70. Права соседа - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:53
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:23 04:48 11:53 16:48 18:52 20:18
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Шавваль 1445
Григорианский
27 апреля 2024

Циклы уроков

70. Права соседа

70. Права соседа

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
11 дек. 2023 4 048 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Близкий сосед лучше дальней родни». (Пословица).

 

Большое значение в Исламе имеют права соседа. Об этом есть много аятов и хадисов. В Священном Коране говориться: «Поклоняйтесь Аллаху и не приравнивайте к Нему никого. Хорошо относитесь к родителям, родственникам, сиротам, бедным, соседям». (Сура «Ан-Ниса», аят 36).

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) дал много заповедей касательно прав соседей. Мать правоверных Аиша рассказывала: «Однажды я спросила Посланника Аллаха: «О, посланник Аллаха, у меня есть два соседа, так кому же из них сделать подарок?» Он ответил: «Тому, чья дверь к тебе ближе» (Бухари).

 

Ближайший сосед заслуживает хорошего отношения к нему. На то есть веская причина. Обычно человек в курсе, что творится в доме соседа. Он видит всех, кто приходит и уходит. Он рядом, когда случается беда. Следовательно, такой сосед заслуживает хорошего отношения к нему.

 

Как говорится в народе: «Близкий сосед лучше дальней родни».

 

У каждого мусульманина есть три типа соседей. Например, предположим, что вы живете рядом с родственником. Итак, у этого человека есть три вида прав на вас: как родственник, как брат-мусульманин и как сосед. Теперь один из ваших соседей не является родственником, он только верующий. У него два права. А есть соседи, у которых только право из-за соседства, они исповедуют другую религию, и не родственники, но живут рядом по соседству. У этого человека есть право на вас, а у вас на него. Как видите, наша религия проповедует уделять особое внимание правам ближнего, разделять его радости и горести, прощать его ошибки и даже делиться с ним едой.

 

Грешно есть и не помогать соседу, который голоден. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не является верующим (в смысле не имеет полноценной веры) тот, кто уснет сытым в то время, когда его сосед голоден» (Бухари).

 

Поэтому забота о ближнем соседе в беде — признак обладающего иманом. Наш народ пережил много невзгод. И даже в таких случаях люди делились тем малым, что у них было, со своими соседями. Относились друг к другу с пониманием и переживанием. Вероятно, именно за счет хорошего отношения с соседями сегодня мы живем в независимой стране.

 

В соответствии с традицией, наш долг — навещать соседа, знать его состояние и помогать ему в случае затруднений. Даже строительство такой постройки, как баня или сарай, согласно мусульманской традиции дозволяется только с согласия вашего соседа, и нельзя строить его, если сосед возражает.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Пусть сосед не препятствует соседу, если тому понадобится установить на его стене доску» (Бухари). То есть для того, чтобы сосед смог построить себе то, что ему понадобится, его сосед должен позволить ему использовать стены своего дома, сарая или забора.

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) даже приказал, чтобы при продаже дома или земли человек сначала посоветовался со своим соседом. В шариате это называется «аш-шуф’а». То есть, если вы продаете свой дом или другую недвижимость, вы должны сначала сообщить об этом своему соседу.

 

Потому что у вашего соседа прав больше, чем у других. Во-первых, неизвестно, кто заменит вас, если вы переедете. Возможно, сюда переедет неприятный человек. Во-вторых, возможно ваш сосед расширит свое поселение за счет освободившегося места.

 

Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) показал отличный пример в отношении своего соседа. У Пророка (мир ему и благословение) был сосед-иудей, который каждый день выбрасывал мусор из окна, в то время, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо его дома. Однажды мужчина перестал выбрасывать мусор. Тогда Пророк (мир ему и благословение) решил узнать — не заболел ли он и посетил его. Увидев такие прекрасные отношения, сосед произнес шахаду и принял Ислам. Поэтому мусульманин должен быть в мире со своим соседом, даже если он исповедует другую религию или является неверующим.

 

Посланник Аллаха говорил: «Джибраил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу так долго, что я даже подумал, что он включит его и в число наследников» (Бухари).

 

В Исламе запрещено причинять вред соседу каким-либо образом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе, переданном от Абу Хурайры: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу». (Бухари).

 

Однажды Пророк (мир ему и благословение) воскликнул: «Клянусь Аллахом, он неверующий! Клянусь Аллахом, он неверующий!» Его спросили: «Кто это, о, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чьи соседи не находятся в безопасности от его вреда» (Сахих Бухари). То есть человек, утративший доверие соседа, не считается полностью верующим.

 

В Куфе по соседству с Абу Ханифой жил молодой сапожник. За вырученные в своей мастерской деньги он каждую ночь покупал вино. Захмелев, он пел одну и ту же песню: «Ходившие со мной в обнимку, когда сами нуждались во мне, Куда же подевались сегодня, когда я оказался в нужде?»

 

Абу Ханифа, который бодрствовал ночами, занимаясь поклонением, слышал это. И однажды пение соседа прекратилось, Абу Ханифа спросил, куда же он исчез. Оказывается, как-то ночью парня арестовали и посадили в тюрьму.

 

На следующий день, совершив утренний намаз, верхом на своем муле Абу Ханифа отправился к правителю. «Окажите ему помощь и услугу, не давая слезть с мула, — приказал своей свите правитель. — А если он попытается слезть, то не давайте ему сделать это, не постелив перед ним ковёр». Проявив к нему должное уважение и почёт, правитель спросил у Абу Ханифы, что его привело во дворец. Имам ответил, что пришёл просить за соседа, которого посадили. В знак уважения к имаму правитель приказал отпустить его соседа из-под стражи, а также освободил всех, кто был арестован в ту ночь.

 

Абу Ханифа верхом на своем муле вместе с сапожником отправился в обратный путь. Подъехав к дому, Абу Ханифа спросил юношу: «О, молодой человек, разве мы бросили тебя в нужде?» Сапожник ответил: «Клянусь Аллахом, ты меня не бросил. Ты соблюдал права соседа, да сохранит и тебя Аллах!» С тех пор сапожник искренне раскаялся, перестал пить и стал учеником имама.

 

А как мы ведем себя с нашими соседями в современном обществе? Очень часто пренебрегают правами соседа. Более того, наши городские братья даже не знают своих соседей и не общаются с ними. Жители городов утром выходят из дома, и возвращаются только под вечер, не находя время на беседу с соседями. Следовательно, если мы сохраняем религию, традиции и обычаи, унаследованные от наших предков, считается, что мы выполнили свой мусульманский и общечеловеческий долг. Давайте с сегодняшнего дня отдавать должное соседу.

 

Исламские ученые хорошее отношение или доброту, оказанную соседу, классифицируют следующим образом:

 

1. Приветствие и ответ на него;

 

2. Ответить на приглашение соседа;

 

З. Не причинять вреда соседу;

 

4. Умение справляться с трудностями, которые причиняют некоторые соседи;

 

5. Скрывать недостатки соседа и хранить его честь;

 

6. Поздравления по случаю;

 

7. Соболезнования в случае несчастья;

 

8. При покупке фруктов или еды передавать часть соседу;

 

9. Быть добрым и снисходительным к соседу;

 

10. Не винить соседа;

 

11. Посещать соседа по возможности;

 

12. Помогать нуждающемуся соседу;

 

13. Советоваться с соседом по важным вопросам.

 

Быть добрым, гостеприимным, отзывчивым, снисходительным к соседу обязательно даст свои плоды как в этой жизни, так и в будущей.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi