Дәрістер топтамасы
Является ли человек, умерший от коронавируса шахидом?
Шахид (мученик) – это мусульманин, который умер на пути Аллаха, и погиб, защищая свою религию, честь и родину от врагов.
Шахиды делятся на два типа:
Первый – совершенный шахид. Человек, погибший при сражении на пути Аллаха или умерший от рук мятежника или грабителя, считается шахидом в этом мире и в вечной жизни.
Второй – мусульманин, который получит статус шахида в вечной жизни. В том мире он будет вознесен на уровень шахида и удостоится его награды. Шахиды вечной жизни - это умершие от болезни живота, чумы, утонувшие или сгоревшие.
Последние отличаются от совершенных шахидов тем, что их омывают, оборачивают в саван, и над ними читают джаназа намаз. А тело совершенного шахида не омывается, а лишь очищается от крови и других нечистот. Над погибшим совершается джаназа намаз, и хоронят в одежде, в которой он погиб [1].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.)
«Шахидами являются пятеро: тот, кто умер от чумы (или от аналогичной болезни); тот, кто умер от болезни живота; тот, кто утонул; тот, кто погиб под обломками; и тот, кто принял мученическую смерть на пути Аллаха» [2].
Согласно риваяту Абу Дауда, помимо тех, кто умер на пути Аллаха, число мучеников составляет семь, в дополнение к указанным выше характеристикам, сгоревший в огне и женщина, покинувшая этот мир при родах.
Имам Навави (р.а.) говорит: «Ученые говорят, что по милости Аллаха те, кто умирает такой смертью, получают статус мучеников из-за сильной боли и страданий» [3].
Однако шахиды вечной жизни не ограничиваются лишь теми характеристиками, упомянутыми в хадисе. [4] Вероятно, характеристики, содержащие такое значение, также имеют степень мученичества. Поэтому одни ученые насчитывают число мучеников до двадцати, другие – около сорока [5].
Поэтому мусульман, умерших от так называемой «коронавирусной» пневмонии, могут быть включены в список шахидов вечной жизни на основании следующих фактов:
Прежде всего, тяжесть заболевания, высокий риск заражения вирусом, интенсивность боли – вот причины достижения того уровня мученичества, о котором говорят ученые.
Во-вторых, эта эпидемия является частью некоторых болезней, упомянутых в хадисах в общих лингвистических терминах. Например, смерть от болезни живота. По мнению ряда ученых, сюда входят люди, умирающие от болезни внутренних органов в целом [6]. То есть заболевания органов, как печень, почки, легкие, считаются болезнью внутренних органов.
В-третьих, по шариату умершие от малярии [7] и туберкулеза [8] считаются мучениками. Симптомы этих заболеваний схожи с симптомами коронавируса.
В-четвертых, болезни, упомянутые в хадисе о шахидах, охватывают не только болезни, которые были известны во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Вероятно, включают в себя болезни, которые имеют такие же симптомы и в наши дни. Например, пневмония. Его основные симптомы - жар, кашель, одышка, сильная боль [9], как и у коронавируса.
В-пятых, коронавирусная инфекция по симптомам похожа на болезнь, которая упоминается в хадисах как «тагун». Ученые описывают его как чуму. Ученый Бадруддин Айни назвал его «чумой», потому что оно было заразным и приводило к быстрой смерти. Это заболевание включает в себя все опасные эпидемии» [10].
В этой связи мусульманина, умершего от коронавирусной инфекции, можно считать мучеником вечной жизни. Однако на похоронах его тело следует омыть, обернуть в саван, и совершить погребальную молитву в соответствии с шариатом.
[1] Джаназа и погребальные обряды, стр. 81-82.
[2] Передал Бухари.
[3] Навави, Шарху Муслим, 13/63.
[4] Шахид вечной жизни - это человек, который умирает спустя долгое время после травмы, младенец, недееспособный человек, или человек, убитый случайно. Кроме того, человек, на которого обрушилась стена, путник, погибший во время поездки, умерший от холеры или отравления ядом, эпилепсии, лихорадки, укусов ядовитых насекомых, женщина, умершая при родах, а также те, кто умер в ночь на пятницу.
[5] Фатхуль-Бари, 6/43, Ат-Тануир Шарху аль-Джами ас-Сагир, 6/551.
[6] Навави, Шарху Муслим, 13/63.
[7] Передал Дайлами. Хафиз Суюти подтвердил достоверность хадиса.
[8] Передал Табарани.
[9] Ламгату ат-танких фи шархи мишкатил-масабих, 4/41.
[10] Умдатуль-Кари, 14/129.