92. Верность обещанию - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Фаджр 05:44
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:44 07:06 11:46 14:38 16:20 17:42
свернуть
Календарь
Хиджра
3 Джумада-сани 1446
Григорианский
05 декабря 2024

Циклы уроков

92. Верность обещанию

92. Верность обещанию

91. Гостеприимство

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
13 нояб. 2024 1 386 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


В изучении фикха без набожности нет блага. Точно также нет блага и в искренности, пока нет верности обещанию». (Абу Хатим ар-Рази).

 

Верность обещанию — одна из основных характеристик мусульманина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе: «У нечестного нет веры, у не исполняющего обещаний нет религии».

 

Выполнение обещания и отношение к нему с большой ответственностью повышают достоинство мужчины.

 

Абу Талиб аль-Макки (да помилует его Аллах) сказал: «Нарушение обещания разрушает мужественный характер человека».

 

В Исламе есть два типа обещаний:

 

Первый — это обещание, данное Всевышнему Аллаху.

 

Это величайшее из обещаний. Священный Коран гласит: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Не Я ли ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем... " Это – для того, чтобы в Судный день не сказали: "Мы не знали этого". (Сура «Аль-А’раф», аят 172).

 

Второй: это обещание, данное человеку.

 

Сюда входит обещание, данное одним человеком другому. Обязательство человека — быть ответственным в своей работе, вовремя прийти в обещанное место, выплатить вовремя долг, выполнить клятву, выплатить вовремя сотруднику его зарплату, иметь возможность хранить секреты и тому подобные дела. Когда мусульманин дает кому-то обещание, он должен постараться сдержать его и быть очень осторожным, чтобы не нарушить его и не проявить халатность. Потому что в Судный день будет дан особый ответ. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Выполняйте ваши обещания. Поистине, за обещания придется отвечать» (Сура «Аль-Исра», аят 34).

 

Одна из характеристик всех пророков, посланных Аллахом человечеству, — «сидк», то есть правдивость. Слова пророков всегда правдивы и соответствовали истине. Они говорили людям, к которым они приходили: «Я — посланник к вам, заслуживающий доверия» (Сура «Аш-Шу’ара», аят 107). Ни один пророк в своей жизни не нарушал своего обещания, и всегда сдерживал свое слово.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) показал отличный пример выполнения своих обещаний. Как-то он обещает встретиться с одним человеком по делу. На следующий день Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит к месту назначения, но никого там не находит. Как и было обещано, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ждал его там. Три дня спустя этот человек вспомнил о своем обещание Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), пошел в согласованное место и увидел, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до сих пор ждал его. Этот человек извинился перед Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и ему было очень стыдно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) мягко предупредил его, сказав лишь: «Следи, чтобы этого больше не повторялось».

 

Наши предки говорили: «Обещать — дело человеческое, а не выполнить — чертовское», «Всякое вольное обещание обязательно», «Дав обещание, не отступайся». Из этих мудрых слов мы видим, что наши предки ответственно к этому походили, сдерживали обещание и не нарушали его.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто предупреждал своих сподвижников о важности выполнения обещаний и грехе их нарушения. Например, в хадисах говорится, что нарушение обещания является признаком лицемерия:

 

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре свойства, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь, поступает вероломно, когда заключает договор; и допускает беззаконие, когда враждует с кем-либо» (Бухари).

 

В 177 аяте суры «Аль-Бакара» Всевышний описывает тех, кто сдерживает свои обещания, обладая качествами правдивости и благочестия:

 

«Выполняющие обещания, если обещал; Терпеливые в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они — правдивые, вот они — богобоязненные».

 

Однажды умер отец двух братьев. Перед смертью их отец сказал своему старшему сыну: «У меня есть друг, который много лет торгует в Йемене. Заберешь у него наследство своего брата и отдашь ему». Похоронив отца, старший сын отправился выполнять его приказ. Проходя мимо Медины, он слез с верблюда и остановился возле пальмовой рощи. Тут внезапно верблюд испугался и вошел в пальмовую рощу. Хозяин пальмовой рощи, рассердился и бросил в верблюда камень, от чего верблюд умер. Когда юноша увидел, что его верблюд умер, он, разозлившись, бросил этот же камень в старика. И старик умер от удара камня. В какой-то момент сыновья старика вышли из пальмовой рощи, поймали человека, убившего их отца, отвели его к Умару, правителю верующих, и рассказали ему все, что произошло. Когда все выяснилось, судьи приговорили его к смертной казни. Молодой человек встал и сказал: «Я согласен с приговором. Но дайте мне время. Я собирался выполнить обещание отца. Я обещаю прийти к этому дню, если вы дадите мне время». Умар сказал: «Хорошо, давайте в это поверим, но кто за тебя поручится?». «У меня нет поручителей», — сказал он. «Но я мусульманин, который говорит: «Ля илаха илляЛлах», поэтому, пожалуйста, поверьте мне». Умар посмотрел на собравшихся людей и спросил: «Есть ли среди вас кто-нибудь, кто может выступить гарантом этому парню?». Сподвижник Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду гарантом». Люди спросили у него: «Ты собираешься стать поручителем парню, которого не знаешь?». Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) не отказался от своих слов и юноше дали месяц отсрочки.

 

Когда настало условленное время, юноши все не было. Сыновья покойного сказали Абу Зарру (да будет доволен им Аллах): «Ты вызвался быть поручителем. Но он обманул нас». Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я подтверждаю, что я вызвался быть поручителем. Если он не придет, накажите меня». В какой-то момент пришел тот самый молодой человек, усталый и расстроенный. Собравшиеся люди с недоумением спросили у него: «Почему ты так торопишься и рвешься умирать?» Он сказал: «Я ведь поставил свою веру, прося Аллаха дать мне отсрочку на месяц. Я поспешил приехать сюда из-за страха того, что со мной случится в Судный день, если я умру без веры». Люди спросили Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «Как вы узнали, что он сдержит свое обещание и вернется сюда?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я боялся, что враги религии скажут: «После смерти своего пророка мусульмане потеряли веру друг в друга, и перестали им доверять». В то время сыновья умершего старика встали и сказали: «Мы также умма Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мы простили этого парня. Даже если мы убьем нашего брата, наш отец не вернется к жизни».

 

Да, праведники прошлого смогли сделать верность обещанию одним из самых важных принципов в своей жизни. Потому что это качество характерно для истинно благочестивых людей, имеющих надежду на Рай. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

 

«Гарантируйте мне шесть вещей с вашей стороны, и я гарантирую вам Рай.

 

1. Будьте честными, если вы что-то рассказываете;

 

2. Выполняйте то, что вы обещаете;

 

3. Если вам доверили что-то, то возвращайте доверенное;

 

4. Бережливо относитесь к своим половым органам;

 

5. Потупляйте ваши взоры (не смотрите на запретное);

 

6. Удерживайте ваши руки от совершения грехов»;

 

(Ахмад).

 

Сподвижники, которых учил Пророк, также были верны своим обещаниям. Например, Гауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда мы были с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Не присягнёте ли вы Посланнику Аллаха?». Мы положили свои руки на его руки и сказали: «Мы присягаем тебе». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянитесь поклоняться Аллаху и не приобщать Ему сотоварища, молиться пять раз в день, повиноваться и не просить ничего у людей». Гауф ибн Малик сказал: «Я видел некоторых людей этой группы, которые дали клятву. В последующем, если даже их кнуты падали на землю, они никого не просили подать их с земли» (Муслим).

 

Да благословит нас Всевышний Аллах быть среди благочестивых людей, которые сильны в религии и сдерживают свои обещания!

 

О Аллах, Ты — Господь мой, и нет бога, кроме Тебя, Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил.

 

93. Аманат

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi