмам и крестам, больным, исцелившимся и остальным людям... Их храмы не будут заняты и не будут разрушены, и не будет отнято ничего ни из их владений, ни из крестов, ни из имущества (храмов). Христиан не станут презирать за их религию, и ни одному из них не будет причинён вред...».
Во время халифата люди других религий веками свободно жили и исповедали свои религии в Сирии, Египте и Андалусии (Испания). И в наше время мусульманские страны живут в гармонии с представителями других религии благодаря терпимости и уважению к другим.
Амир ибн Абдулла аль-Тамими (да смилостивится над ним Аллах), богобоязненный человек из города Басра времен Османского халифата, гуляя по улицам города, стал свидетелем одного инцидента. Он увидел, как помощник городской стражи, схватив представителя другой религии, тащил его за собой. Тот бедняга кричал, взывая о помощи: «Спасите меня, и Аллах вас спасет. Помогите представителю другой религии во имя вашего пророка. О мусульмане!». Амир вышел перед ними и спросил у иноверца: «Ты заплатил джизью?». «Да, я заплатил», — ответил он.
Амир посмотрел на мужчину, который держал его, и сказал: «Чего ты хочешь?». Он сказал: «Я веду его убираться в саду начальника городской стражи». Амир сказал: «Почему бы тебе самому не убрать его?». «Мне не нравится эта работа». И тем более, если я стану этим заниматься, это будет мешать моей основной работе, и я не смогу прокормить своих детей». «Отпусти его», — приказал Амир. Мужчина ответил: «Я не отпущу его». Амир надел плащ на плечо жертвы и сказал: «Обещание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не будет нарушено, пока я жив. (Посланник Аллаха обещал защитить членов других религий, которые поклялись жить спокойно, платя налоги)». Вскоре после этого группа людей собралась вокруг него, защитила Амира и силой освободила иноверца.
Один из халифов Омейядов, Умар ибн Абд аль-Азиз (717-720), однажды созвал собрание и сказал: «Тот, у кого есть жалоба, пусть скажет». Тогда христианин (зимми) из сирийского Хомса встал и сказал халифу:
- О, правитель правоверных! Я буду спрашивать из Книги Аллаха. Халиф спросил:
- На что вы жалуетесь? Он сказал:
- Аббас ибн Уалид ибн Абдул Малик захватил мою землю. Аббас тоже был там. Омар посмотрел на Аббаса и сказал:
- О, Аббас! Что вы на это скажете?
Аббас сказал:
- О, правитель правоверных! Уалид дал мне эту землю и оформил на меня все необходимые документы.
Тогда халиф Умар ибн Абд аль-Азиз сказал:
- О Зимми, что ты скажешь? Зимми ответил:
- О, правитель правоверных! Я прошу тебя принести Книгу Аллаха. Халиф Умар сказал:
- Конечно, лучше ссылаться на Книгу Аллаха, чем на книгу Уалида. Вставай и верни ему его землю.
Уалид тут же вернули землю зимми.
Мусульманин не получит вознаграждение за оскорбление других. Скорее наоборот, он совершит грех тем, что заставил человека отдалиться от Ислама. Следовательно, долг мусульманина — не запугивать представителей других религии. Надо уметь в совершенстве демонстрировать свою религию и молиться в своих ежедневных молитвах, прося защиты от огня Ада, а также различных невзгод.
«О Аллах поистине, я ищу у Тебя защиты от мучений огня и искушения огня, от искушения могилы и мучений могилы, от зла искушения богатством, от зла искушения бедностью, и от зла искушения Масиха Даджаля!» (Бухари).