48. Проницательность - Ихсан - основа духовного воспитания
Түлкібас кенті
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 12:08
Түлкібас кенті
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Түлкібас кенті
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:57 07:17 12:08 15:12 16:53 18:13
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Джумада-авваль 1446
Григорианский
23 ноября 2024

Циклы уроков

48. Проницательность

48. Проницательность

47. Мудрость

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
29 мая 2023 4 429 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Да будет слово мудреца не достоянием глупца. Чтоб светоч истины узреть — должны быть зрячими сердца!» (Абай).

 

Проницательность — это сплав лучезарного ума и мягкого сердца. Ученые говорят: «Когда разум и сердце едины, рождается истина». Человек, обладающий проницательностью, сможет избавиться от тысяч сомнений. Проницательность — это способность различать черное и белое, правду и ложь. Коран показывает, что такой человек думает сердцем: «Разве они (жители Мекки) не ездили по земле, имея мыслящие сердца и слышащие уши? Поистине, слепнут не глаза, а слепнут сердца, которые в груди». (Сура Аль-Хадж, 46).

 

Имам аль-Газали сказал, что слово «сердце» имеет два значения: Первое — это сердце, о котором говорят ученые медицины. Это кусок плоти на левой стороне груди человека. В нем одна полость. В этой полости густая черная кровь. Эта кровь — источник души. Это сердце, описанное учеными-медиками, встречается у животных и даже в теле мертвого человека. Этот кусок мяса не имеет ничего общего с сердцем, о котором мы говорим. Потому что сердце в форме кулака — это только часть мира. Второе: духовный дар Аллаха. Это также связано с сердцем в теле. Истинная природа человека — это сердце. Это источник знаний, науки и интеллекта в человеке. Ученые не могут объяснить связь с куском плоти. Связь между духовным сердцем и физическим сердцем можно сравнить со связью между материей и ее свойством, между телом и акциденцией.

 

Ученые делят проницательность на три уровня:

 

Первый: они начинают видеть скрытую суть и мудрость религиозных канонов (хукм). То есть, они смотрят на основную суть постановления шариата и видят его пользу для людей в обоих мирах. В Коране есть аят об этом: «Это (Коран) — наглядное руководство для людей, наставление и милость для убежденных». (Сура «Аль-Джасийа», аят 20).

 

Коран имеет множество названий. Один из них — «Нур» (Свет). Поскольку святое слово Аллаха есть свет, его можно понять только светом веры, проницательностью, со всеми его иносказаниями и тайнами.

 

Второй: сердце начинает видеть мудрость Всевышнего. Он понимает значение аята Корана: «Его не спрашивают о Его действиях, но это они (творения) будут спрошены (об их поступках в Судный день)» (Сура «Аль-Анбия, аят 23). Проницательный человек видит Справедливость Творца не глазами, а сердцем. Он знает, что каждое действие Аллаха основано на справедливости. В Священном Коране сказано: «Кто поступает праведно, тот приносит пользу самому себе. А кто совершает зло, тот вредит самому себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами». (Сура «Аль-Фуссылят», аят 46).

 

Иногда в голове человека целые ночи напролет встают различные вопросы, снедают мысли. Он не может найти ответа на них. И если все рассматривать через призму материального мира и не опираться на религию, он даже может выйти из лона религии. Человек должен быть готов к непрекращающемуся ветру духовной благодати. В этот момент сомнения рассеются, и он увидит истину. Имам аль-Газали сказал: «Подготовка заключается в сохранении чистоты сердца и воспитании нафсов». В следующем аяте говорится: «(Скажи им, Мухаммад): «К вам пришли явные доводы от вашего Господа. Кто увидел их (принял и уверовал), то это на пользу ему самому, а кто был слеп (и не принял), тот навредил себе. Я не хранитель вам (я только наставляю и увещеваю вас)». (Сура «Аль-Ан’ам», аят 104).

 

Третий: смотреть на истину сердцем. У всех разный кругозор и разное сердце. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Он (Всевышний Аллах) низводит с неба воду, и долины наполняются потоками по своим размерам. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность». (Сура «Ар-Ра’д», аят 17).

 

Фахруддин Рази (да смилостивится над ним Аллах) объяснил значение этого аята следующим образом: «Дождь с неба — это Коран. Долина — это сердце человека. Смысл сравнения долины с сердцами людей заключается в том, что подобно тому, как дождь с небес наполняет долину, Священный Коран наполняет сердца людей бесконечным светом содержащихся в нем учений. Каждый получает только то, что заслуживает. Ведь сердца людей также различаются по вместимости. Благодаря своей чистоте и пониманию, он извлекает пользу из неиссякаемого света Корана».

 

Мудрецы говорят: «Глаза орудие разума, а проницательность — око сердца».

 

Питание проницательности — это сердце. Сердце верующего также содержит божественный смысл и мудрость из неиссякаемого сокровища милосердия Божьего. Всемогущий Аллах говорит в Коране: «Поистине, в этом — назидание для тех, у кого в груди есть сердце, кто прислушивается (к наставлениям) и внимателен (к ним)». (Сура «Каф», аят 37). Если мы обратим внимание на этот аят, мы удивимся множеству чудес. В этом аяте говорится: «У кого в груди есть сердце». На самом деле, о каком сердце говорится? О сердце в форме кулака, которое бьется тысячи раз в день, снабжает кровью триллионы клеток и циркулирует 10 000 литров крови в день? Какая душа не имеет сердца?! Даже под микроскопом было обнаружено, что у комаров три сердца. Так что это за сердце? Речь идет, конечно же, о духовном сердце. Человек с широким кругозором или открытым сердцем признает истину без сомнений. Во многих комментариях «сердце» в этом аяте описывается как разумное и чуткое сердце. То есть глубокое и широкое сердце, которое может чувствовать свет Корана. Фахруддин Рази объясняет значение аята следующим образом: «Человек, который избегает и не принимает истину, подобен человеку без сердца». Потому что сердце — правитель организма. Он снабжает кровью все клетки тела. Даже когда человек крепко спит, он не перестает работать. Если человек без сердца умирает, то умирает духовно и человек, враждебный к истине.

 

Сподвижник Харис бин Малик аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) каждый раз после духовных бесед испытывал вдохновение и ощущал божественную любовь. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у него:

 

— О, Харис, как ты сегодня проснулся?

 

— Как подобает истинному мусульманину.

 

— Знаешь ли ты, Харис, что истина имеет свои особенности. Каковы признаки истинности твоей веры?

 

— О, Пророк! Я отрешился от мирских благ и стал проводить дни в посте, а ночи без сна. Я словно видел трон Аллаха, навещающих друг друга обитателей Рая и враждующих между собой жителей Ада.

 

— Достаточно, Харис! Ты стал человеком, сердце которого осветил Аллах. Береги это состояние души!» ( Ибн Абу Шайбах).

 

Как мы видели в хадисе, чем человек приближается (духовно) к Аллаху, тем больше у него начинают появляться способности, о которых он не знал или никогда раньше не чувствовал.

 

Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) передал, что у человека есть способности, о которых он не знает: «Вы думаете о себе как о маленьком теле, но внутри вас скрыт целый мир». (Диван Али ибн Абу Талиб).

 

Верующий должен быть скромным во всем, что он делает. Его знания не должны приводить к высокомерию и пренебрежению чужим мнением. Люди чтят человека, который учится у вчерашнего дня, устанавливает правильный курс на завтра и делает все возможное сегодня. Однако им не нравятся невежественные люди. Поэтому проницательный человек должен взвешивать каждое слово. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Скажи (им, Мухаммад): «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху на основе ясных доводов». (Сура Юсуф: 108).

 

Однако у слов есть место и время. Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «В каждом месте свое изречение». (Хатиб, Джами). Правда, слово находит своего хозяина. Если их не контролировать, они могут сбиться с пути и потерять правильный путь. Вот почему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Если какому-либо обществу сказать то, о чем их умы не в состоянии постигнуть, то это приведет к фитне» (к смуте).

 

Мудрость — сокровище сердца и секрет человека. Было бы неразумно рассказывать об этом всем вокруг. Мудрый Абай говорит: «Когда слова мудрости произносятся невежественному человеку, это может одновременно расстроить и утомить». То есть, если не хотите разочаровывать себя, не открывайте свой секрет невежественному человеку.

 

Мой Господь, Вседержитель! Одари нас проницательностью, мудростью и пониманием!

 

49. Беспечность

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi