Дәрістер топтамасы
«Когда человек пытается сделать что-то по данной ему воле, Аллах дает ему силы сделать это и делает возможность этому случиться».
Человек подотчетен Создателю двумя способами. Первый — это воля человека, а второй — действия человека, выходящие за рамки его воли. В шариате это называется «ихтияри» (добровольными) и «иддирари» (принудительными) действиями.
Непроизвольные действия — это функционирование человеческого тела. Например, сердцебиение, пищеварение желудка, а также невозможность влиять на окружающую среду. Он не несет ответственности перед Аллахом за такие действия, которые совершаются против воли человека. Но если человек пренебрегает своим здоровьем и не заботится о своем теле, человек будет нести ответственность.
Что касается действий, которые происходят по воле и желанию человека, они включают в себя сидение, стояние, движение, приход, избиение, поклонение, бездействие и другие множества действий. За такие сознательные действия человек либо вознаграждается, либо совершает грех. Это добровольно, поскольку ни один человек не принужден к этому. Если человек чего-то хочет и хочет это сделать, Аллах сделает это по его воле. И, конечно же, все это произойдет согласно предопределению Аллаха.
Поскольку Аллах создал человека со свободной волей, выбором и желанием, человек может действовать согласно своей собственной воле. Он также совершает действия халяль или харам по собственному желанию. Поскольку он добровольно выбирает награду и грешит, он будет отвечать в соответствии со своим выбором. Если бы у человека не было воли и выбора, он не понес бы ответственности в будущей жизни. Потому что тогда они были бы подобны ангелам. У ангелов же нет нафса или воли. Они только подчиняются Божьему повелению.
Человек имеет свободу выбирать и делать, а Аллах создает то, что было выбрано Его рабом. То есть то, что хочет делать человек, создано силой Всемогущего Аллаха. В результате, человек будет нести ответственность в будущей жизни за все, что он делает по собственной воле. И он не несет ответственности за действие, совершенное с применением силы или против его воли. Например, если человека насильно заставляют пить алкоголь, наливая ему в рот, и после этого в состоянии алкогольного опьянения он совершит греховное, то он не ответственен за совершенное.
Поскольку Аллах является Создателем всего сущего, Он также создал человека. Однако, хотя Аллах создал то, что мы хотим и выбираем, Он не обязан это делать. Человеку это явление кажется законом нормальной гармонии в миреприроды. То есть, движения человека ему кажутся подарком природы. Поэтому важно помнить, что есть только один Аллах, сотворивший жизнь в соответствии с волей и выбором человека. В Коране говорится, что у человека есть свобода воли и выбор: «Мы направили его на верный путь, (предоставив выбор, стать) либо благодарным, либо неблагодарным». (Сура «Аль-Инсан», аят 3). А в других аятах: «Каждый человек — заложник того, что он совершил (приобрел)». (Сура «Аль-Муддассир», аят 38). «Кто поступает праведно, тот приносит пользу самому себе. А кто совершает зло, тот вредит самому себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (Сура «Фуссылят», аят 46).
Cогласно учению Ахлю ас-Сунне, когда человек намеревается делать то, что он желает, Аллах создает для этого возможности. То есть раб является обладателем воли, Аллах — Творец. И для человека большая ошибка сказать: «Я сделал это сам, я всего добился своей волей». Потому что если бы Аллах не создавал волю человека, сделал бы он то, что намеревался сделать? Аллах создал все деяния человека, как и все, что существует. Ведь Аллах в Коране говорит: «Аллах — Творец всего. И Он — Попечитель всего (всех творений)» (Сура «Аз-Зумар», аят 62).
В Исламе взгляды религиозных течений на волю человека разные. Например, согласно воззрениям секты джабария, у человека нет ни воли, ни выбора. По их словам, человек выполняет операции, подобно запрограммированному роботу. А последователи секты мутазилитов говорят, что человеку принадлежит и выбор, и его действия. Аллах не имеет к этому никакого отношения. То есть, у человека нет предопределенной судьбы, он сам творит свою судьбу. Они считают, что, если бы его судьба была предопределена, он бы обвинял Аллаха в том, что сделал.
Конечно, мы не согласны с этими мнениями. Потому что у человека, в первую очередь, есть «джузи ирада» (частичная воля). Человек имеет право чего-то хотеть посредством этой воли джузи, то есть воли к выбору. Например, употребляя алкоголь или помогая нуждающимся делать добро —человек поступает согласно своему желанию и выбору. Никто его к этому не принуждает и не обязывает.
Вот почему в будущей жизни человек будет нести ответственность за выбор этого действия по собственному желанию. Аллах не заставляет человека что-либо делать, наоборот, он делает это по собственной воле. Поэтому, если человек пытается что-то сделать по воле Аллаха, Аллах даст ему возможность сделать это, и он это сделает.
Поскольку человек свободный, он выбирает и добро, и зло. Аллах никогда не заставляет человека творить зло. Например, некоторые люди говорят: «Я не могу бросить курить и пить, я к этому привык». Человек не может приписать то, что он сделал, своей судьбе, и он не может избежать ответственности за свои намерения.
Как-то во время халифата Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах) (634-644) к нему привели одного человека, совершившего кражу. Тогда Хазрат Умарспросил:
- Почему ты украл?
Тогда вор ответил:
- Это то, что предопределил мне Аллах
- Ударьте его 30 ударами плетью, а затем отрежьте ему руку. Все вокруг были удивлены такому решению:
- Почему вы так решили?
Хазрат Умар ответил:
- Его рука будет отрезана за воровство, а битьем будет наказан за то, что переложил ответственность за воровство на предопределение Аллаха, тем самым оклеветав Его.
Мусульманин всегда должен быть уверен в себе, вдохновлять и укреплять свой дух. Он должен укреплять свою веру в Аллаха, быть довольным своим положением и выражать свою благодарность Аллаху.
Когда Шейх Мухаммад Нуруль Араби, суфий, сказал, что воля человека ограничена, его слова вызвали недопонимание в обществе. Это весть дошла до правителя того времени, султана Абдуль Хамида. По приказу султана шейха пригласили на специальную встречу, чтобы расспросить его об этом. Разъясняя о сути проблемы, поднятой во время встречи, шейх сказал:
«Естественно, что у раба ограниченная воля. В этом кроется причина ответственности. Но неу всех есть такое ограничение. Например, у меня ограниченная воля, я пришел по приказу правителя. И покинуть это место не в моей воле. Если вы скажете «придите», мы придем, если вы скажете «уйдите», мы уйдем. Соответственно, в определенной степени здесь нет воли. Точно так же нахождение под властью султана ограничило мою деятельность. Некоторые, как показано в примере, считают, что они всегда находятся под властью своего Господа и живут с этой мыслью. Хотя Аллах постоянно наблюдает за всеми Своими рабами, многие люди думают, что они находятся под властью Аллаха только в намазе. Однако те, кто достиг определенного духовного уровня, понимают, что они всегда находятся под божественной властью. Скажите теперь сами, есть ли у такого человека воля или нет».
Ответ шейха понравился правителю. Он поблагодарил шейха, преподнес ему подарки и выразил ему свое уважение.
Да, воля мусульманина не полностью зависит от него, но она ограничена уровнем верой в Аллаха, богобоязненностью и набожностью. Являясь мусульманами, которые могут остановить свой нафс, окончим нашу речь следующим дуа:
«О, Аллах! Молю Тебя укрепить меня в делах и даровать решимость идти прямым путем! Сделай меня благодарным за Твое благодеяние и искренне поклоняющимся Тебе!» (имам Насаи).