26. Свобода воли - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:35
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:19 05:36 12:00 16:26 18:18 19:35
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Рамадан 1445
Григорианский
29 марта 2024

Циклы уроков

26. Свобода воли

26. Свобода воли

25. Категории нафса

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
6 дек. 2022 4 194 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Когда человек пытается сделать что-то по данной ему воле, Аллах дает ему силы сделать это и делает возможность этому случиться».

 

Человек подотчетен Создателю двумя способами. Первый — это воля человека, а второй — действия человека, выходящие за рамки его воли. В шариате это называется «ихтияри» (добровольными) и «иддирари» (принудительными) действиями.

 

Непроизвольные действия — это функционирование человеческого тела. Например, сердцебиение, пищеварение желудка, а также невозможность влиять на окружающую среду. Он не несет ответственности перед Аллахом за такие действия, которые совершаются против воли человека. Но если человек пренебрегает своим здоровьем и не заботится о своем теле, человек будет нести ответственность.

 

Что касается действий, которые происходят по воле и желанию человека, они включают в себя сидение, стояние, движение, приход, избиение, поклонение, бездействие и другие множества действий. За такие сознательные действия человек либо вознаграждается, либо совершает грех. Это добровольно, поскольку ни один человек не принужден к этому. Если человек чего-то хочет и хочет это сделать, Аллах сделает это по его воле. И, конечно же, все это произойдет согласно предопределению Аллаха.

 

Поскольку Аллах создал человека со свободной волей, выбором и желанием, человек может действовать согласно своей собственной воле. Он также совершает действия халяль или харам по собственному желанию. Поскольку он добровольно выбирает награду и грешит, он будет отвечать в соответствии со своим выбором. Если бы у человека не было воли и выбора, он не понес бы ответственности в будущей жизни. Потому что тогда они были бы подобны ангелам. У ангелов же нет нафса или воли. Они только подчиняются Божьему повелению.

 

Человек имеет свободу выбирать и делать, а Аллах создает то, что было выбрано Его рабом. То есть то, что хочет делать человек, создано силой Всемогущего Аллаха. В результате, человек будет нести ответственность в будущей жизни за все, что он делает по собственной воле. И он не несет ответственности за действие, совершенное с применением силы или против его воли. Например, если человека насильно заставляют пить алкоголь, наливая ему в рот, и после этого в состоянии алкогольного опьянения он совершит греховное, то он не ответственен за совершенное.

 

Поскольку Аллах является Создателем всего сущего, Он также создал человека. Однако, хотя Аллах создал то, что мы хотим и выбираем, Он не обязан это делать. Человеку это явление кажется законом нормальной гармонии в миреприроды. То есть, движения человека ему кажутся подарком природы. Поэтому важно помнить, что есть только один Аллах, сотворивший жизнь в соответствии с волей и выбором человека. В Коране говорится, что у человека есть свобода воли и выбор: «Мы направили его на верный путь, (предоставив выбор, стать) либо благодарным, либо неблагодарным». (Сура «Аль-Инсан», аят 3). А в других аятах: «Каждый человек — заложник того, что он совершил (приобрел)». (Сура «Аль-Муддассир», аят 38). «Кто поступает праведно, тот приносит пользу самому себе. А кто совершает зло, тот вредит самому себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (Сура «Фуссылят», аят 46).

 

Cогласно учению Ахлю ас-Сунне, когда человек намеревается делать то, что он желает, Аллах создает для этого возможности. То есть раб является обладателем воли, Аллах — Творец. И для человека большая ошибка сказать: «Я сделал это сам, я всего добился своей волей». Потому что если бы Аллах не создавал волю человека, сделал бы он то, что намеревался сделать? Аллах создал все деяния человека, как и все, что существует. Ведь Аллах в Коране говорит: «Аллах — Творец всего. И Он — Попечитель всего (всех творений)» (Сура «Аз-Зумар», аят 62).

 

В Священном Коране говорится: «Аллах сотворил вас и все, что вы делаете». (Сура «Ас-Саффат, аят 96).

 

В Исламе взгляды религиозных течений на волю человека разные. Например, согласно воззрениям секты джабария, у человека нет ни воли, ни выбора. По их словам, человек выполняет операции, подобно запрограммированному роботу. А последователи секты мутазилитов говорят, что человеку принадлежит и выбор, и его действия. Аллах не имеет к этому никакого отношения. То есть, у человека нет предопределенной судьбы, он сам творит свою судьбу. Они считают, что, если бы его судьба была предопределена, он бы обвинял Аллаха в том, что сделал.

 

Конечно, мы не согласны с этими мнениями. Потому что у человека, в первую очередь, есть «джузи ирада» (частичная воля). Человек имеет право чего-то хотеть посредством этой воли джузи, то есть воли к выбору. Например, употребляя алкоголь или помогая нуждающимся делать добро —человек поступает согласно своему желанию и выбору. Никто его к этому не принуждает и не обязывает.

 

Вот почему в будущей жизни человек будет нести ответственность за выбор этого действия по собственному желанию. Аллах не заставляет человека что-либо делать, наоборот, он делает это по собственной воле. Поэтому, если человек пытается что-то сделать по воле Аллаха, Аллах даст ему возможность сделать это, и он это сделает.

 

Поскольку человек свободный, он выбирает и добро, и зло. Аллах никогда не заставляет человека творить зло. Например, некоторые люди говорят: «Я не могу бросить курить и пить, я к этому привык». Человек не может приписать то, что он сделал, своей судьбе, и он не может избежать ответственности за свои намерения.

 

В Священном Коране говорится: «Поистине, Аллах никогда не поступает с людьми несправедливо. Это люди обходятся несправедливо сами с собой» (Сура «Юнус, аят 44).

 

Как-то во время халифата Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах) (634-644) к нему привели одного человека, совершившего кражу. Тогда Хазрат Умарспросил:

 

- Почему ты украл?

 

Тогда вор ответил:

 

- Это то, что предопределил мне Аллах

 

- Ударьте его 30 ударами плетью, а затем отрежьте ему руку. Все вокруг были удивлены такому решению:

 

- Почему вы так решили?

 

Хазрат Умар ответил:

 

- Его рука будет отрезана за воровство, а битьем будет наказан за то, что переложил ответственность за воровство на предопределение Аллаха, тем самым оклеветав Его.

 

Мусульманин всегда должен быть уверен в себе, вдохновлять и укреплять свой дух. Он должен укреплять свою веру в Аллаха, быть довольным своим положением и выражать свою благодарность Аллаху.

 

Когда Шейх Мухаммад Нуруль Араби, суфий, сказал, что воля человека ограничена, его слова вызвали недопонимание в обществе. Это весть дошла до правителя того времени, султана Абдуль Хамида. По приказу султана шейха пригласили на специальную встречу, чтобы расспросить его об этом. Разъясняя о сути проблемы, поднятой во время встречи, шейх сказал:

 

«Естественно, что у раба ограниченная воля. В этом кроется причина ответственности. Но неу всех есть такое ограничение. Например, у меня ограниченная воля, я пришел по приказу правителя. И покинуть это место не в моей воле. Если вы скажете «придите», мы придем, если вы скажете «уйдите», мы уйдем. Соответственно, в определенной степени здесь нет воли. Точно так же нахождение под властью султана ограничило мою деятельность. Некоторые, как показано в примере, считают, что они всегда находятся под властью своего Господа и живут с этой мыслью. Хотя Аллах постоянно наблюдает за всеми Своими рабами, многие люди думают, что они находятся под властью Аллаха только в намазе. Однако те, кто достиг определенного духовного уровня, понимают, что они всегда находятся под божественной властью. Скажите теперь сами, есть ли у такого человека воля или нет».

 

Ответ шейха понравился правителю. Он поблагодарил шейха, преподнес ему подарки и выразил ему свое уважение.

 

Да, воля мусульманина не полностью зависит от него, но она ограничена уровнем верой в Аллаха, богобоязненностью и набожностью. Являясь мусульманами, которые могут остановить свой нафс, окончим нашу речь следующим дуа:

 

«О, Аллах! Молю Тебя укрепить меня в делах и даровать решимость идти прямым путем! Сделай меня благодарным за Твое благодеяние и искренне поклоняющимся Тебе!» (имам Насаи).

 

27. Чистота

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi